Сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 09:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: сюжетные физкультурные занятия
Предмет исследования: интерес к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение
Глава I. Физкультурные занятия как форма организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста
1.1 Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста
1.2 Структура сюжетного физкультурного занятия
1.3 Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях
1.4 Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Глава II. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа физо.docx

— 62.64 Кб (Скачать файл)

Разнообразие на занятии  стандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использование  природного материала способствует лучшей организованности, повышению  двигательной активности детей. Немаловажную роль играет музыка. Так, во время игры «Солнышко и дождик» дети убегают, услышав шум дождя (грамм запись), и выходят погулять, когда поют птички.

Очень интересно проходят сюжетные занятия на свежем воздухе  в разное время года. Эти занятия  более эффективны. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность, способствуют развитию знаний о природе. Это такие занятия, как «Мы покормим птиц зимой», «Поможем коту Леопольду». Они оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогают укреплению воли, развивают смелость, самостоятельность.

Формируемые на занятиях игровые  действия могут быть перенесены под  влиянием воспитателя в самостоятельную  игру детей, что способствует повышению  двигательной активности малышей в  сюжетно-ролевых играх.

При проведении физкультурных  занятий воспитатель постоянно  помнит о том, что нельзя нарушать ход игры. Наблюдение за качеством  выполнения движений, оценка деятельности детей – всё это проводится через роль, от лица игрового персонажа, через воображаемую ситуацию. Воспитатель  и дети играют вместе. Поглощённость  игрой помогает увидеть в черте, проведённой мелом, настоящее препятствие, в гимнастической скамейке - большой  пригорок, за который можно спрятаться от злого волка[32].

Когда накоплен некоторый  опыт, дети уже проявляют больше самостоятельности на физкультурных  занятиях, они могут по напоминанию  воспитателя, выбрать предмет для  упражнений и подвижных игр и  активно действовать с ним.

Характерными чертами  таких занятий являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая  роль воспитателя; строгая регламентация  деятельности детей и дозирование  физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано  с последующим и составлять систему  занятий; важно обеспечить оптимальную  двигательную активность детей. Занятия  должны соответствовать возрасту и  уровню подготовленности детей. На них  надо использовать физкультурно-оздоровительное  оборудование и музыкальное сопровождение.

Таким образом, сюжетные физкультурные  занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих  упражнений, способствую развитию физических качеств, развитию творчества, психических  процессов.

Эти занятия открывают  широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные  условия для совершенствования  основных движений, способствуют умственному  и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Занятия физкультурой являются ведущими для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает  благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей  при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные  занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей  к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос  правильного выполнения в другие ситуации.

Структура физкультурных  занятий состоит из трех частей вводной, основной, заключительной.

В вводной части нужно ввести организм в состояние подготовленности к основной части.

Основная часть занятия  содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в  ней проводится подвижные игры. В  заключительной части происходит постепенный  переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию.

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью  различных способов организации  детей, т.к. фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный.

Эти занятия открывают  широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные  условия для совершенствования  основных движений, способствуют умственному  и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

 

Глава II. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

 

Психолого-педагогический эксперимент  проводится на базе детского сада «Колокольчик»  с 1 октября 2009 года по 30 марта 2010 года. В эксперименте участвовали дети старшей группы.

 

2.1 Констатирующий эксперимент

 

Цель: Выявить формы проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Разработать вопросы для  анкеты для воспитателей ДОУ.

Провести обследование.

Для решения поставленных задач была разработана система  вопросов. Вопросы были направлены на выявление количества физкультурных  занятий в сюжетной форме, проводимых с детьми в ДОУ.

Вопросы:

Сколько занятий спланировано в плане?

Виды физкультурных занятий, их количество.

Учебно-тренирующего характера

Игровые

Сюжетные

Тематические

Комплексные

Контрольно – учебные

 

Анализ календарных  планов за IV квартал 2009 год

Вопросы

Старшая группа

Сколько занятий спланировано в плане?

36

Учебно-тренирующего характера

22

Игровые физкультурные занятия

4

Сюжетные

1

Тематические

5

Комплексные

3

Контрольно - учебные

1


 

В результате анализа календарного плана в старшей группе установлено, что занятия проходят в системе. Конспекты физкультурных занятий  составлены с учётом возрастных и  индивидуальных особенностей развития детей. Сюжеты занятий способствуют эмоционально положительному настрою  детей на занятие, активности детей, а также увлечённому выполнению детьми физических упражнений, развития воображения детей (воспитатель  предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь), самостоятельность, артистизм. Соблюдаются требования к оздоровительной направленности физкультурных занятий.

В старшей группе дети были активны, охотно выполняли задание  упражнения. Воображая, ситуация помогает сделать интересными для ребёнка  двигательные задания. Занятие прошло в интересной форме, что способствовало выполнению сложных упражнений легко  и свободно, повысилась двигательная активность детей.

Дети слушались воспитателя, выполняли движения одновременно всей группой, действовали в соответствии с заданным планом и творчески  выполняли предложенные задания.

Таким образом, хорошо поставленные физкультурные занятия во многом способствуют умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные  условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь  помогает лучшему восприятию и запоминанию.

Важно при этом воспитывать  положительные эмоции, создающие  бодрое, жизнерадостное настроение, а  также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные  эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность  формирования двигательных навыков  и умений.

 

2.2 Формирующий  эксперимент

 

Цель: развить интерес к движениям у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетных физкультурных занятий.

Задачи:

Составить серию конспектов сюжетных физкультурных занятий.

Апробировать на практике.

В формирующем эксперименте участвовало 14 детей.

 

Планирование  экспериментальной работы

Дата

Название сюжета

Цель занятия

Материал

06.10.2009

«Путешествие в изумрудный город»

Выполнять общеразвивающие  и основные движения;

Закрепить влезание на гимнастическую стенку с переходом на соседний пролет;

Отработать мягкое приземление  при прыжках в длину с места;

Развивать ловкость, равновесие, а также выразительность движений;

Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение друг к  другу

Гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка.

20.10.2009

«У солнышка в гостях»

Развивать силу рук при  ползании по скамейке;

Продолжать учить правильно прыгать вперед с места, вынося руки вперед приземляясь на носочки;

Развивать смелость в лазанье по гимнастической лестнице обхватывая пролет всей кистью;

Предупреждение плоскостопия при ходьбе на носках и пятках;

Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение друг к  другу.

гимнастическая палка, гимнастическая скамейка, гимнастическая лестница.

10.11.2009

«Морское путешествие»

Упражнять детей в ходьбе змейкой, парами;

Упражнять в равновесии;

Продолжать учить детей  прыжкам через предметы, ползанию под дугу с прогибанием спины, ползанию на четвереньках толкая мяч вперед;

Формировать умение заниматься в коллективе.

дуга, мяч, игрушка рыбка, кубики

24.11.2009

«Туристы»

Продолжать использовать упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;

Добиваться точности прыжков  из обруча в обруч;

Продолжать формировать  умение ходить приставным шагом прямо  и боком;

Воспитывать смелость при лазании на гимнастической стенке;

Развивать коммуникабельность.

обруч, канат, гимнастическая стенка.

08.12.2009

«Айболит»

Формировать умение прыгать  в длину, в высоту и спрыгивать с высоты (40 см.);

Вырабатывать меткость;

Закреплять умение ходить в полуприседе и парами;

Добиваться правильного  положения туловища при ходьбе и  беге;

Воспитывать интерес к  физической культуре и спорту.

игрушка на леске, природный  материал (орехи), гимнастическая скамейка.

22.12.2009

«Золотой ключик»

Учить ходить на наружной стороне  стопы;

Учить ходить, перешагивая  через пролеты лестницы лежащей  на полу;

Вырабатывать равновесие;

Развивать силу рук при  подтягивании на животе;

Предупреждение плоскостопия;

Воспитывать уважительное отношение  друг к другу.

доска, гимнастическая скамейка, лестница, шнур.


 

Занятие «Путешествие в Изумрудный город»

На данном занятии дети выполняли общеразвивающие и  основные движения; влезали на гимнастическую стенку переходили на соседний пролет; отрабатывали мягкое приземление при прыжках в длину с места; развивали ловкость, равновесие, а также выразительность движений. Детям было предложено, выбрать роль одного из героев этой сказки. Воспитатель был в качестве ведущего. Олег И., Оля М., Ира Г. все упражнения дела активно. По сюжету дети должны были дойти до Изумрудного города. Чтобы Элли и Татошка вернулись домой дети играю в подвижную игру. Лера П., Паша Ф. Анжела Я играли активно.

Занятие «У солнышка в гостях»

На данном занятии дети выполняли развивали силу рук при ползании по скамейке; учились правильно прыгать вперед с места, вынося руки вперед приземляясь на носочки; развивать смелость в лазанье по гимнастической лестнице обхватывая пролет всей кистью; ходили на носках и пятках. Занятие прошло в доброжелательной обстановке, непринужденной форме. Задавали темп Алена Ч., Катя М., Настя Л.. Илья К., Никита Х. лучше других выполняли упражнение подтягивание на животе. В подвижной игре Оля М., Катя М. были активней.

Занятие «Морское путешествие»

На данном занятии дети упражнялись в ходьбе змейкой, парами; упражнялись в равновесии; продолжали учиться прыжкам через предметы, ползанию под дугу с прогибанием спины, ползанию на четвереньках толкая мяч вперед; формировали умение заниматься в коллективе. При выполнении упражнений затруднений не было, т.к. был использован метод подражания. Занятие прошло весело и интересно. Полина С., Алина К., Аким Т активно выполняли все упражнения. В подвижной игре дети были активны.

Занятие «Туристы»

На данном занятии использовались упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; дети учились  точно прыгать из обруча в обруч; формировались умение ходить приставным шагом прямо и боком; воспитывалась  смелость при лазании на гимнастической стенке. Чтобы дети себя почувствовали  туристами, им было предложено надеть рюкзачки. Было два «привала», которые  сопровождались заданиями. Аня А., Лера Г. Алина П. активно выполняли  задания. В подвижной игре Катя М., Лиза К., Паша С. были более активны.

Занятие «Айболит»

На данном занятии формировалось  умение прыгать в длину, в высоту и спрыгивать с высоты (40 см.); вырабатывалась меткость; закреплялось умение ходить в полуприседе и парами; закреплялось умение правильного положения туловища при ходьбе и беге; воспитывался интерес к физической культуре и спорту. Для метания в цель детям был предложен природный материал (орехи). Занятие прошло весело и интересно. При метании Илья К., Руста Т., Егор К. показали лучший результат. В подвижной игре Полина С., Паша Ф., Костя В. были активней.

Информация о работе Сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста