Современная концепция здоровья – основная составляющая роста и развития организма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:21, реферат

Краткое описание

В жизни настоящего поколения людей здоровый образ жизни становится значительным социальным явлением, едва ли не самым массовым движением современности. Темпы развития физической культуры и спорта во многом определяются социальной активностью всех членов общества в целом и каждой личности в отдельности. Сегодня стоит вопрос широкого использования воспитательной силы нашей действительности в борьбе за здоровый образ жизни людей. Важно создать модель системы вовлечения физически пассивных людей в активные занятия физическими упражнениями. Определить единые требования и критерии оценки работы тренера в этом направлении, чтобы название профессии полнее отвечало ее содержанию – всестороннее развитие и воспитание людей.

Содержание

. Введение.
2. Физическое воспитание в жизни людей.
3. Физическое воспитание – вечная категория.
4. Физическая культура и спорт как вид деятельности людей.
5. Потребность в физической культуре и спорте.
6. Гипокинезия.
7. Опасность гипокинезии для человека.
8. Мотивация занятий физической культурой.
9. Структура физической деятельности.
10. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по физре.docx

— 43.71 Кб (Скачать файл)

Потребность в физической культуре и спорте

Активная физическая деятельность в ходе эволюционного развития человека приобрела важную биологическую  роль. И в настоящее время она занимает важное место. Однако сегодня нужна такая организация этой деятельности, которая обеспечивала бы оптимальный уровень двигательной активности всех людей, стала бы их насущной потребностью.

Основоположники марксизма  много внимания уделяли человеческой активности, они выдвинули новое  воззрение на личность в целом, вскрыли  социальную сущность ее потребностей.

Потребности порождаются  и формируются в трудовой деятельности, в процессе производства и потребления  “люди фактически начали с того, что присваивали себе предметы внешнего мира как средства для удовлетворения своих собственных потребностей”. В процессе какого-либо вида деятельности создаются не только определенные отношения  к ней, формируются потребности  человека. Поэтому, как отмечал Ф. Энгельс, “все побудительные силы человека, вызывающие его действия, неизбежно  должны пройти через его голову, должны превратится в побуждения его воли”.

Следовательно, потребности  людей в физической культуре и  спорте должны быть осознанными и  неизменно возрастать по мере развития общества. Однако этот процесс в действительности протекает крайне медленно, потому что еще не до конца выявлены механизмы формирования побудительных мотивов людей к занятиям физическими упражнениями, принижена опасность влияния гипокинезии, не изучена ее социальная роль в общественном развитии.

 

 

Гипокинезия

Гипокинезия (hypo –малый, сниженный и kynesis –движение) не является порождением нашего времени. В более ранних периодах жизни людей отмечались подобные явления. Однако тогда гипокинезия поражала в основном людей из имущих классов и сословий, а в настоящее время она является следствием комфортабельных условий, созданных обществом. Раньше она носила ограниченный характер воздействия, сейчас же приобретает массовый характер.

В 1869 г. известный физиолог Дальтон отмечал, что слишком  продолжительное пребывание в сидячем  положении при занятиях или просто от лености истощает силу и вредно действует на здоровье. Каждый здоровый человек должен заботиться о регулярной нагрузке своих мышц по  крайней мере двухчасовыми упражнениями ежедневно.

Установлено, что современный  человек, живущий в городе, по сравнению  с горожанином прошлого века, прилагает  физических усилий в 100 раз меньше. Подсчитано также, что горожанин XIX в. в течение дня делал около 30 тыс. шагов, а наш современник – мене 10 тыс. Именно 10 тыс. шагов (7-8 км) – та минимальная норма, которую можно считать обязательной для поддержания хорошего состояния здоровья.

Потребности людей в физической культуре и спорте не могут быть правильно поняты, если не учитывать  те социальные явления и процессы, которые происходят в нашем обществе. Вот почему следует остановиться на объективных причинах гипокинезии.

Таким образом гипокинезия – это социальное явление, так как слагается из составляющих, проявляющихся в обществе и против интересов этого общества. Гипокинезия социальна по своему происхождению, содержанию и дальнейшему развитию.

 

 

Опасность гипокинезии для человека

Чем же опасна гипокинезия  для человека? Прежде всего следует уточнить, что развитие гипокинетического синдрома – это хронический процесс. Постепенно снижается тонус мышц. Дефицит мышечной деятельности проявляется недостаточным или извращенным поступлением сигналов в центральную нервную систему от рецепторов опорно-двигательного аппарата. Это приводит к разлаживанию четкости работы не только нервных центров, но и внутренних органов. Отсюда естественно и появление так называемых нервно-вегетативных синдромов.

У некоторых людей, длительно  находившихся в условиях постельного  режима, развивается атрофия мышц, снижаются их тонус, сила, выносливость и пр.

 

 

Мотивация занятий физической культурой

Мотивация занятий физической культурой – существенная сторона  жизни современного человека. Однако в физическом воспитании эта проблема до сих пор остается недостаточно изученной. Практика ощущает недостаток в конкретных рекомендациях и разработках, которые позволили бы более обоснованно и успешно управлять здоровым образом жизни людей.

Нельзя считать, что вся  мотивация занятий физической культурой  должна сводиться лишь к вовлечению людей в систематические занятия  физическими упражнениями. Практика настоятельно требует, чтобы педагог-тренер мог определенным образом воздействовать на мотивационную сферу людей, формируя у них правильные отношения и  к этой деятельности, и к себе, и к обществу. Однако эти вопросы  и их мотивационное обеспечение  еще не стали предметом специальных  и систематических исследований.

Что же такое мотивация? Под  мотивацией понимается совокупность мотивов  поведения и деятельности. Однако определяющим моментом в мотивации  все же являются не мотивы, а цели деятельности и уже затем –  соответствующие им мотивы. Следовательно, умение ставить цели деятельности, цели здорового образа жизни, стремление к достижению этих целей являются существенными характеристиками мотивации.

К. Маркс считал, что сознательная цель как закон определяет способ и характер действий человека. Цель, таким образом, есть неотъемлемый  компонент мотивации, являющийся отражением некоторой человеческой потребности. Осознавая цель, человек сознает образ желаемого будущего, а потому стремится к ее достижению и подчиняет ей свои действия.

От цели и целеустремленности зависит, как человек осуществляет деятельность, какую позицию занимает, как выбирает соответствующее решение  и способ поведения.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что под мотивацией как свойством  личности мы понимаем систему целей, потребностей и мотивов, которые  детерминируют деятельность и поведение  человека. Качественное содержание мотивации  определяет содержание здорового образа жизни, характерного для данного  человека.

Мотивация людей, занимающихся физическими упражнениями, в различных  формах отражает новые, по сравнению  с традиционными взглядами, социальные обстоятельства и в корне отличается от мотивации физически пассивных  людей. Это отличие видно в  качественном своеобразии основных интегративных свойств мотивации. К таким свойствам относятся  идейно-нравственная направленность мотивации, предметная ее направленность и динамические свойства.

 Подобный взгляд на  мотивацию прослеживается в последние  годы не только в педагогических, но и в психологических, социологических  и философских исследованиях.  Рассмотрим основные свойства  мотивации и их особенности.

Первое интегрированное  свойство мотивации – идейно-нравственная направленность мотивации – указывает, во имя каких идейно-политических, идеологических, нравственных и правовых идей и норм, общественных интересов  и взглядов должна проявляться активность в физкультурно-оздоровительной  работе. Этот признак характеризуется  составом целей, потребностей и мотивов, их иерархией, обобщенностью и осознанностью.

Обобщенность мотивации  – свойство личности распространять свои действия не только на овладение отдельными видами физических упражнений, выполнять понравившиеся из них, но и на всю оздоровительную работу в целом. При этом человек должен иметь правильное представление о социальных функциях физической культуры, даваемом ею эффекте и той роли, которая ей отведена в плане всестороннего формирования личности.

Осознанность мотивации  рассматривается как стремление людей развивать в себе более совершенные качества, признание их ценности не только для себя, но и для общества, как осознание необходимости занятий физическими упражнениями для профессионального совершенствования. При этом человек должен глубоко осознавать роль здорового образа жизни в деле удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей.

Второе интегрированное  свойство мотивации – предметная направленность мотивации – отражает то, что привлекает человека в физкультурно-спортивной деятельности: в содержании, способах действий, в видах и формах упражнений. Предметная направленность мотивации может быть самой разнообразной: сравнительно простой (знание особенностей деятельности, владение видами и формами тренировочной работы) и сложной, требующей интеллектуальных и физических затрат.

Третье интегрированное  свойство мотивации – динамические свойства мотивации – характеризуются  интенсивностью, устойчивостью и  действенностью побуждений человека.

Интенсивность – степень  преодоления личностью трудностей в борьбе за свое здоровье, ее способность  сохранить увлеченность делом. Интенсивность  выражается в сильной или слабой возбудимости мотивов, в степени преодоления личностью трудностей, в приложении волевых усилий.

Устойчивость – степень  желания заниматься физическими  упражнениями, степень убежденности в необходимости здорового образа жизни, а также признак готовности реализовать свои идейные позиции  в конкретных поступках. Это свойство характеризуется способностью личности длительно сохранять необходимые  мотивационные состояния. Динамические свойства мотивации характеризуются  также способностью переносить интересы, побуждения с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой и тормозить при этом малоэффективные  побуждения, приносящие вред делу, личности и коллективу.

Действенность – способность  актуализировать необходимый в  данной ситуации мотив, принять нужное для дела решение.

Важность динамических свойств  мотивации людей несомненна: в  процессе занятий общеразвивающими и специальными упражнениями, во время сдачи норм комплекса ГТО и других соревнований они сталкиваются с большими трудностями, требующими для их преодоления высокой устойчивости и действенности мотивации. Однако чаще всего оказывается, что именно эта сторона мотивации сформирована недостаточно. Очевидно, о сформированности мотивации можно говорить только в том случае, когда на деле будут развиты все основные ее свойства.

Анализ этого положения  показывает, что в силу индивидуальных различий людей могут встречаться  самые разнообразные, порой довольно стабильные мотивационные установки. Однако процесс вовлечения лиц в  занятия физическими упражнениями предполагает создание у большинства  из них только одинакового характера  мотивационных состояний. Это делается для того, чтобы было легче совместно  решать оздоровительную проблему или  сообща планировать и выполнять  необходимую тренировочную работу. Отсюда и возникает масса сложных, порой неразрешимых вопросов. Как более эффективно обеспечить вовлечение в занятия большинства населения? Как побуждать к выполнению неинтересной, но необходимой работы? При каких условия самые разнообразные мотивационные установки различных лиц переходят в одинаковые состояния, необходимые для эффективного осуществления оздоровительных задач? При каких педагогических условиях достигается сочетание личностно значимых и общественно важных потребностей, интересов и мотивов?

Наличие свойств мотивации  объективно обуславливает не только их единство, но и указывает на противоречия между ними. В аспекте формирования мотивации проблема состоит в  том, чтобы разрешить противоречие между исходным уровнем мотивации (дискретная ее сторона) и уровнем, необходимым  для осуществления физкультурно-оздоровительной  деятельности (процессуальная сторона) в каждом конкретном случае. Каковы пути решения этого противоречия? Обратимся к практике.

Каждый преподаватель  физкультуры и тренер стремится  вызвать интерес к физической культуре и спорту, вызвать у людей  положительные мотивы и тем самым  облегчить им путь к ведению здорового  образа жизни. У всех ли людей появляется интерес к физическим упражнениям? Можно ли проводить занятие с  ними так, чтобы оно было интересным для всех без исключения? Передовой  опыт убеждает, что такие условия  можно создать. Однако у тех людей, у которых не сформирована мотивация  к занятиям, то есть имеется низкий уровень дискретной стороны мотивации, физические упражнения все же не вызывают должного интереса. Дело в том, что  глубинные, уже сформировавшиеся интересы человека и чувство интереса, возникающее  в конкретной ситуации, не одно и  то же. Поэтому тренер должен опираться  на развитие у занимающихся чувства интереса (процессуальной стороны мотивации).

Следовательно, можно утверждать, что при формировании мотивации  к здоровому образу жизни необходимо стремиться к развитию прежде всего процессуальной ее стороны.

Противоречие между названными сторонами мотивации является движущей силой процесса ее формирования. Разрешение этого противоречия, во-первых, ведет  к совершенствованию организации  физкультурно-оздоровительной работы с населением, во-вторых – это обусловливает совершенствование самой мотивационной сферы людей.

Основное направление  в данном аспекте – это предъявление человеку жизненно важных заданий, создание проблемных воспитательных ситуаций, организация значимых для него видов  деятельности. Необходимо подчеркнуть, что в основе развития мотивации  должна лежать все же значимая для  человека деятельность. Именно то, что  особенно значимо для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности.

В разрешении этого противоречия определенную роль играет предъявление людям эталонов побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности (это  задачи пропаганды здорового образа жизни), которые формируются по замыслу тренера и которые постепенно должны превратиться из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими в огромной степени облегчают детренированному человеку внутреннюю смысловую работу и избавляют его от стихийного поиска, нередко связанного со множеством ошибок.

Информация о работе Современная концепция здоровья – основная составляющая роста и развития организма