Сущность принципов и методов спортивной тренировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:12, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучить сущность принципов и методов спортивной тренировки.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть организацию учебно-тренировочного процесса;
3. Исследовать принципы спортивной тренировки.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
1.1 СУЩНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
2.1 МЕТОДЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
2.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
3. ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 63.87 Кб (Скачать файл)

Объективные показатели соревновательной деятельности дают представление об эффективности отдельных технико-тактических  действий теннисистов. Однако в условиях напряженной соревновательной борьбы эффективность деятельности будет  во многом зависеть от личностных особенностей спортсменов, которые проявляются  опосредованно через механизмы  психической регуляции соревновательной деятельности .

По мнению многих авторов игра в настольный теннис предъявляет ряд существенных требований к личности спортсмена – высокий моральный уровень, чувство долга – факторы, которые характеризуют взаимосвязь мотивации достижения с деловой мотивацией, непосредственно соединяют волевые качества с мотивами деятельности – склонность к соперничеству, ориентированность на успех с высокой самооценкой обусловлены тем, что реализация принципа активной игры как определяющая черта эффективности теннисиста делает необходимым высокий уровень состязательности, постоянный поиск путей захвата инициативы, наенное создание конфликтной ситуации с непременной ориентацией на успех; лидерство, доминация – волевое и коммуникативное качество, формирование которого, концентрированно отражает современные тенденции развития настольного тенниса, требующие проявления активности, инициативы, настойчивости, уверенности в себе, а также самостоятельности и непреклонной решимости в борьбе с соперником любого ранга. Эмоциональная устойчивость, выдержка, способность реально оценивать обстановку – эмоционально-волевое качество, от уровня которого зависит успех в любом виде деятельности, имеющей конфликтный характер проницательность, гибкий, точный ум – необходимы спортсмены, так как эффективность деятельности предполагает проявление способности оперативно оценивать содержание игровой ситуации, прогнозировать направленность действий соперника, распознать его замыслы и на основании данной оценки строить собственную тактическую линию;

 коллегиальность, приверженность  интересам, ценностям и идеалам  спортивного коллектива важны  в настольном теннисе как командно-индивидуальном  виде деятельности для решения  задач тренировочного процесса  и соревновательной деятельности; экстраверсия, социальная адаптированность, контактность, общительность – важны, т. к. экстраверты более активны и реактивны, что является предпосылкой динамичной игры; им легче снимать напряжение соревновательной борьбы, чему способствует общительность, свойственная экстравертированным натурам.Выше изложенные особенности личности спортсменов определяют высокую активность теннисистов, их стремление к захвату инициативы, ориентацию на успех деятельности с высокой самооценкой, доминирование в тактическом и психологическом отношениях, что необходимо для эффективного завершения конкретной ситуации единоборства.Наряду с отмеченными положительными деятельностными особенностями эффективных теннисистов авторы указывают и на отрицательные стороны их деятельности, которые являются результатом влияния определенных особенностей личности.Экспрессивность, излишнее беспокойство негативно сказываются на динамике результативности технико-тактических действий, активности, стабильности игры. Наличие у спортсменов таких особенностей личности, как нерешительность, неуверенность в себе, часто предопределяют неоправданную потерю инициативы, неспособность в экстремальной ситуации играть оригинально, эффективно воплощать тактические замыслы.Рассматривая механизм психической регуляции эффективных спортсменов в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, а также в тренировочной и соревновательной деятельности, Матыцин О. В.  отмечает следующее.Спортсменам, деятельность которых эффективна, присущ реализм, проявленный в процессе постановки перспективной цели с адекватной социальной норме характером.Эффективные спортсмены способны гибко изменять уровень цели, если последняя не реализуется, что свидетельствует о выраженном в процессе игровой деятельности качестве быстро перестраивать тактику спортивной борьбы в случае ее несоответствия конкретным задачам единоборства и как следствие – низкой эффективности. Это проявляется, в частности, в том, что так называемый показатель настойчивости оказывается относительно невысоким.Эффективным теннисистам свойственна низкая вариативность уровня уверенности при относительно высоком ее значении по отношению к динамике результатов деятельности. Это говорит о стабильности самооценки, внутренней надежности , помехоустойчивости спортсменов, их активном отношении к фактору неуспеха в процессе игры.Самооценка спортсменом состояния готовности к решению трудных двигательных задач характеризуется высокой критичностью. Завышенные самооценки готовности неблагоприятно влияли на эффективность деятельности.Вышеназванные аспекты психической регуляции деятельности обеспечивают проявление спортсменами выраженной способности к мобилизации психомоторных функций в наиболее трудных, экстремальных условиях.Спортсменам с эффективным протеканием деятельности отличает умение целесообразно управлять динамикой спортивной формы по мере приближения к главному соревнованию сезона.

Матыцин О.В. (22) отмечает, что специфика условий эффективной деятельности в настольный теннис, характеризуется высокой ценой отдельного технико-тактического действия для успеха в целом, необходимостью демонстрации устойчивого уровня эмоционально-волевых и поведенческих реакций, активным поиском неординарных средств и методов реализации инициативы в экстремальной ситуации, умением спортсмена от начала и до конца партии находиться в состоянии мобилизации с целью ограничить влияние отрицательных эмоциональных и психологических соревновательных факторов на результат деятельности.Иванов В.С. и Коллегорский. (13) отмечают, что для многих теннисистов преимущество в очках в концовке партии или последнее очко проявляли страх. Близость реальной ощутимой победы, ее предвкушение и перевес в счете, страх упустить победу в решающий момент – главная причина ослабления темпа игры. Счет, по мнению авторов, как бы давит на игрока и мешает ему играть концовку остро, а успех, по мнению Матыцина О.В. , зависит от способности спортсмена в решающий момент единоборства, в его заключительной фазе, действовать результативно на основе комплексной мобилизации возможностей организма и психики.Основной целью многолетней психологической подготовки спортсмена в настольном теннисе является развитие и стабилизация индивидуальных качеств и способностей, обеспечивающих в конечном итоге надежность их успешных выступлений на ответственных соревнованиях .

ПО мнению китайских авторов , перед ответственными соревнованиями спортсмены очень волнуются. Период этот, кроме того, насыщен разными мероприятиями. Спортсмены в эти дни перебирают все возможные и невозможные варианты выступления, мысленно переигрывают с каждым из своих соперников и решают целый ряд других вопросов. Не менее сложные и разнообразные чувства владеют спортсменом и в процессе самих соревнований. Одни сохраняют веселое, оптимистическое настроение, другие чувтвуют себя подавленными и угнетенными. Спортсмены с большой силой воли и верой в победу демонстрируют на соревнованиях неукротимый боевой дух, полностью используют свои технические и тактические возможности и добиваются хороших результатов. Но бывают и такие спортсмены, морально-волевой уровень, которых не высок; они теряют уверенность, играют скованно, делают много простых ошибок.

Отсутствие у этих спортсменов  правильного подхода к процессу соревнований мешает им продемонстрировать в игре те технику и тактику, которые  они применяют в обычных тренировочных  играх. Эти психологические процессы оказывают самое непосредственное влияние на результат соревнований .

Достижение конечной цели психологической подготовки теннисистов  – обеспечение надежности действий спортсменов в условиях сбивающих  факторов соревнований, таких, как напряженная  обстановка игр, реакция зрителей, внешние  условия, поведение и неожиданные  приемы игры противников, ошибки в своих действиях и т.д

Решающую роль в преодолении  возникших в ходе соревнования сбивающих  факторов и различного рода трудностей (стресс: игра с более сильными противниками, на фоне усталости, психической травмы) играют волевые качества игроков.

По мнению Байгулова Ю.П. , к комплексу волевых качеств, необходимых спортсменам для успешной игры в настольный теннис, можно отнести: упорство, терпеливость к продолжительной и мало эмоциональной работе, трудолюбие, оптимизм, выносливость, приспособляемость к внешним факторам, самообладание, смелость, любознательность, инициативность .

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сказать, что спортивная тренировка это процесс, направленный на сознательное изменение  поведения спортсмена, в соответствии с задачами его спортивной деятельности.

Цель спортивной тренировки - реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего  совершенствования свойственных каждому  человеку физических качеств и связанных  с ними способностей в единстве с  воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно  активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена  общества к плодотворной трудовой и  другим общественно важным видам  деятельность.

Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная  деятельность. Методы спортивной тренировки направлены на формирование и совершенствование  умений и навыков, а также воспитание физических качеств спортсменов. Метод дает ответ на вопрос, как надо применять средства в процессе тренировочного занятия.

Соотношение средств и  методов ОФП и СФП зависит  от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода  тренировок и решаемых задач.

Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции  организма на нагрузки носят избирательный  характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств.

Единственно правильное решение  вопроса об использовании общей  и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании  на разных этапах учебно-тренировочного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биологические и педагогические аспекты физической тренировки // Матер, всесоюзн. симп. // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 8. - С.29-33.

2. Желязков Ц.О. О сущности спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С.34-39.

3. Зациорский В.М. Воспитание физических качеств. - М.: ФиС, 1997. - 406 с.

4. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. - М.: Высш. школа, 2001. - 412 с.

5. Коц Я.М., Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 284 с.

6. Малиновский С.В. Тактическая подготовка в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 167 с.

7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1997. - 308 с.

8. Найгоф Р. Некоторые принципы и критерии увеличения нагрузок при формировании общей и специальной физической подготовки. Опыт наших друзей. - М.: ФиС, 2002. - 231 с.

9. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. - М.: ФиС, 1999.-128 с

10. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: ФиС, 2004. - 282 с.

11. Родионов А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 2. - с.7-9

12. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Физиология активности Н.А. Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте // ТиПФК. 1996. - № 11. - С.58-62.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность принципов и методов спортивной тренировки