Спортивная культура и спортивная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 23:56, контрольная работа

Краткое описание

Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. Последнее представляет собой процесс усвоения индивидом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Содержание

Введение
1. Понятие спортивной культуры……………………………………...3
2. Структура спортивной культуры……………………………………4
3. Разновидности спортивной культуры
(общая характеристика)…………....…………………………………..6
4. Понятие и структура спортивно-гуманистической культуры……13
5. Спортивное воспитание……………………………………………..19
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Социология.docx

— 58.85 Кб (Скачать файл)

В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева подразделяют ценности спорта на интеллектуальные, двигательные, технологические, интенционные, мобилизационные и валеологические ценности, а также на общественные и личностные.

М.Я. Виленский выделяет следующие ценности спорта. Ценности-цели раскрывают значение и смысл индивидуальных целей включения в занятия спортом, достижения посредством их культурной стратегии и тактики жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных планов и намерений психического и физического благополучия, сохранения и укрепления здоровья. Ценности-знания определяют систему теоретико-методологических, научно-практических (философских, психолого-педагогических, социологических, медико-биологических) и специальных знаний, касающихся природы спортивной деятельности и умения ее использовать. Ценности-средства создают основу для достижения ценностей-целей: овладение закономерностями, принципами, средствами, формами, методами, приемами и условиями их использования в спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самоизменении, самообучении, самовоспитании, свободном самоопределении в рекреативно-восстановительных мероприятиях, в достижении необходимого психоэмоционального состояния, культуры межличностного общения. Ценности-отношения характеризуют отношение субъектов спортивной деятельности к самим себе, к природной и социальной среде, в которой она осуществляется. Ценности-качества раскрывают значение и смысл развития и коррекции качеств и свойств личности, обеспечивающих ей полноценное самовыражение и самореализацию в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах на основе включения в занятия спортом.

М.Е. Кутепов среди ценностей спортивной деятельности выделяет: ценности-объекты, ценности-средства и ценности-условия. К числу первых он относит: социальное благо (двигательная деятельность с ее эмоциональными моментами; общение с людьми; самоактуализация; полезность другим; обеспечение отдыха и т.д.); моральное добро (социальное признание, авторитет, волевые качества, полезность другим); эстетические характеристики (воспитание чувства прекрасного). Ценности-средства включают в себя культурное наследие прошлого (культивируемые виды спорта, формы и методы занятий, комплекс знаний о спортивной деятельности), а ценности-условия – наличие и рациональное использование свободного времени, спортивного инвентаря и т.д.

К. Хайнеман выделяет шесть групп ценностей спорта, выступающих в качестве мотивов включения индивида в занятия спортом: 1) эмоции, переживания, касающиеся тела и физического состояния («испытать радость от красивых движений», «лучше почувствовать свое тело», «вступить в контакт с телом другого человека»); 2) функциональное совершенствование тела и физического состояния («здоровье», «физическая подготовленность», «стать более сильным», «сохранить свой вес», «стать более гибким» и т.п.); 3) психические переживания («получить удовольствие», «снять стресс», «почувствовать себя снова молодым», «улучшить самочувствие» и т.п.); 4) социальные мотивы («быть вместе с интересными людьми», «заниматься спортом вместе с друзьями и семьей», «повысить общественную активность»); 5) мотивы повышения спортивных результатов и победы в соревнованиях («добиться победы над другими», «благодаря напряженной тренировке повысить свое спортивное мастерство», «сравнить себя с другими» и т.п.); 6) экстрафункциональные ценности, не связанные прямо и непосредственно с мотивами, касающимися спорта («вырваться из четырех стен», «заполнить чем-то свободное время» и т.п.)

Д. Курц также подразделяет ценности («смысловые образцы») спорта на шесть групп: 1) телесность, физическая подготовленность, здоровье; 2) эмоции, впечатления; 3) эстетика; 4) активность, самосознание; 4) разрядка, драматизм, приключения; 5) сотрудничество, общность и общение.

С. Жуковска, опираясь на типологию ценностей, которую предложила А. Фолькьерска [Folkierska, 1979], выделяет девять групп ценностей спорта: интеллектуальные, эстетические, социоцентрические (оценка объекта с позиций социальной системы или группы), аллоцентрические  (оценка объекта с индивидуальных, а не групповых позиций), престижные, материальные, эмоциональные, а также ценности, связанные с удовольствием и совершенствованием.

К. Стивенсон и Д. Никсон, характеризуя ценности спорта, отмечают пять его основных функций: социоэмоциональную, интегративную, политическую, функцию социализации и функцию социальной мобильности.

Множество и разнообразие выделяемых исследователями ценностей спорта связано прежде всего с тем, что они фиксируют внимание на его инструментальных ценностях – способности выполнять определенные функции, содействовать достижению каких-то целей. Поскольку спорт, как показано выше, может выполнять разнообразные функции, содействовать достижению различных целей, то ему может быть приписано огромное множество ценностей. Их список может быть практически бесконечным, если их рассматривать применительно к разным людям, социальным группам, этапам развития общества и т.д.

Но наряду с разнообразием инструментальных ценностей спорта следует учитывать (особенно при анализе спортивной культуры и ее различных форм) фундаментальные, имманентные ценности спортивной деятельности. К числу таковых относятся внутренне присущие спорту особенности, элементы его структуры, которые сами по себе, независимо от выполняемых ими функций выступают для субъекта как ценности. Прежде всего это спортивные соревнования как особый вид соперничества и спортивная тренировка (подготовка к соревнованиям), а значит и спортивная деятельность в целом как особая разновидность деятельности. Вместе с тем следует иметь в виду, что в качестве ценностей для субъекта могут выступать лишь некоторые элементы спорта (например, только тренировка), некоторые его виды (например, только футбол) и разновидности (например, только массовый спорт – «спорт для всех»). Важная внутренняя особенность и имманентная ценность спортивного соревнования и спортивной тренировки – ориентация человека на достижения. Огромное личностное и социальное значение такой ориентации, а, значит, и спорта, как отмечено выше, обосновано в работах Г. Ленка.

Типология ценностей спорта свидетельствует о том, насколько разнообразны и даже противоречивы по своему характеру те его стороны, аспекты, функции, которые могут привлекать субъекта, лежать в основе его позитивного ценностного отношения к спорту.

 

Одна из форм спортивной культуры – разновидности этой культуры спортивно-прагматическая культура. Эту разновидность спортивной культуры характеризует ее ярко выраженная инструментальная (утилитарная, прагматическая) направленность. Имеется в виду, что наиболее важными, значимыми в спортивной деятельности для субъекта этой деятельности являются сугубо инструментальные (утилитарные, прагматические) ценности. Наиболее ярким примером в этом плане является такая ценность, как возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать материальные блага и т.д. Именно такая ценностная ориентация на спорт характерна, например, для спортсменов в профессиональном спорте. К числу прагматических ценностей спортивной деятельности, безусловно, относится и то, что она ориентирует участников этой деятельности на постоянные достижения, успех. Утилитарность спортивной культуры может проявляться также в ориентации человека на формирование и совершенствование с помощью занятий спортом не целостного развития личности, а лишь каких-то ее отдельных качеств и способностей (например, воли или других психических способностей, силы или других физических качеств и т.д.) в изолированности от других качеств и способностей. Основные ценности, идеалы, нормы, образцы поведения и соответствующих им девизов, характеризующих спортивно-прагматической культуры.

Таблица 1

                    

                 Спортивно-прагматическая культура

                         Ценности

Идеалы, нормы,

образцы поведения

Девизы,

высказывания

 Утилитарные, технологические, прагматические ценности:

  • спортивные достижения, рекорды, победы;
  • возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать иные материальные блага и т.п.;
  • формирование и совершенствование с помощью занятий спортом не целостного развития личности, а лишь каких-то ее отдельных качеств и способностей (напр., физических или психических)

Спортсмен, обладающий высокими физическими кондициями, спортивным мастерством и на основе этого добивающийся успехав спортивных соревнованиях, славы,материальных благ.

«Победа – не самое главное, победа – единственное, ради чего стоит бороться» (футбольный тренер из США       В. Ломбарди)


          Еще один из вариантов инструментальной (утилитарной, прагматической) направленности спортивной культуры – ее ориентация на использование спорта в политических целях. В этом случае она выступает как спортивно-политическая культура. Подробное изложение и обоснование теоретической концепции этой культуры содержится в диссертации А.В. Хлопков, выполненной под руководством В.И. Столярова.

 

В структуре спортивно-политической культуры выделяются три относительно самостоятельных, а вместе с тем тесно связанных между собой структурных элемента («блока»).

1) Информационно-ориентировочный блок, который включает в себя:

  • базисные знания о спорте, политике и их взаимоотношении, т.е. понятийный аппарат и знания, которые позволяют четко выделять эти особые социальные явления из огромного множества других, дают возможность учитывать, различать, не смешивать друг с другом их различные аспекты, стороны, формы проявления;
  • фактологические знания – знания о разнообразных фактах, характеризующих взаимоотношение спорта и политики в процессе их развития и общества в целом, а также в настоящее время, т.е. о синхронических и диахронических аспектах их взаимосвязи;
  • знания, умения и навыки, характеризующие информационную и операциональную готовность субъекта к деятельности, связанной с использованием спорта в политических целях, содействующей реализации социальной политики в сфере спорта и т.д.

2) Оценочный блок – различные формы оценки субъектом того или иного взаимоотношения спорта и политики:

  • рационально-логическая оценка (мнения: отрицательные или положительные суждения, высказывания),
  • эмоционально-чувственная оценка (психические состояния негодования или восторга),
  • мотивационная оценка (интерес, потребность, ориентация или их отсутствие),
  • праксиологическая оценка (поступки, акты поведения, формы деятельности в контексте взаимоотношения спорта и политики).

3) Рефлексивно-аналитический «блок» – осмысление различных аспектов взаимоотношения спорта с политикой и соответствующей деятельности в сфере спорта, которое предусматривает:

  • знание и обоснование методологии решения вопроса о взаимоотношении спорта и политики;
  • понимание (способность объяснения и обоснования) позитивного или негативного значения взаимоотношения спорта и политики, тех ценностей или антиценностей, которые с этим связаны;
  • дифференциацию в ходе оценки взаимоотношения спорта и политики различных его сторон, аспектов, функций;
  • выделение и осмысление критериев, по которым они оцениваются;
  • рефлексию собственной деятельности в отношении спорта и политики.

4) Результирующий «блок» – результаты включения человека в спортивную деятельность и решения поставленных им в этой деятельности задач по ее использованию в политических целях на основе определенных знаний, идеалов, эталонов, норм, образцов поведения и т.д.

Спортивно-политическая культура, как и культура вообще, – это культура определенного субъекта, которым может быть отдельный человек (индивид), социальная группа или общество в целом. В зависимости от этого правомерно говорить соответственно о спортивно-политической культуре отдельной личности, какой-то социальной группы или общества в целом.

Спортивная деятельность может привлекать субъекта этой деятельности и другими своими аспектами. Так, она может выступать для него как ценность на основе того, что дает возможность продемонстрировать свое превосходство над другими, реализовать свои националистические идеи, решить узкокорыстные политические задачи, проявить свою агрессивность и т.п. В этом случае спортивная культура включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации, вследствие чего выступает как спортивная культура негуманной (антигуманной) направленности – негуманная (антигуманная) спортивная культура.

В таблице 2 представлены основные идеалы и ценности негуманной (антигуманной) спортивной культуры.

Таблица 2

Негуманная  (антигуманная) спортивная культура

Ценности

Идеалы, нормы,

образцы поведения

Девизы,

Высказывания

Негуманные (антигуманные) ценности:

  • победа любой ценой в спортивном соревновании;
  • возможность в спортивном соревновании проявить свою агрессию, показать свое превосходство (превосходство своей нации) над другими и т.п.    

Идеал – спортсмен, любой ценой (даже за счет обмана, нарушения правил, во вред здоровью и т.д.) добивающийся победы в спортивном соперничестве.

   Использование спорта  для пропаганды идей национализма, шовинизма, решения военных, узкокорыстных  политических проблем и т.п.

«Я играю в футбол лишь потому, что только на поле я могу избить кого-нибудь и уйти безнаказанным» (американский спортсмен Майк Кертис);

  «Спорт – это выражение  ненависти друг к другу... Это  последняя возможность, которую  наша цивилизация предоставляет  двум людям для физической  агрессии. Спорт – наиболее близкая  к войне область человеческой  деятельности» (Рейган)

Информация о работе Спортивная культура и спортивная социализация