Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 11:13, реферат

Краткое описание

Суть основных задач, решаемых в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП),студентов-экономистов заключается в том, чтобы:
1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности;
2) интенсифицировать развитие профессионально важных физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности;

Содержание

Введение
1.Сущность профессионально-прикладной физической подготовки
1.1Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость
1.2Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки
1.3Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения
1.4Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранным направлениям
2.Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки
2.1Особенности состава средств профессионально-прикладной физической подготовки
2.2Основные черты методики и формы построения занятий в профессионально- прикладной физической подготовке
2.3Подвижные игры: организация и методические основы проведения
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат физра.docx

— 73.16 Кб (Скачать файл)

Одна из основныхпроблем методики ППФП вытекает из необходимости обеспечить адекватное исистематическое моделирование требований, предъявляемых профессиональнойдеятельностью к функциональным возможностям организма, с постепеннымпревышением уровня этих требований. Здесь есть свое противоречие. Ясно, чтовполне точно и полно воспроизвести эти требования можно лишь путем выполнениятрудовых действий в режиме и условиях, характерных для профессионального труда,но если сам по себе он предъявляет сравнительно невысокие по интенсивности иузкие требования к физической дееспособности (что, как уже отмечалось,характерно для многих видов современного профессионального труда), то точноемоделирование их в процессе ППФП не позволит обеспечить необходимуюдейственность модельных упражнений как факторов увеличения функциональныхвозможностей. Именно поэтому моделирование требований профессиональной деятельностипри построении ППФП оправдано постольку, поскольку оно обеспечиваетэффективность используемых средств подготовки, и должно происходить сопределенными вариациями, способствующими не только адаптации кпрофессиональному труду, но и увеличению его результативности.

Принципиально модельноевоспроизведение в процессе ППФП тех или иных требований профессиональнойдеятельности имеет тем большее значение, чем выше уровень мобилизациидвигательных и других возможностей организма, необходимых для ее результативногоосуществления. Если эти требования весьма высоки (как, например, вэкстремальных условиях профессиональной деятельности военнослужащих, пожарных,водолазов, испытателей авиационной техники), то первоначально их приходитсямоделировать с ограничениями, а затем постепенно увеличивать нагрузки вмодельно-тренировочных упражнениях, вплоть до превышения уровня аналогичныхпрофессиональных нагрузок, чтобы создать своего рода запас прочности поотношению к ним. В таких случаях наиболее эффективным средством увеличенияфункциональных резервов организма, мобилизуемых в.экстремальных условияхпрофессиональной деятельности, могут служить занятия соответствующимпрофессионально-прикладным видом спорта, организованные, в формесистематической тренировки и участия в. состязаниях. Избирательное жемоделирование отдельных требований профессиональной деятельности в процессеППФП достигается преимущественно средствами профессионально-прикладнойгимнастики, в том числе упражнениями на специализированных тренажерах (например,на тренажерах типа центрифуг и допингов в ППФП летчиков, монтажников-высотникови работников других специальностей, предъявляющих высокие требования к функциямвестибулярного аппарата).

Хотя степеньинтенсивности физических усилий в большинстве современных видовпрофессиональной деятельности сравнительно невысока и стабильна, в методикепостроения ППФП следует руководствоваться принципом постепенного приростатренирующих нагрузок, причем в той мере, в какой это нужно не только дляподготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общегоподъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохраненияздоровья. Здесь так же, как и в физическом воспитании в целом, разумеется, неможет быть неких универсальных количественных норм прироста нагрузок, одинаковопригодных во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения идинамика их зависят от многих переменных обстоятельств, в том числе от реальноскладывающегося суммарного объема нагрузок и режима занятий физическимиупражнениями в индивидуальном образе жизни (например, одни параллельно с ППФПуделяют массу времени и сил углубленным занятиям тем или иным видом спорта, а удругих основные занятия физическими упражнениями ограничиваются преимущественноили исключительно рамками ППФП).

В общем виде системазанятий по ППФП при их организации в официальном порядке регламентируетсяунифицированными программами, разрабатываемыми обычно для групп родственныхпрофессий или отдельных профессий. Основными формами занятий при этом служат,как правило, урочные формы, имеющие типичную в физическом воспитанииструктуру (гл. X), варьируемую в зависимости от особенностей содержания иусловий построения занятий.

Нередко, особенно врамках обязательного курса физического воспитания в специальных учебныхзаведениях, урочные занятия, включающие материал ППФП, являются комбинированными. Профессионально-прикладные упражнения в них выполняются наряду супражнениями, используемыми в качестве средств общей физической подготовки,что, кроме прочего, обусловлено дефицитом учебного времени. В таких случаяхрациональная компоновка различных слагаемых занятия определяется по правилампостроения комплексного урока (гл. X; 2.2). При большой трудоемкости решаемыхзадач по формированию сложных профессионально-прикладных двигательных навыковили избирательному массированному воздействию на развитие профессиональноважных физических способностей предпочтительно не только отдельные занятия, нои серии их строить как однопредметные — сконцентрированные в основной частипреимущественно на реализации одной из таких задач. Соотношение однопредметныхи комбинированных занятий по курсу физического воспитания, включающему материалППФП, зависит во многом от общего бюджета времени, выделяемого на курс в целом,и сложности решаемых задач. Чем больше время и чем сложнее задачи, тем чащеследует практиковать однопредметные занятия; если же бюджет времени мал,целесообразно при одинаковых прочих условиях большую часть занятий делатькомбинированными.

В качестве одной из эффективныхформ организации и интенсификации занятий по ППФП практикуют соревнования впрофессионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболеешироко представлены, естественно, в случае углубленной специализации визбранном профессионально-прикладном виде спорта. Система занятий при этомприобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярногоучастия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рациональногосбалансирования спортивной, профессионально-образовательной, и трудовойдеятельности. Для спортсменов, не переходящих в сферу спорта высших достижений,приоритетными должны быть, конечно, не собственно-спортивные интересы.

Немаловажную роль восуществлении ППФП могут играть и не сводимые к спортивным самодеятельныефизкультурные занятия, включающие профессионально-прикладные упражнения нарядус другими средствами физического самовоспитания в режиме повседневного быта иудлиненного активного отдыха (в частности, в форме ежедневной индивидуальнойзарядки, физкультурно-кондиционной тренировки, туристских походов). Понятно,что фактический вклад таких занятий в ППФП особенно зависит от степениприобщенности к физической культуре, понимания сути ППФП и методическойподготовленности к самостоятельному использованию ее средств и методов. Дляреализации некоторых задач, преследуемых в ППФП, могут быть использованы кромеуказанных и малые формы занятий, практикуемые в рамках производственнойфизической культуры (см. о них гл. X; 3.1). Хотя возможности их в этом отношениисравнительно узки, не следует пренебрегать ими, в частности при решении задач,предусматривающих выработку умения самостоятельно целесообразно регулироватьоперативную работоспособность в процессе трудовой деятельности, и задач попредупреждению регресса достигнутой в результате ППФП специфическойтренированности.

Таким образом,большинство принятых в системе физического воспитания и самовоспитания формзанятий может быть использовано в той или иной мере в целях ППФП. Вместе с темсодержание их определяется не только требованиями профессиональной деятельностии не замыкается на ней. ППФП непременно нужно рассматривать в единстве сдругими слагаемыми целостной системы воспитания и в зависимости от их характерав индивидуально-конкретном выражении находить наиболее оправданное на том илиином этапе соотношение различных форм занятий, позволяющих реализоватьличностно и социально значимые цели.

 

2.3 Подвижные игры:организация и методические основы проведения

Подвижные игры науроках физической культуры применяют строго целенаправленно, с учетомконкретных задач каждого отдельного урока, его содержания, в тесной взаимосвязисо всем изучаемым на уроках учебным материалом. Важно подбирать наиболееэффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельностиучеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности,функциональные особенности организма, дисциплинированность класса, а такжеусловия, в которых урок проводится.

Учащихся надо учитьиграть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровыеприемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровыхситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение дляукрепления здоровья, для овладения учебным материалом по физической культуре.

Подвижные игры должныэффективно содействовать нормальному росту, развитию и укреплению важнейшихфункций и систем организма учащихся с учетом возраста, а также формированиюправильной осанки.

Особое значениеприобретает наличие достаточно четких правил, исключающих произвольноетолкование обязанностей и действий играющих. Точные правила упорядочиваютвзаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятновлияют на проявление положительных эмоций у игроков.

Особенность методики проведенияподвижных игр на уроках физической культуры состоит в первую очередь в том, чтомежду подвижными играми и другими упражнениями, включаемыми в урок должна бытьобеспечена тесная организационно-методическая преемственность и взаимосвязь.Надо правильно определять место выбранной игры среди других упражнений иучитывать возможную ее длительность.

Подвижные игры,знакомые учащимся и не занимающие много времени, можно проводить, например, сцелью разминки перед упражнениями, которые связаны со значительными мышечныминапряжениями. После таких упражнений возможно проведение относительно спокойныхигр. Подвижные игры с бегом, прыжками, включаемые перед упражнениями,требующими большой концентрации внимания, точности движений, могут затруднятьпоследующее успешное выполнение подобных упражнений.

При организацииподвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническимиусловиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температуройиспользуемого помещения и воздуха. Не менее серьезное значение имеет чистотатела и одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно повышается обменвеществ в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи сэтим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги,обтирать влажным полотенцем тело или обливаться водой с использованиемобщепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами.

Содержательнаянаправленность практического использования игрового материала на урокахфизической культуры заключается прежде всего в следующем:

1. Если на проводимомуроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включатьвспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременнымискоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодолениямышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним.Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различныеперетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелойатлетики, армреслинга (борьбы на руках) и т. д. Весьма эффективными для решенияданной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющимотягощениями — наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бегили прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольнополезные для силового развития занимающихся метания различных предметов надальность.

2. Для развитиякачества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакцийна зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себяфизические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками,стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции вкратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное ицелеустремленное опережение соперника.

3. Для развитияловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координациидвижений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде,обладания определенной физической сноровкой.

Для развитиявыносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил иэнергии, с частыми повторами составных двигательных операций или спродолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правиламиприменяемой игры.

 
 

 

 

Заключение

Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально- прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения —это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.

В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.

Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.

Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.

Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.

 
 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. В. И. Попов, М. И. Попов, В. В. Жеванов Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-экономистов ДОННАСА.

2. Раевский Р. Т.Профессионально-прикладная  подготовка студентов технических  вузов: Учебн. пособие. — М.: Высш. шк., 1985. — 136 с.

3. Иванов Г. Д. Профессионально- прикладная физическая подготовка студентов. Алма-Ата, 1998.

4. Баранов В.В. Физическая культура: учебник, Оренбург 2009 – 289с.

 


Информация о работе Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки