Технико-тактическая подготовка боксеров 12-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: совершенствование процесса спортивной подготовки юных боксеров на этапе начальной специализации. Задачи исследования:
Изучить состояние исследуемой проблемы по данным научно-методической литературы;
Разработать экспериментальную методику развития скоростных способностей юных боксеров 13-14 лет;
Выявить эффективность разработанной методики в ходе проведения педагогического эксперимента.
Разработать практические рекомендации для тренеров-преподавателей по боксу, инструкторов, методистов по спорту.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

При подборе тренировочных  упражнений для развития скорости движений необходимо учитывать степень их освоения. В случае использования неосвоенных упражнений внимание спортсмена будет сосредоточено не на быстроте выполнения упражнения, а на способе его выполнения.

Планируя скорость выполнения упражнения, следует помнить, что  быстрое сокращение мышц в процессе движения сопровождается увеличением тонуса мышц-антагонистов, что вызывает тормозящий эффект, который носит охранительный характер. Это рефлекторное торможение устраняется кропотливой и длительной работой в конкретном движении, что ведет к совершенствованию межмышечной координации и снятию «тормозов». После этого постепенно необходимо выйти на уровень наиболее эффективной интенсивности, равной 90—100% от максимальной.

Длительность работы подбирается с таким расчетом, чтобы спортсмен был в состоянии  поддерживать высокую скорость на протяжении всего времени выполнения упражнения. Продолжительность пауз между отдельными повторениями должна обеспечивать относительное восстановление. Следует учитывать, что многократное выполнение скоростных упражнений с высокой интенсивностью даже при оптимальных паузах приводит к суммированию физико-химических сдвигов в организме и неизбежному снижению работоспособности. Увеличению объема способствует планирование упражнений по сериям (например, плавание 8-10x12,5 м; 6-8x25 м; 3-4x50 м). Одновременно следует увеличить интервалы отдыха между сериями. Основными методами совершенствования быстроты и частоты движений являются повторный, соревновательный, игровой.

Многократное повторение двигательных действий может привести к образованию динамического  стереотипа (скоростного барьера) и как следствие этого—к стабилизации скорости движения.

Наиболее эффективной  методикой является широкая вариативность  используемых упражнений. С этой целью  рекомендуются следующие методические приемы, способствующие превышению привычной скорости движения:

1) облегчение внешних  условий и использование дополнительных  сил, ускоряющих движение (уменьшение  веса снаряда, бег под гору, бег по ветру, использование  буксировочных приспособлений, гимнастических  лонж и т. п.);

2) использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений. Замечено, что скорость движения временно увеличивается под влиянием предшествующего выполнения того же движения с отягощением (толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т. п.);

3) лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений (бег за лидером-партнером, использование звуко- и светолидеров);

4) использование эффекта  «разгона» и введение ускоряющих  фаз в упражнение (бег с ходу, предварительные движения в метаниях);

5) «сужение» пространственно-временных границ выполнения упражнений (ограничение времени игры, размеров площадки, укорочение соревновательной дистанции и т. п.)

При развитии комплексных  форм скоростных способностей, наиболее эффективными методами являются соревновательный, повторный и интервальный.

Особенности применения соревновательного метода при развитии скоростных способностей:

- повышение скорости  выполнения соревновательного упражнения  достигаемое за счёт постепенного  увеличения максимальной скорости  на определённых отрезках дистанции и постепенного увеличения длины этих отрезков;

- периодическое превышение  соревновательной скорости за  счет варьирования условий выполнения  упражнения.

Сравнительный анализ генотипических характеристик быстроты с учетом пола, возраста и структуры отдельных видов движений позволяет сделать следующие заключения относительно роли генотипа в изменчивости данного двигательного качества:

1.В наибольшей степени  зависит от генотипа максимальная  частота движений. В ее факторной  структуре доминирующую роль играют индивидуально-типологические свойства нервных процессов – устойчивый качественный признак конституции. Более изменчивой и тренируемой является скорость двигательных реакций. Это сложный полигенный количественный признак, на вариативность которого влияют разнообразные внешнесредовые факторы.

2.Скоростные параметры  движений, выполняемых верхними  и нижними конечностями, имеют  неодинаковую степень наследуемости  так же, как и движений, выполняемых  правыми и левыми конечностями. Поэтому генотипическая оценка  потенциальных возможностей юных  спортсменов в развитии быстроты движений должна осуществляться на основе тестирования всех доступных форм движений, в которых проявляются скоростные качества. Это особенно важно для выявления индивидуального характера моторной асимметрии и степени ее выраженности как устойчивого качественного признака.

3.Степень влияния генотипа  на изменчивость отдельных признаков  быстроты варьирует в онтогенезе, что связано с изменениями  реактивности генотипа по отношению  к внешним воздействиям на  моторику. Поэтому индексы наследуемости быстроты также неодинаковы у детей разного возраста, характеризуя нелинейную возрастную динамику влияния генотипа на проявление качества в двигательных реакциях и спринтерских тестах. Чем ниже значение индекса, тем меньше ограничивающие влияния генетических механизмов на адаптивную изменчивость временных характеристик моторики, и, следовательно, на таких этапах онтогенеза создаются благоприятные условия для развития быстроты благодаря повышению реактивности нервно-мышечного аппарата к нагрузкам скоростно-силового характера. Чем взрослее спортсмен, тем сильнее генетический контроль быстроты движений, приближающейся к индивидуальному пределу.

4.Некоторые признаки  и проявления быстроты имеют  половые различия по степени  наследуемости, что свидетельствует о природной обусловленности проявления и развития этого качества и неодинаковом удельном весе наследственных факторов у мальчиков и девочек. У мальчиков удельный вес генотипа в проявлении быстроты в этом упражнении достигает высокого уровня значимости, поэтому селективное преимущество будут иметь мальчики с высоким уровнем наследуемости быстроты по сравнению со средним уровнем.

Высокая генетическая обусловленность  возможностей совершенствования скоростных качеств подтверждается наблюдениями за приростом спортивных результатов в течение многолетней тренировки. Лучшие спринтеры мира в течение 8-10 лет тренировки смогли повысить свои исходные результаты лишь на 8-13%. В целом под воздействием тренировки скорость циклических движений может возрасти в пределах 20%, тогда как скорость ациклических движений улучшается в пределах 7-12%.

Эти показатели дают ориентиры  для прогнозирования перспективности  и целесообразности специализированной тренировки скоростных двигательных способностей (Тхоржевский В.И., 2001).

В системе современного воспитания физкультурных ценностей необходимо предусматривать и осуществлять формирование мотивов, а затем и интересов к систематической физической активности. Достижение этой важной цели – дело сложное, требующая решения многих задач, существенно разных для разного возраста (Матвеев Л.П., 1991).

Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется  моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение координационных способностей при интенсивном развитии скоростных и скоростно–силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирование интересов, склонностей, вкусов.

Основная направленность физического воспитания подростков формирование интереса к систематической, спортивной и оздоровительной подготовке. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование спортивного характера, его умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей.

Подростковый возраст  – период максимальных темпов роста  всего организма, ответственный  этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации.

Подростковый возраст  – период максимальных темпов роста  всего организма человека и отдельных  его звеньев. Он характеризуется  усилением окислительных процессов, резко выраженными эндокринными сдвигами, усилением процесса полового созревания. Интенсивный рост и увеличение всех размеров тела получили название второго ростового скачка, или второго «вытягивания»

В подростковом возрасте имеются существенные отличия в  ритме развития тела у девочек и мальчиков. Так у девочек максимальный темп роста в длину отмечается в 11 – 12 лет. В этот период быстро изменяются пропорции тела, приближаясь к параметрам взрослого человека.

Усиленно растут трубчатые, длинные кости конечностей и  позвонки. При этом кости растут в длину, а в ширину их рост незначителен. При этом чрезмерные мышечные нагрузки, как факторы ускорения процесса окисления могут замедлить рост трубчатых костей. Заканчивается окостенение запястья и пястных костей, а межпозвоночных дисках только лишь появляются зоны окостенения. Позвоночный столб подростка по-прежнему очень подвижен.

В этом возрасте мышечная система развивается довольно быстрыми темпами, что особенно выражено в  развитии мышц, сухожилий, суставно-связочного аппарата.

Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. Особенно заметно увеличение массы желудочков, преимущественно, быстро увеличивается объём сердца, несколько медленнее утолщаются стенки сердца. Наибольшие размеры прибавки сердца у девочек отмечается в возрасте 12-14 лет. Изменяется и микроструктура миокарда, прежде всего размеры мышечных волокон и ядер. Сердце подростка по структурным показателям практически не отличается от сердца взрослого человека.

Разнонаправленные изменения  происходят в строении лёгочной артерии, она шире аорты, а к концу периода устанавливаются обратные соотношения. Увеличение объёма сердца опережает рост ёмкости сосудистой сети, что служит повышению сосудистого тонуса как предпосылку к росту артериального давления.

Морфологическая и функциональная незрелость отдельных элементов сердца и сосудистой системы снижает адаптационные возможности системы кровообращения и повышает функциональную напряжённость при небольших физических нагрузок.

Период полового созревания отличается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объём лёгких увеличивается почти в два раза с 11-14 лет, значительно повышается МОД и растёт показатель ЖЕЛ. В этом возрасте увеличивается показатель гемоглобина в крови, эритроцитов, приближается к показателям взрослого человека. Аэробные возможности улучшаются быстрее, чем анаэробные. У мальчиков этого возраста МПК увеличивается на 28%, а кислородный пульс на 24%, а у девочек на 17% и 18%.[28]

Экономичность кислородных  режимов подростков при физических нагрузках ещё значительно ниже, чем у взрослых, но выше чем у детей младшего возраста. В тоже время ликвидация кислородного долга у подростка происходит с высокой интенсивностью (Матвеев Л.П., 1991).

В подростковом возрасте глубокая перестройка происходит в эндокринной системе. В этот период начинается усиленный рост половых желез, повышается активность надпочечников и щитовидной железы. Активизация гормональной функции увеличивает количество хромаффинных клеток.

Период полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развитию организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков, а тем самым снизить их координационные способности.

 

Выводы по первой главе

 

Анализ литературы показывает, что сущностью всех разновидностей скоростных способностей спортсменов является возможность совершать двигательные действия в минимальное время, а уровень этих способностей зависит от подвижности нервных процессов, соотношения различных мышечных волокон, эффективности внутримышечной и межмышечной координации, совершенства техники движений, степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости. Многие из этих факторов определены генетически и трудно поддаются совершенствованию. Успешность развития скоростных способностей зависит от учета сенситивных возрастных периодов их развития, применения как можно более разнообразных средств их развития - скоростных упражнений. Особенностями развития скоростных двигательных способностей у боксеров 12-13 лет на стадии начальной подготовки является то, что этому направлению подготовки должно уделяться особое внимание, развитие скорости должно идти параллельно с развитием силы и совершенствованием техники боксерских движений. На основании вышеизложенного, можно выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что развитие скоростных способностей в тренировочном процессе боксеров 12-13 лет стадии начальной подготовки должно являться приоритетным, а повышение доли средств скоростной подготовки в группе боксеров указанного возраста позволит развить различные виды их скоростных способностей.

 

 

  • ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • 2.1 Методы исследования

  • Информация о работе Технико-тактическая подготовка боксеров 12-14 лет