Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:29, реферат
На общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, т.к., по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Обращение к физической культуре в системе высшего педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.
Все многообразие литературы, посвященной проблематике развития личности, представляется возможным объединить в несколько основных направлений:
1. Биологические (физические) способности человека (В.М. Бехтерев, 1928; И.П. Павлов, 1926; И.М. Сеченов, 1907; Б.М. Теплов, 1964, и др.).
2. Психофизиологические резервы человека (Г.Л. Апанасенко, 1993; Р.М. Баевский, 1984; В.В. Белоусов, 1996; А.П. Берсенева, 1983, 1988; И.И. Брехман, 1987; П.В. Бундзен, 1996; И.В. Давыдовский, 1962; Ф.Л. Доленко, 1982; И.М. Козлов, 1996; А.С. Мозжухин, 1980; В.П. Петленко, 1996; А.С. Солодков, 1996; В.Г. Стрелец, 1996, и мн. др.).
3. Социально-философский
подход к исследованию
4. Психолого-педагогический подход к исследованию развития личности (А.В. Запорожец, 1986;А.Н. Леонтьев, 1972, 1975; А.Р. Лурия, 1968; В.И. Лях, 1992, 1998; М.В. Прохорова, 1998, и др.)
5. Валеологический подход (В.П. Петленко, 1992, 1996; Л.Г. Татарникова, 1995; П.Д. Шабанов, 1995, и др.).
Нами использовался комплекс междисциплинарных методик. Для определения психофизиологического компонента применялись методики самооценки состояний: самочувствия, работоспособности, утомляемости, причем полученные данные по возможности сопоставлялись с данными экспресс-методик (Ф.Л. Доленко, 1993).
Для оценки воздействия средств физической культуры на формирование личности применялись также методы наблюдения, опроса, тестирования, анкетирования, экспертный метод.
В последующем с учетом выявленных недочетов методика была усовершенствована и использовалась для сравнительной диагностики самооценки психофизиологического состояния в начале и конце учебного года.
В этот период в методику вносились определенные коррективы.
Следующий этап совершенствования методики - ее дифференциация в зависимости от структуры и содержания этапа системы непрерывного образования. Нами широко использовалась шкала самооценки личности, разработанная автором и представляющая собой модификацию известной методики Дембо - Рубинштейна, которая позволяла достаточно быстро и адекватно определять некоторые показатели психофизиологического компонента. Данная методика использовалась нами в том случае, когда члены творческого коллектива были ограничены при опросе достаточным временем.
Результаты и обсуждение. Процессу развития личности средствами физической культуры можно придать управляемый характер при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий в системе непрерывного образования:
- изучение и интеграция
основных характеристик
- определение уровня
формирования личности на
- полученные на этой
основе данные будут
Сущность, структура, содержание процесса формирования личности средствами физического воспитания в системе непрерывного образования и концепция ее формирования в условиях непрерывного образования - динамический процесс.
1. Формирование личности средствами физической культуры - это социальный сложно сконструированный феномен, качественно характеризующий систему воздействия средств физической культуры в динамическом процессе непрерывного образования и детерминирующий эффективность решения задачи гармоничного развития. Сущностную основу развития личности составляют социальные потребности.
2. Структура феномена
формирования личности
3. Формирование личности
средствами физической
4. Структура и содержание
формирования личности
5. Эффективность процесса
формирования личности
6. Принципы построения
структуры личности средствами
физической культуры отражают
причинно-следственные связи, которые
являются основой в понимании
процесса развития личности: субъект-
субъектный характер и
7. Уровневый подход к оценке формирования личности средствами физической культуры позволяет проследить последовательную этапность ее развития: позиционный (формальный уровень), характеризующийся имеющимися личностными особенностями и бизирующийся на объективных составляющих личности: социальном и ролевом компонентах, что и обуславливает его формальный уровень; функциональное развитие личности (неформальный уровень личности), определяется мерой экспертности, его доминирующее основание составляет компонент физического и функционального развития, который обеспечивает возможность эффективного решения дидактических и развивающих задач; ценностный, характерологический и культурологический (неформальный уровень развития личности), интегрирующий экспертность и личностные качества. Он дает возможность решать задачи развития личности, формирования ее культуры, нравственности. Гармоничное соединение позиционного развития личности с функциональным, ценностным, характерологическим и культурологическим представляет собой творческую проблему формирования личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования.
8. В становлении и
развитии личности средствами
физической культуры в
9. Эффективность развития
личности средствами
Проектирование системы физического воспитания на основе личностно ориентированного образования
Ключевые слова: проектирование, система физического воспитания, личностно ориентированное образование, личностно развивающая ситуация.
Введение. Проектирование как инструмент познания сложноорганизованных объектов в отличие от совершенствования ставит под сомнение сам характер данной системы и ее роль в рамках более широкой системы [6, 13], т.е. при проектировании систем идут от частного к общему, рассматривая всю систему, а не отдельные ее части. Соответственно и задачей проектирования является оптимизация системы в целом, а не повышение эффективности входящих в нее компонентов.
Исследования ведущих специалистов [1, 8, 9, 17, 4 и др.] не только позволили обосновать необходимость перестройки системы физического воспитания, но и определили ее основные направления. Это прежде всего реализация принципов гуманистической педагогики и психологии, где личность человека есть высшая социальная ценность, а ученик превращается из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности. На наш взгляд, реализация указанных принципов наиболее эффективна при использовании технологии личностно ориентированного образования [7, 14, 15], так как это тот вид образования, где абсолютной ценностью как раз и является сама личность в ее самобытности и целостности.
Результаты исследования
1. Определение основных понятий. Разработка любой теории всегда требует глубокого анализа ряда ее категорий, так как от того, как формируются основные понятия, зависит построение самой теории. В нашей работе, безусловно, к основным понятиям относятся определения "система", "физическое воспитание" и "система физического воспитания".
Не повторяя уже известного, отметим, что, хотя категория "система" рассматривается по-разному, обычно имеется в виду, что она является центральной категорией общей теории систем, представляющей собой отграниченное и автономное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих в своем единстве целостность, которая обладает качественной определенностью и собственными законами структуры, функционирования и развития [6, 13].
С определением "физическое воспитание" ситуация аналогична. Различное толкование понятия "физическое воспитание" объясняется тем, что само понятие "воспитание" в педагогике неоднозначно. Не вдаваясь в детальный анализ всех существующих определений, все же можно сказать, что несмотря на столь различную интерпретацию понятия "физическое воспитание" в этих определениях нет существенных противоречий. По своей сути все они отражают те или иные стороны одного процесса - воспитания.
В нашем понимании "физическое воспитание" - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей и формирование их физической культуры в соответствии с социальными потребностями общества. В дальнейшем будем придерживаться именно этого определения.
В таком случае система физического воспитания - это множество взаимосвязанных педагогических элементов, образующих в своем единстве целостность, обеспечивающую последовательные действия педагога и ученика для достижения целей и задач физического воспитания.
2. Сущность педагогического проектирования. Проектирование педагогических систем имеет циклический характер. Цикл процесса проектирования систем включает в себя три этапа. На каждом этапе решаются свои задачи, которые в конечном счете и приводят к проектированию новой системы. Как правило, на первом этапе определяются системообразующий фактор, структура системы и ее функционирование. Этот этап принято называть формированием стратегии или планированием процесса проектирования. Затем происходит оценивание разработанного варианта (второй этап) и его практическая реализация (третий этап) [6, 13, 18]. В данной статье будет рассмотрен только первый этап проектирования.
3. Системообразующий фактор. В педагогических системах, к которым и относится система физического воспитания, одним из основных признаков является наличие цели. Цели педагогических систем как раз и выступают в роли их системообразующих факторов [2, 3, 10, 11].
В соответствии с концепцией физической культуры и физкультурного воспитания [17] и личностной ориентацией образования основной целью системы физического воспитания и деятельности преподавателя является всестороннее физическое развитие личности ученика и формирование его физической культуры.
Целями же самого ученика в таком случае должны быть самореализация, проявление и развитие собственных способностей (физических, психологических, нравственных) в процессе физического воспитания.
4. Структура системы физического воспитания . Внутреннее строение системы описывается через ее компоненты. Они представлены структурными единицами в виде подсистем, частей и элементов. В результате аналитико-синтетических исследований можно сказать, что внутреннее строение системы физического воспитания составляют следующие компоненты, или подсистемы: цель, принципы, задачи, средства, содержание, методы и организация процесса воспитания.
Наряду с внутренним строением структура предполагает и наличие строго определенных связей и отношений между всеми компонентами. Именно в этих связях и отношениях и происходит становление, развитие и функционирование системы. Любые изменения в этих связях (порядке взаимодействия частей и элементов или интенсивности их протекания) свидетельствуют о преобразованиях в данной системе или характеризуют уже иную целостность.
Информация о работе Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования