Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, реферат

Краткое описание

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.
В настоящее время физической культурой и cпортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60% [1] .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Цели и задачи Концепции 5
1.2. Основные принципы реализации Концепции 6
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 8
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 15
4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 31

Вложенные файлы: 1 файл

совр.сост. физ-ры.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

Совершенствование законодательства в области физической культуры и  спорта должно способствовать тому, чтобы  в рыночных условиях отрасль финансировалась  не только из бюджетных источников, но и из внебюджетных, особенно для  поддержания спорта высших достижений (олимпийского и профессионального).

Законодательством должно предусматриваться  создание благоприятных условий  в первую очередь для:

- организаций, реализующих  программы, направленные на развитие  физической культуры и спорта  среди детей, инвалидов, сирот  и способствующие формированию  здорового образа жизни;

- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на  подготовку спортивного резерва  и сборной команды России к  участию в Олимпийских и Параолимпийских  играх.

Кроме того, необходима законодательная  проработка вопросов, связанных:

- с борьбой против использования спортсменами допинга, наркотиков, обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на личность и общество;

- с принятием правовых  решений по проблемам массового  оттока российских спортсменов,  особенно молодых, и специалистов  за пределы Российской Федерации.

Необходимо широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической культуры и  спорта как между субъектами Российской Федерации, так и на международном  уровне.

Важным направлением в  деятельности по развитию физической культуры и спорта является совершенствование  управления и организации физической культуры и спорта в стране с целью  их стабилизации и оптимизации.

Требуется поиск новых  организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной  системы организации физкультурно-оздоровительной  и спортивно-массовой работы среди  населения, в том числе сельского, обобщение зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы и  дальнейшее распространение его  по всей стране.

Государственным органам  исполнительной власти, и в первую очередь местным, совместно с  работниками физической культуры и  спорта необходимо акцентировать внимание на том, как решаются вопросы:

-   финансирования детских спортивных клубов по месту жительства, детских массовых соревнований, в том числе и традиционных типа "Золотая шайба", "Кожаный мяч" и др., а также мероприятий по проверке физической подготовленности и физического развития детей и учащейся молодежи;

 

-   укрепления нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов и видов, а также материального стимулирования труда детских тренеров, педагогов и специалистов;

-   совершенствования системы страхования в спорте;

- подготовки специалистов по вопросам менеджмента, дошкольного физического воспитания, пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Для эффективного развития спорта высших достижений необходимо обеспечить гармоничное сочетание  государственного и общественного  управления. В связи с этим возрастает роль федераций по видам спорта и физкультурно - спортивных объединений в развитии видов спорта.

Большое значение в решении  вопросов развития физической культуры и спорта, формировании у населения  устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, достижении нашими спортсменами побед  на Олимпийских играх имеют качество профессиональной подготовки специалистов и уровень развития научных исследований.

В связи с этим необходимо:

- обеспечить подготовку  специалистов высокой квалификации  применительно к основным видам  их будущей профессиональной  деятельности;

-    создать в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;

-     обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов и тренеров (волонтеров) по физической культуре, оказывать им постоянную помощь в работе;

- разработать и внедрить  систему сертификации работников  сферы физической культуры и  спорта, предусматривающую систематическое  обязательное повышение их квалификации  с последующей аттестацией.

Преобразование среднего и высшего профессионального  образования в области физической культуры должно осуществляться как  по традиционному пути, т.е. включением известных специальностей, имеющихся  в соответствующем классификаторе направлений и специальностей высшей школы, так и созданием новых  специальностей, вытекающих из направления  физической культуры, а также новых  междисциплинарных специальностей.

Организация научных исследований в области физической культуры и  спорта должна предусматривать разработку наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта и внедрение  результатов научных исследований в практику физкультурно-спортивного  движения.

Приоритетными направлениями  развития науки в области физической культуры и спорта являются:

-   разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни;

-   научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва;

- организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение  сферы физической культуры, спорта  и спортивного туризма;

- теоретические и методические  основы развития и совершенствования  системы подготовки, повышения квалификации  и переподготовки кадров.

Одно из ключевых направлений  деятельности по развитию физической культуры и спорта - укрепление материально - технической спортивной базы. В новых социально-экономических условиях строительство спортсооружений и их реконструкция должны осуществляться за счет не только бюджетных средств разного уровня, но и привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов.

Назрела необходимость эффективной эксплуатации спортсооружений, принадлежащих различным ведомствам и не используемых по прямому назначению, а также осуществления мер по стимулированию рынка физкультурно-спортивных услуг, созданию индустрии спортивных товаров и оборудования.

Государственная поддержка  развития физической культуры и спорта должна осуществляться следующим образом:

    • целенаправленным финансированием из бюджетов всех уровней по трем основным формам:
    • безвозмездное субсидирование (гранты);
    • предоставление льготных займов и кредитов;
    • заключение контрактов на разработку продукции спортивной промышленности и подготовку спортсменов высокого класса;
    • привлечением частного капитала к финансированию деятельности и развитию физической культуры и спорта;
    • комплексом мер по созданию в отрасли "физическая культура и спорт" чисто рыночных структур (там, где это вообще возможно).

С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта, такие, как отчисления от лотерей, игрового бизнеса, прав телетрансляций и т.д.

Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой  и спортом, из всего комплекса  мер, направленных на развитие физической культуры среди населения, настоящая  Концепция предусматривает в  качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни.

В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о создании массированной информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

Действенная пропаганда физической культуры и спорта, эффективная просветительно-образовательная  деятельность, оптимальная система  управления отраслью при адекватной правовой и материально-технической  базе будут способствовать увеличению числа людей, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих  здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потреблении алкоголя, сигарет, сокращении правонарушений, особенно молодежью, окажет действенную помощь в воспитании, самосовершенствовании  и самообразовании человека, повышении  его работоспособности и выполнении им долга по защите Родины.

 

 

 

3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ                           ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детстве, именно на этот этап в ближайшие годы необходимо обратить первостепенное внимание.

В связи с этим основные усилия должны быть направлены на:

-    повышение ответственности родителей за здоровье детей;

- совершенствование программно-методического  и организационного обеспечения  физического воспитания среди  дошкольников;

-   создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой дошкольников;

-    массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;

- создание при дошкольных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения, позволяющие обеспечить объем двигательной активности дошкольников не менее 6-8 ч в неделю.

Исходя из того что физическая культура является основой воспитания и образования ребенка, она должна быть включена в базисный учебный  план образовательных учреждений как  федеральный компонент.

Механизм реализации физического  воспитания и образования должен осуществляться через:

    1. урочные формы занятий по предмету "физическая культура" (физическое воспитание);
    2. дополнительные занятия физическими упражнениями и спортом;
    3. занятия физической культурой, ориентированное физическое

 

 

воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии  здоровья;

    1. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
    2. внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия);
    3. спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Следует развивать систему  мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп  населения, в первую очередь детей  и учащейся молодежи. Результаты мониторинга  дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, формирование здорового  образа жизни, улучшение физической подготовки допризывной и призывной  молодежи.

В целях решения проблем  вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить и на проведение детьми досуга совместно  с родителями. Концепция активного  семейного отдыха должна быть признана приоритетной на уровне как пропаганды, так и организации досуга. Для  этого необходимо реализовать специальную  программу формирования зон отдыха для городов России. В эти зоны отдыха должны входить сеть региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая  или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, стадионы, туристско-оздоровительные комплексы). К организации досуговой деятельности следует более активно привлекать профсоюзные, молодежные и женские общественные объединения.

Особое внимание следует  обратить на работу с молодежью по месту жительства. Практика показывает, что физическая культура и спорт  являются эффективным средством  профилактики асоциального поведения. Средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их

 

решения следует создать  необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием.

Развитие физической культуры и спорта для трудящихся и пенсионеров 

должно осуществляться путем  формирования соответствующей мотивационной  структуры. Взрослый человек добровольно  участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через  целую систему стимулов. Это прежде всего создание современной инфраструктуры физкультурно-оздоровительного и спортивного  рынка услуг, создание индустрии  спортивных товаров.

Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации