Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, реферат

Краткое описание

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.
В настоящее время физической культурой и cпортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60% [1] .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Цели и задачи Концепции 5
1.2. Основные принципы реализации Концепции 6
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 8
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 15
4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 31

Вложенные файлы: 1 файл

совр.сост. физ-ры.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

 

подведомственных ему  Федерального агентства по делам  молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства  по физической культуре и спорту. Минспорттуризм России является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики [4].

Существенным фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое  обеспечение. Госкомспорт СССР имел развитую материально-техническую базу, которая включала в себя разветвленную сеть учебно-тренировочных баз и центров для подготовки сборных команд страны, предприятия спортивной промышленности, учебные и научные учреждения, а также хозяйственные организации. После распада СССР материально-техническая база физической культуры и спорта подверглась существенным изменениям.

В 1991-1992 годах в соответствии с межгосударственными соглашениями многие организации бывшего Госкомспорта СССР перешли под юрисдикцию новых  суверенных государств (Республики Белоруссия, Украины).

В середине 90-х годов критическое  положение наблюдалось в вопросах финансирования физической культуры и  спорта и, прежде всего, подготовки сборных  команд страны. До 1999 года недостаточное  финансирование из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию спортсооружений привело к невозможности эксплуатации многих из них, а организация учебно-тренировочных сборов на отечественных спортивных базах и центрах стала невозможной, и сборные команды страны были вынуждены проводить учебно-тренировочные сборы за границей. Федерации по видам спорта, получив полную самостоятельность, не смогли в полной мере обеспечить развитие видов спорта без государственной поддержки.

Факт, что с 1991г., сеть физкультурно-спортивных сооружений сократилась примерно на 20% . По данным федеральной службы государственной  статистики,

 

сегодня эта сеть составляет 225 тыс. единиц, которые могут единовременно  принять около 5 млн. человек, что  соответствует всего лишь 17% действующего норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений. Сложившаяся в Российской Федерации  сеть физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружений характеризуется  не только недостаточным количеством: в ряде случаев многие объекты  не отвечают техническим и санитарно-гигиеническим  требованиям, неравномерно размещены  по России.

По сравнению с 2001 г. общее  число штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более  чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%.

За этими цифрами стоит  следующая картина: обеспечение  населения России кадрами ФКС  составляет сегодня в расчете  на 10 тысяч жителей не более 20 работников, а норматив - 26 работников. Иными  словами, кадровый недобор. Действительно, сегодня в российской школе учитель  физкультуры - едва ли не самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация - в отношении  инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.

Между тем, в настоящее  время в России подготовка кадров ФКС осуществляется по одному направлению  и шести специальностям в 219 образовательных  учреждениях среднего и высшего  профессионального образования. При этом в системе Госкомспорта России работают: 13 высших учебных заведений, имеющих 16 филиалов, общее число обучающихся на 2007г. составляло 41372 чел.; 13 средних специальных учебных заведений, включая 2 колледжа в составе академий; 7 докторантур; 12 аспирантур; 6 докторских и 9 кандидатских диссертационных советов; 2 образовательных учреждения и 11 структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В целом, качество подготовки отечественных специалистов удовлетворительное, и на них есть спрос не только в России, но и на мировом рынке спорта. Проблема, однако, - в том, что из 5 тыс. тренерских и преподавательских кадров, которых готовят в стране только институты физкультуры, в ФКС России остаются всего

 

лишь 20%, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий  работы, в том числе низкой зарплаты. Сегодня в российском спорте - дефицит  тренеров, но в то же время, по некоторым  оценкам, за рубежом работают 20 тыс. российских специалистов ФКС, тренируя сильнейшие сборные мира.

ФКС России испытывает дефицит  и в отношении научно-исследовательских  кадров, без которых невозможно развитие отрасли. Когда-то во всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры - главной в ФКС России научно-исследовательской структуры - работало более 3 тыс. человек, а институт располагал по тем временам современным научным оборудованием и полноценными экспериментальными центрами. И сегодня финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ведется по остаточному принципу. Хотя, положительная динамика есть – объем финансирования науки образования в 2006 году составил 140,7 млн. руб. [7].

Существует еще одна значимая кадровая проблема: кадры для работы на современных физкультурно-спортивных объектах практически нигде не готовятся. Необходима система повышения их квалификации и переподготовки, особенно для таких технически сложных  объектов, как дворцы спорта с искусственным  льдом, быстровозводимые сооружения и  конструкции с теннисными кортами и искусственными полями, плавательные бассейны, стадионы, санные трассы.

За последние годы в  связи с профессионализацией  и коммерциализацией спорта обострилась  конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие  позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами  по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком  и полностью опирается на детско-юношеский  спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного  резерва.

 

Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, к таким тенденциям относятся:

- рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост числа занимающихся физической культурой и спортом;

- рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних затрат на 1 учащегося в спортивной школе;

- рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов;

- увеличение объема финансирования ФКС из федерального бюджета, увеличение капитальных вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки из федерального бюджета;

- рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных разрядов и званий, количества клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций [8].

При этом указанные тенденции  не носят случайного характера, поскольку  обеспечены новым Федеральным законом  «О физической культуре и спорте в  Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральной  целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации  на 2006-2015 годы» (ФЦП), рядом региональных спортивных программ и подпрограмм. Также подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы [3].

Новый Закон о физической культуре и спорте поднимает социальную значимость массового спорта.. Так, основными принципами законодательства провозглашаются (в том числе): «обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на

 

 

занятия физической культурой  и спортом для всех категорий  граждан и групп населения», а  также «содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц  с ограниченными возможностями  здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите» [5].

Закон о спорте решает многие вопросы самостоятельно. Но есть значимая часть, которая потребует изменений  в Налоговом кодексе, Законе о  земле, Законе об образовании. Например, нужны изменения в Законе об образовании, относительно детских спортивных школ. Необходимы изменения в налоговом  законодательстве, чтобы заработал  механизм налоговых льгот и послаблений  бизнесу, который помогает детскому и инвалидному спорту.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сказать, что в настоящее время в России имеются все предпосылки и возможности для дальнейшего развития физической культуры и спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные, образовательные, организационно-управленческие. Вместе с тем, в первую очередь, необходимо изменить само отношение людей - занятия физической культурой должны стать потребностью самого человека. Приоритетным является детский спорт, и прежде всего – система физического воспитания в школе. Навыки ведения здорового образа жизни необходимо прививать, начиная с детских садов и заканчивая вузами.

Необходимо добиваться того, чтобы гармонично соединенные воедино  все элементы системы физкультурно-спортивного  движения страны – физическое воспитание в образовательных учреждениях, массовый спорт, подготовка спортивного  резерва, спорт высших достижений и  профессиональный спорт (спортивно-зрелищная  индустрия) – развивались эффективно и способствовали улучшению социально-экономической  мощи нашей страны, ее международному авторитету и в полной мере удовлетворяли  различные интересы населения в  занятиях физической культурой и  спортом.

Специалистам всех отраслей народного хозяйства, представителям из других сфер деятельности (архитектура, градостроение, культура, образование, здравоохранение и т.д.) необходимы знания по физической культуре и спорту, формированию здорового образа жизни. Обучение населения здоровому образу жизни, физкультурной грамотности  должно осуществляться с помощью  информационных программ, специально адаптированных к различным социально-демографическим  группам населения.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.  Сайт http://moy-bereg.ru/fizicheskaya-kultura/fizicheskaya-kultura-i-sport-v-rossii-3.html , абзац 2.

2. О.Г. Лёшин, Т.М. Соколова. Методическое указание по прохождению курса «Физическая культура»

3. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 января 2006г. №7).

4. Постановление Правительства РФ «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» от 29 мая 2008 г. № 408 //Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту.6/2008; Москва.

5. Закон РФ № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. //»Российская Газета» Федеральный выпуск N4539 от 8 декабря 2007 г. Ст.3

6. Послание президента РФ Федеральному собранию. Опубликовано 05.11.2008г. Документ: http://www.regnum.ru/news/ 1079115.html

7.  Жильцов Е. Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: Учебное пособие / М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2007г.

8. Гостев Р.Г. Государственное регулирование развития сети физкультурно-спортивных сооружений. - Спортивная отрасль России. Ежегодник, выпуск второй: Москва, 2007 г.

 

 


Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации