Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:12, реферат
Цель работы - изучить сущность принципов и методов спортивной тренировки.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть организацию учебно-тренировочного процесса;
3. Исследовать принципы спортивной тренировки.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
1.1 СУЩНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
2.1 МЕТОДЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
2.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
3. ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные компоненты структуры многолетнего тренировочного процесса.
Факторы, определяющие результат: общие факторы - интегральные - дифференциальные - основные условия тренировочного процесса.
Цель: достижение возможно большего успеха в спорте.
Задачи: обучение двигательным действиям - воспитание физических качеств - совершенствование в избранном виде спорта.
Тренировочное задание: направленность заданий - нагрузка - средства - методы выполнения упражнений.
Тренировочное занятие: подготовительная часть - основная часть (блоки тренировочных заданий) - заключительная часть.
Микроструктура: собственно тренировочные - подводящие - соревновательные - восстановительные.
Мезоструктура: втягивание
- развивающие, базовые, стабилизирующие
- контрольно-подготовительные - предсоревновательные
- соревновательные - восстановительно-
Макроструктура: полугодичные - годичные (периоды).
Многолетняя подготовка: предварительной подготовки - начальной спортивной специализации - углубленной тренировки - спортивного совершенствования - олимпийской подготовки.
Таким образом, тренировочное
задание - это часть плана тренировочного
занятия, состоящего из одного физического
упражнения или комплекса упражнений,
выполняемых с определенными
педагогическими задачами тренировочного
процесса (В.Г. Алабин, А.В. Алабин). Тренировочные
задания условно
обучающие;
комплексы, развивающие физические качества;
игры, развивающие физические качества;
специальные.
Тренировочное задание рассматривается
как первичное звено в
Таким образом, тренировочный процесс направлен на развитие общих и специальных умений и навыков спортсменов. Основным структурным элементом тренировочного процесса является тренировочное задание, преследующее определенные цели. Необходимым условием для достижения положительного результата тренировочного процесса является его систематичность.
2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
2.1 МЕТОДЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы спортивной тренировки направлены на формирование и совершенствование умений и навыков, а также воспитание физических качеств спортсменов. Метод дает ответ на вопрос, как надо применять средства в процессе тренировочного занятия.
Выделяют три группы методов:
методы обучения технике;
методы обучения тактике;
методы выполнения упражнений для развития физических качеств.
Методы спортивной тренировки необходимо выбирать и определять в соответствии с задачами и условиями занятий: временем, местом, составом группы, этапом спортивной тренировки, состоянием здоровья спортсменов, другими обстоятельствами. В спортивной тренировке также применяются методы контроля различных сторон подготовленности спортсмена, методы прогнозирования спортивных результатов, методы отбора и др.
Отдельный метод раскрывается многими разными по характеру методическими приемами, которые объединяются общностью цели и единым подходом к ее решению. Методические приемы - часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и учащихся в процессе их взаимной деятельности, дополняющие и конкретизирующие метод.
Рассмотрим суть и особенности основных специфических методов спортивной тренировки.
Методы использования
слова и обеспечения
Основными методами слова, которые применяют для передачи теоретических сведений по технике, тактике, правилам соревнований и другим вопросам, являются: лекция, рассказ, описание, указания, объяснения, беседа, задания, разбор и др. Для руководства занимающимися в процессе занятия применяются: распоряжения, приказания, команды, подсчет, словесная сигнализация. Для оценки и стимулирования деятельности используют оценочное суждение, оценку, одобрение, самоуправление, самопроговаривание, самоприказы.
Многие из методов слова (лекция, самоприказы и др.) при работе с занимающимися младшего школьного возраста применяются меньше, чем в работе с подростками старшего возраста, так как способность к аналитическому отвлеченному мышлению у детей младшего возраста мало развита. Поэтому объяснять им технику физических упражнений надо предельно конкретно и выразительно.
В работе со старшим школьным
возрастом методы слова используются
больше. Этому благоприятствует возрастающая
роль второй сигнальной системы у
подростков. Подростки все больше
проявляют способность
Методы обеспечения
Методы обеспечения
В занятиях с юными спортсменами среднего возраста наряду с предметными ориентирами, звуковой и световой демонстрацией, используют рисунки, плакаты, фото-, кино-, видео-демонстрации, т.к. подростки уже обладают определенным запасом знаний, технических и тактических умений и навыков.
В занятиях с юношами старшего возраста при изучении и совершенствовании техники упражнений показ отличается большей детализацией, более быстрым темпом выполнения упражнений и меньшим числом повторений. Для прочувствования движений применяются тренажеры.
Большинство методов наглядности применяются в сочетании с методами слова.
Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются условно на две группы:
методы строго регламентированного упражнения;
методы относительно регламентированного упражнения.
К первой группе относятся:
методы целостного и расчлененного
упражнения, применяемые в основном
при разучивании техники
Ко второй группе относятся игровой, соревновательный методы.
Практическое использование
методов во многом зависит от закономерностей
естественного развития организма,
специализации и
Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. спортсмены осваивают технику упражнений сразу после показа и объяснения. Этот метод применяется при разучивании простейших упражнений или при изучении сложных двигательных действий, которые нельзя расчленять.
Метод расчлененного упражнения
предусматривает расчленение
Равномерный метод характеризуется
тем, что юные спортсмены выполняют
физическое упражнение непрерывно в
течение относительно длительного
времени с постоянной интенсивностью,
стремясь сохранить заданную скорость.
Постоянный темп, ритм, величину усилия,
амплитуду движений. В зависимости
от решаемых задач, упражнения могут
выполняться с малой, средней
и максимальной интенсивностью. Тренирующее
воздействие равномерного метода на
организм обеспечивается в период работы.
Увеличение нагрузки достигается за
счет повышения либо длительности,
либо интенсивности выполнения упражнения.
С увеличением интенсивности
выполнения работы длительность ее, разумеется,
уменьшается, и наоборот. Равномерный
метод применяется на всех этапах
многолетних занятий юных спортсменов.
Однако большие объемы равномерной
работы неприемлемы для спортсменов
младшего возраста. При выполнении
упражнений малой и средней интенсивности
развиваются аэробные возможности,
при высокой интенсивности
Недостатки метода - быстрая адаптация к нему организма спортсмена, в связи с чем снижается тренирующий эффект.
Переменный метод
Переменный метод применяется в циклических и ациклических видах спорта. В циклических видах спорта нагрузки регулируются за счет варьирования скорости передвижения. В ациклических видах спорта (футбол, борьба, бокс и др.) переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, изменяющихся как по интенсивности, так и по формам движений.
Скорость передвижения при переменном методе может изменяться от умеренной до соревновательной от варьирования скорости к продолжительности выполнения упражнения, длины преодолеваемых отрезков зависит характер физиологических сдвигов в организме, ведущих к развитию либо аэробных, либо аэробно-анаэробных возможностей. Этот метод предъявляет повышенные требования к деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Поэтому он применяется в основном в тренировке достаточно подготовленных юных спортсменов, главным образом в конце подготовительного и соревновательного периодов.
Разновидностью переменного метода является "фартлек" (игра скорости, беговая игра). Это бег в течение определенного времени с разной скоростью. Длина дистанции зависит от возраста и квалификации юных спортсменов. Скорость передвижения и продолжительность ее сохранения при этом заранее не планируются. Желательно проводить фартлек в лесу, парке, поле. Участники бега, в зависимости от самочувствия, поочередно могут лидировать в группе. Часть ускорений можно заменить беговыми или прыжковыми упражнениями. Одним из преимуществ переменного метода является то, что он устраняет монотонность в работе. Недостаток метода - все компоненты нагрузки (скорость, длина ускорения) в переменном методе планируются приблизительно (по самочувствию).
Повторный метод характеризуется
многократным выполнением упражнения
с определенными интервалами
отдыха, в течение которых достаточно
полно восстанавливается
Информация о работе Сущность принципов и методов спортивной тренировки