Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:40, реферат
У каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам народного хозяйства в их профессиональной трудовой и оборонной деятельности.
Введение 3
Глава 1.Физическая культура как социальный
феномен общества. 4
Глава 2. Физическая культура личности и ценности 6
2.1. Значение физической культуры в современном
обществе 6
2.2. Физическая культура и двигательная активность
как необходимый компонент развития личности 12
2.3. Повышение социальной роли физической культуры 15
Глава 3.Физическая культура как часть общей культуры
общества 20
Заключение 25
Библиографический список 26
Оглавление
Введение
Глава 1.Физическая культура как социальный
феномен
общества.
Глава 2. Физическая культура личности и ценности 6
обществе
2.3. Повышение социальной роли физической культуры 15
Глава 3.Физическая культура как часть общей культуры
общества
Заключение
Библиографический список
Введение
У каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам народного хозяйства в их профессиональной трудовой и оборонной деятельности.
Под физической культурой личности понимается совокупность свойств человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать своё тело (физическую природу), укреплять здоровье, вести здоровый образ жизни.
Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и эстетический, нравственный и другие виды культуры человека. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, свое тело, но и формирует другие свойства личности — нравственные, эстетические, волевые и т. п.
Благодаря физической культуре
человек познает себя, других людей, окружающий мир.
Глава 1.Физическая культура как социальный феномен общества.
О людях, которые много знают, умело пользуются полученными знаниями на работе, дома, во время отдыха, говорят, что это люди высокой духовной культуры. Но человек должен быть ещё и здоровым, сильным, ловким, выносливым. Такой человек может много и долго трудиться, не утомляясь, а устав, быстро восстановить силы. Про него можно сказать, что он обладает высокой физической культурой. Физическая культура-часть общей культуры общества. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные достижения. В понятие физической культуры входят общественная и личная гигиена быта и труда, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. На ранних ступенях истории человек состязался в силе, быстроте, ловкости, выносливости с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствовали развитию необходимых физических качеств, помогали совершенствовать навыки, нужные для удачной охоты. Так зародилась физическая культура. На каждом историческом этапе она имела свои специфические черты. В первобытном обществе занятиями физическими упражнениями занимались все. Бег, борьба, прыжки, метания, занятия с тяжестями, игры-вот средства физического воспитания того времени. Во времена рабовладения физическая культура в основном существовала для правящего класса. Важной формой физической культуры в то время были различные состязания, например Олимпийские игры, лучшие традиции которых продолжены в наши дни. Для всех “свободных”людей, т.е. рожденных не в рабстве, обязательной тогда была военно-физическая подготовка. Свои черты физическое воспитание имело в эпоху феодализма. Военно-физическая подготовка феодалов велась в специальных рыцарских школах. Среди крестьян и ремесленников были популярны различные игры, перетягивание каната, кулачные бои.
В настоящее время физкультурное
движение охватывает в той или
иной мере всех людей и имеет непосредственную
связь с общей культурой
Известно, что главной
целью физической культуры является
формирование личности человека, путем
приобретения в процессе занятий
физическими упражнениями.
Физическая культура личности имеет свои
проявления в повседневной деятельности,
в отношениях, в поведении, в образе жизни,
труде, влияет на освоение человеком культурных
ценностей. В основе физической культуры
личности лежит органическое единство
знаний, убеждений в возможности их практического
использования и непосредственная деятельность
по их реализации. Повседневные практические
занятия являются одним из основных показателей
физической культуры личности. Человек
является гармонично развитой личностью,
если у него тесно взаимосвязаны показатели
общей культуры и культуры физической.
Однако сфера физической культуры как
по количественным показателям, так и
по своим содержательным характеристикам
сегодня не отвечает возросшим требованиям
общества. Невысоки рейтинг физической
культуры в системе ценностей современного
российского человека, а также ее культурно
значимый статус в нашем обществе. Она
еще слабо функционирует в основных сферах
жизнедеятельности человека и общества.
В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации (принятом 13.01.99 г.) физическая культура рассматривается как важнейшая часть культуры общества, а физическое воспитание как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащегося, физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психического благополучие, физическое совершенство.
Глава 2. Значение физической культуры в современном обществе
2.1. Физическая культура личности и ценности
Физическая культура (ФК) – это часть общечеловеческой культуры, она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей. ФК – вид социальной практики, а это значит, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития.
Главная цель занятий физической культурой и спортом-формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. «Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Чтобы не оступиться в пути, человек должен быть обучен». В программе средних специальных учебных заведений (да и высших тоже) решение этой задачи осуществляется через воспитание физической культуры личности.
Физическая культура личности связана с желанием, потребностью и умением сохранять и совершенствовать свое телесное «Я». А для этого необходим определенный объем знаний: о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физической работы и физических упражнении на их развитие, а также на развитие физических качеств (силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости).
Другое необходимое условие формирования физической культуры личности- это стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие способностей. Например, умение составить план занятий по развитию физических возможностей, профилактике неблагоприятных воздействий профессиональной деятельности и др. Конкретные навыки помогут в реализации поставленной задачи: производственная гимнастика, комплекс утренней зарядки, умение плавать, ходить на лыжах и др.
И, пожалуй, самое основное требование - практическое применение знаний и умений в своей жизни. Регулярные занятия физической культурой и спортом, достижение необходимого уровня развития физических качеств, т.е. достижение определенного уровня тренированности. Без выполнения этого требования цена двух предыдущих невелика.
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил спортивных соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.
Умственное воспитание. На занятиях физической культуры и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретённых навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены
Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.
Слово «культура» в переводе с латинского означает «возделывание, обрабатывание». Судя по определению, человек не может быть культурным от рождения, он им становится в процессе деятельности. Таким образом, физической культурой человека будет его деятельность по своему физическому совершенствованию. Целью этого физического совершенствования будет достижение крепкого здоровья, приобретение хорошей фигуры, развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости) и овладение различными двигательными навыками и умениями. Для достижения этих целей человек использует не только занятия физическими упражнениями, но и закаливание организма, а также применяет рекомендации гигиены по организации питания, отдыха, трудовой и спортивной деятельности, своего досуга.
Поскольку физическая культура является частью общей культуры человека, она не отделима от его умственного и нравственного развития. Иметь высокую физическую культуру личность будет, не только тренируя своё тело, но и уяснив себе основные правила по которым эта тренировка должна осуществляться, правила контроля за состоянием своего организма и физической подготовленности, правила отдыха, питания, построения рационального суточного режима, а для спортсменов, конечно же, и правила соревнований. Кроме того, необходимо уметь анализировать результаты своей деятельности и изменять её для достижения желаемого результата. Человек, обладающий высокой физической культурой, обязательно руководствуется и нравственными правилами в своей физкультурной деятельности. Невозможно назвать культурным спортсмена, который грубо ведёт себя по отношению к сопернику, зрителям и пренебрегающего традициями своего вида спорта. Эти традиции имеют свои особенности в различных видах, но их объединяет одно - уважение к другим людям и даже к месту своих занятий и инвентарю. Боксёры благодарят рукопожатием после боя соперника, судью и тренера, в восточных единоборствах принято кланяться, входя в зал, штангисты стараются не перешагивать через штангу, а гимнасты избегают сидеть на гимнастических снарядах. Поскольку физическая культура есть часть общей культуры, то, естественно, не может быть культурным человек, который придерживается определенных правил во время занятий физическими упражнениями, но нарушающий их в повседневной жизни. Культурный человек культурен всегда.
Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах),как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека),спорт (их совершенствованием),физическая рекреация (поддержанием),двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов.
Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического воспитания.
Физическое воспитание- это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение жизни человека.
Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.