Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:50, реферат
Выносливость является важнейшим физическим качеством, отражающим общий уровень работоспособности человека и проявляющимся как в спортивной, так и в повседневной жизни. Выносливость нужно развивать для того, чтобы иметь способность к длительному перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы как можно дольше не утомиться. Выносливость, это как привычка - привычка тела к определённому количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно зависит от возраста человека, то есть с возрастом она изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад
Введение………………………………………………………………………..2
1. Выносливость……………………………………………………………….4
2. Выносливость и способы ее развития…………………………………….
3. Виды и показатели………………………………………………………….
4. Развитие выносливости ……………………………………………………
5. Методика воспитания выносливости……………………………………
6. Связь утомления и выносливости………………………………………..
7Способы измерения выносливости……………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………
Литература …………………………………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
4. Развитие выносливости ……………………………………………………
5. Методика воспитания выносливости……………………………………
6. Связь утомления и выносливости………………………………………..
7Способы измерения выносливости……………………………………….
Заключение …………………………………………………
Литература …………………………………………………………………….
Введение
Выносливость является важнейшим
физическим качеством, отражающим общий
уровень работоспособности
Многие думают, что бег на средние и длинные дистанции им не под силу. Ведь даже при попытке пробежать сравнительно небольшое расстояние они задыхаются, у них бешено бьётся сердце. В боку покалывает, лицо сильно краснеет или, наоборот, бледнеет.
Проблема развития и поддержания высокого уровня выносливости у бегунов на средние дистанции является одной из наиболее актуальных в современном спорте. В спорте высших достижений огромное значение имеет поиск наиболее рационального использования нагрузок и отдыха. В настоящее время спортсмену, предоставлена огромная база знаний в области подготовки бегунов на средние дистанции. В основе всесторонней подготовки бегуна на средние дистанции лежит взаимообусловленность всех качеств человека, развитие одного из них положительно влияет на развитие других и наоборот отставание в развитие одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.
В зависимости
от специфики видов деятельности
различают несколько типов
1. Выносливость.
Выносливость в спорте - это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений.
Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.
Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени .
Одним из основных критериев выносливости является время в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами.
Прямой способ
– это когда испытуемому
Косвенный метод – это когда выносливость определяется по времени преодоления какой-нибудь достаточно длиной дистанции (например 10000м). Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей человека, следует учитывать два типа показателя выносливости: абсолютные и относительные, парциальные.
2.Выносливость и способы ее развития
Обычно под
выносливостью понимают способность
работать не утомляясь и противостоять
утомлению, возникающему в процессе выполнения
работы.
Различают общую и специальную выносливость.
Под общей выносливостью понимают способность
организма к продолжительному выполнению
с высокой эффективностью работы умеренной
интенсивности. Специальная выносливость
- это способность к длительгому перенесению
нагрузок, характерных для конкретного
вида деятельности.
Для развития выносливости применяются
разнообразные методы тренировки, которые
разделяются на непрерывные и интервальные
методы тренировки. Каждый из методов
имеет свои особенности и используется
для совершенствования тех или иных компонентов
выносливости в зависимости от параметров
применяемых упражнений. Варьируя видом
упражнений, их продолжительностью и интенсивностью,
количеством повторений упражнения, а
также продолжительностью и характером
отдыха, можно менять физиологическую
направленность выполняемой работы.
Равномерный непрепрерывный метод заключается
в однократном равномерном выполнении
упражнений малой и умеренной мощности
продолжительностью от 15 - 30 мин. и до 1-
3 часов. Этим методом развивают аэробные
способности.
Переменный непрерывный метод отличается
периодическим изменением интенсивности
непрерывно выполняемой работы. Организм
при этом работает в смешанном аэробно-анаэробном
режиме.
Переменный непрерывный метод предназначен
для развития как специальной, так и общей
выносливости. Он позволяет развивать
аэробные возможности, способности организма
переносить гипоксические состояния,
периодически возникающие в ходе выполнения
ускорений и устраняемые при последующем
снижении интенсивности упражнения, приучает
занимающихся "терпеть", воспитывая
волевые качества.
Интервальный метод тренировки заключается
в дозированном повторном выполнении
упражнений относительно небольшой продолжительности
(до 2 мин.) через строго определенные интервалы
отдыха. Этот метод обычно используют
для развития специфической выносливости
к какой-либо определенной работе. Этим
методом можно развивать как анаэробные,
так и аэробные компоненты выносливости.
Начиная работу по развитию выносливости,
необходимо придерживаться определенной
последовательности построения тренировок.
На начальном этапе необходимо сосредоточиться
на развитии аэробных возможностей, совершенствовании
функций сердечно-сосудистой и дыхательной
системы, укрепении опорно-двигательного
аппарата, т.е. развитии общей выносливости.
На втором этапе необходимо увеличить
объем нагрузок в смешанном аэробно-анаэробном
режиме. На тртьем этапе необходимо увеличить
объем нагрузок за счет применения более
интенсивных упражнений, выполняемой
методами интервальной и повторной работы
в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном
режимах, и избирательное воздействие
на отдельные компоненты специальной
выносливости.
3.виды и показатели.
В практике различают 2 вида выносливости: общую и специальную.
Общая выносливость – это способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности. Общая выносливость на 85-100% спортивный результат.
Одна из
важнейших особенностей общей выносливости
– это способность к широкому
переносу, т.е. общая выносливость, развитая
средствами беговой тренировки и
проявляемая в беге, находится
в большой взаимосвязи с
Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных разновидностей проявления выносливости.
Проявление общей выносливости зависит от спортивной техники (в первую очередь от экономичности рабочих движений) и от способности спортсмена “терпеть”, т.е. противостоять наступающему утомлению путём концентрации волевых усилий.
Биологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма спортсмена. Основной показатель потребления аэробных возможностей – это максимальное потребление кислорода (МПК) в литрах в минуту.
Специальная
выносливость – это способность
проявлять мышечные усилия в соответствии
со спецификой (продолжительностью и
характером) специализированного
В беге на средние
дистанции специальная
Проявление
специальной выносливости зависит
от некоторых физиологических и
психологических факторов. Основной
физиологический фактор анаэробные
возможности. Обычно под выносливостью
понимают способность работать не утомляясь
и противостоять утомлению, возникающему
в процессе выполнения работы.
Различают общую и специальную выносливость.
Под общей выносливостью понимают способность
организма к продолжительному выполнению
с высокой эффективностью работы умеренной
интенсивности. Специальная выносливость
- это способность к длительгому перенесению
нагрузок, характерных для конкретного
вида деятельности.
Для развития выносливости применяются
разнообразные методы тренировки, которые
разделяются на непрерывные и интервальные
методы тренировки. Каждый из методов
имеет свои особенности и используется
для совершенствования тех или иных компонентов
выносливости в зависимости от параметров
применяемых упражнений. Варьируя видом
упражнений, их продолжительностью и интенсивностью,
количеством повторений упражнения, а
также продолжительностью и характером
отдыха, можно менять физиологическую
направленность выполняемой работы.
Равномерный непрепрерывный метод заключается
в однократном равномерном выполнении
упражнений малой и умеренной мощности
продолжительностью от 15 - 30 мин. и до 1-
3 часов. Этим методом развивают аэробные
способности.
Переменный непрерывный метод отличается
периодическим изменением интенсивности
непрерывно выполняемой работы. Организм
при этом работает в смешанном аэробно-анаэробном
режиме.
Переменный непрерывный метод предназначен
для развития как специальной, так и общей
выносливости. Он позволяет развивать
аэробные возможности, способности организма
переносить гипоксические состояния,
периодически возникающие в ходе выполнения
ускорений и устраняемые при последующем
снижении интенсивности упражнения, приучает
занимающихся "терпеть", воспитывая
волевые качества.
Интервальный метод тренировки заключается
в дозированном повторном выполнении
упражнений относительно небольшой продолжительности
(до 2 мин.) через строго определенные интервалы
отдыха. Этот метод обычно используют
для развития специфической выносливости
к какой-либо определенной работе. Этим
методом можно развивать как анаэробные,
так и аэробные компоненты выносливости.
Начиная работу по развитию выносливости,
необходимо придерживаться определенной
последовательности построения тренировок.
На начальном этапе необходимо сосредоточиться
на развитии аэробных возможностей, совершенствовании
функций сердечно-сосудистой и дыхательной
системы, укрепении опорно-двигательного
аппарата, т.е. развитии общей выносливости.
На втором этапе необходимо увеличить
объем нагрузок в смешанном аэробно-анаэробном
режиме. На тртьем этапе необходимо увеличить
объем нагрузок за счет применения более
интенсивных упражнений, выполняемой
методами интервальной и повторной работы
в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном
режимах, и избирательное воздействие
на отдельные компоненты специальной
выносливости.
4. Развитие выносливости
Показатели выносливости у детей младшего школьного возраста незначительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 9мин, у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени Однако уже к 10-летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например, ускоренный бег 30м с короткими промежутками для отдыха) или мало интенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег).
Развитие выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного созревания организма происходит неравномерно.
Первое значительное увеличение продолжительности бега с указанной интенсивностью наблюдается у девочек в 9 лет, у мальчиков в 10 лет; затем в 12 и соответственно в 13 лет; у юношей в 16 лет этот показатель выносливости наиболее существенно, у девушек после 14 лет продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводить направленной тренировки.
Вопреки распространенной прежде точки зрения, современные исследования и практика детского спорта убеждают, что уже в младшем школьном возрасте следует направлено воздействовать на развитие выносливости разного типа, в первую очередь выносливости в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей особых требований к анаэробно – гликолитическим возможностям организма.
Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное внимание во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми – в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.
Естественно,
что, решая задачу воспитания выносливости
в школьные годы, нужно тщательно
учитывать большие возрастные различия
в приспособительных реакциях организма
к повышенным физическим нагрузкам.
В экспериментах на животных показано,
что продолжительные нагрузки могут
вызвать замедление прибавки в весе
растущего организма, подавлять
функции желёз внутренней секреции,
обуславливать ряд
При воспитании выносливости у младших школьников чаще всего используются подвижными играми, включающими кратковременно – интенсивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами, а затем и играми с повышенной моторной плотностью. При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающихся игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости разного типа, в том числе и выносливости в непрерывной работе циклического характера. Этот эффект наиболее значительно проявляется на первых этапах физического воспитания. Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные типы выносливости. Отсюда понятно стремление использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а также серийно выполняемые гимнастические и другие общеподготовительные упражнения, организованные в форме “круговой тренировки”).
Согласно исследовательским данным (А.Н. Макаров), воспитание выносливости в беге у школьников 11-12 лет целесообразно начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2-3м/сек 200 – 400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30-50м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило, в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1-2 месяца удаётся значительно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируется по схеме: 200-400м со скоростью 2-3,5м/сек и 30-50м ускоренного бега (4-4,5м/сек). При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2-3км, а длина кроссовой дистанции – 10км (у мальчиков 11-12 лет).
По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используется всё более широкий комплекс упражнений – циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т.д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно – методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.
В процессе
воспитания выносливости у детей
чрезвычайно важно создать
Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в школьный период – постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.
Учитывая особенности
возрастной динамики выносливости у
девушек, отмеченные выше (падение её
показателя после 14 лет), для них
предусматривают менее