Физическая культура в период экзаменационной сессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:24, реферат

Краткое описание

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Особенно в период экзаменационной сессии. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Содержание

Введение 2
1. Здоровье и жизнь в период экзаменационной сессии 3
2. Пять минут для пользы тела 11
Заключение 12
БИБЛИОГРАФИЯ 13

Вложенные файлы: 1 файл

физическая культура в период экзаменационной сессии.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Физическая культура в период экзаменационной сессии

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового  образа жизни. Особенно в период экзаменационной сессии. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению  американских врачей каждая ступенька  дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Здоровье  и жизнь в период экзаменационной сессии

 

     Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

В настоящее время все более  актуализируется проблема совершенствования  системы непрерывного образования  учащейся молодежи с целью обеспечения  двух основополагающих аспектов: сформированности личности с характерным набором свойств, качеств и функций и ее подготовленности к практике социально значимых видов деятельности, главный из которых - производительный труд. Принцип деятельностного подхода к формированию личности побуждает к поиску и обоснованию видов деятельности, комплексно воздействующих на индивида, на пути его восхождения к личности, отвечающей потребностям общества. В связи с этим возникает основное противоречие, нуждающееся в научном обосновании: с одной стороны - реальная необходимость совершенствования системы непрерывного образования для удовлетворения потребностей общества в воспитании личности, подготовленной к практике труда, а с другой - теоретический поиск, методологическое и экспериментальное обоснование видов рассматриваемой деятельности. Именно поэтому физические упражнения очень важны в период сессии и сдачи экзаменов.

Общественная и личностная потребность, накопление значительного теоретического и практического материала о  существенном потенциале физкультурной  деятельности в становлении личности, подготовленной к практике труда, обусловили выделение специфической и профилированной отрасли физической культуры - профессионально-прикладной физической культуры (ППФК). Под ППФК следует понимать специфическую отрасль физической культуры, изучающую биологические, социальные и дидактические аспекты совокупного влияния прикладных видов физкультурной деятельности и обеспечивающую на всех этапах образования формирование личности профессионала, создающего, преобразующего и потребляющего материальные и духовные ценности общества, обладающего высокой профессионально-прикладной подготовленностью. Таким образом, ППФК призвана удовлетворить общественные и личностные потребности в обеспечении сформированности, во-первых, личности с характерным набором как общих, так и профессионально-прикладных личностных свойств, качеств и функций и, во-вторых, комплекса прикладных физических, психофизиологических качеств и функций, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения профессией на всех этапах образования и дальнейшего совершенствования в профессиональной деятельности.

Обозначенное основное противоречие обусловливает формирование концепции  ППФК, согласно которой она представляет собой совокупность видов физкультурной  деятельности, используемых на различных этапах непрерывного образования и обеспечивающих двоякий социально значимый эффект: на основе социализации индивида, обогащения его духовности - сформированность личности, профессионала с характерным набором как общих, так и прикладных личностных свойств и качеств; на основе воздействия на биологическую сущность индивида - сформированность прикладных физических качеств, двигательных умений и навыков, психофизиологических функций.

Системное видение ППФК как специфического вида человеческой деятельности предполагает рассмотрение ее важнейшего методологического элемента - функций как объективно присущих свойств и возможностей в преобразовании личности.

При определении функций ППФК следует  исходить из того, что функции есть отражение видов деятельности, которые характеризуют сущность форм; необходимо процесс ППФК насытить такими видами деятельности, которые обеспечивали бы последовательную и преемственную реализацию основных целей и задач целостной системы образования. Иными словами, представленные функции не есть отражение того, что она (ППФК) может (исходя из сложившихся на сегодня представлений), а того, что она должна благодаря весьма обширным, присущим ей дидактическим возможностям.

К общекультурным функциям ППФК, подчеркивающим связь с общественными явлениями, следует отнести нравственно-мировоззренчес-кие, культурологические, профессио-графические, ценностно-ориента-ционные и спортивные. Мировоззрение личности предусматривает единство научных взглядов с процессами познания и творческого их применения в трудовой практике. Осмысленность действительности на основе знаний естественных наук (анатомия, физиология и др.) позволит активизировать личность в отношении собственных взглядов, убеждений в практику труда. Нравственность есть отражение в личности норм и правил поведения, которые, моделируясь в процессе ППФК, обеспечат сформированность норм общественной морали, нравственного и ответственного поведения в интересах общества; происходит развитие волевой сферы личности, характеризующейся проявлением целеустремленности, настойчивости, инициативы, смелости, решительности и других личностных качеств.

Основу культурологических функций  ППФК составляет возможность воздействовать на этическую и эстетическую сферы  личности, в результате чего формируются способность и умение видеть, воспринимать и понимать прекрасное в спортивных и трудовых движениях и, главное, следовать прекрасному в своих действиях и деятельности за счет собственного физического совершенствования. Профессиографические функции ППФК тесно связаны с эргономикой - наукой о системе знаний трудовой деятельности человека с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта. Свои профессиографические функции ППФК реализует во взаимосвязанных процессах профессио- и спортографии, направленных на исследование особенностей той или иной профессии на организм и выявление видов физкультурной деятельности, способствующих формированию физических и духовных сил человека, соответствующих требованиям профессии.

Ценностно-ориентационные функции следует понимать в двух аспектах. Первый предполагает сформированность дифференциации личностью различных ценностей по степени их важности «для себя». Второй предусматривает формирование нравственных, мировоззренческих, этических и эстетических, гражданских оснований оценок личностью явлений действительности и нахождения себя в ней. В результате осуществляется социализация личности на основе усвоения ценностей социального опыта, формирования активной жизненной позиции. Через реализацию спортивных функций ППФК расширяются знания и представления о возможностях человеческого организма, составляющих основу поиска путей совершенствования человека для практики жизни и труда. Кроме того, спортивные функции ППФК обеспечивают процесс сближения людей в сфере спортивных контактов, воплощения гуманистических идей сотрудничества.

Под специфическими функциями  ППФК следует понимать лишь те, которые  свойственны ей как специфической  отрасли общей физической культуры. В целом набор специфических  функций определяется наличием тех свойств, которые на разных этапах образования удовлетворяют общественные потребности в прикладном физкультурном образовании (образовательные), оптимизации физического состояния (оздоровительные), полноценной профориентации и профадаптации учащейся молодежи. Реализация специфических функций осуществляется преимущественно в ходе профилированного физического воспитания, под которым следует понимать специализированный педагогический процесс с использованием специально подобранных форм, средств и методов, обеспечивающий формирование специальных знаний, прикладных двигательных способностей для совершенствования и поддержания профессионально-прикладной подготовленности на всех этапах образования.

Кроме того, эффективны мероприятия профессионально-приклад-ного физкультурно-рекреативного и реабилитационного характера. Образовательные функции ППФК находят выражение в систематическом формировании комплекса профессионально-прикладных двигательных умений и навыков, воспитании прикладных физических и личностных свойств и качеств и связанных с ними способностей, овладении знаниями профессиографического характера, основ теории и методики физического воспитания. Основные оздоровительные функции обеспечивают закаливание организма и повышение его сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды и характерным условиям производства; приобщение учащейся молодежи к здоровому образу жизни; специальные умения по использованию оздоровительных мер профессионально-прикладного и физкультурно-гигиенического характера.

Выделение профориентационных функций ППФК обусловлено зависимостью качества выбора профессии и дальнейшего  труда в ней от физического  состояния и природной предрасположенности  к определенной профессиональной деятельности. В системе образования на основе знаний о профессии, способов совершенствования в ней и подготовки к труду происходит выбор профессии, который, строясь на основе соединения знаний с профессиональной деятельностью, предполагает выявление соответствия физического статуса человека требованиям профессии (по результатам профдиагностики).

Важна и другая направленность этого процесса, т.е. осуществление  комплекса мероприятий по изменению  физического статуса человека в  соответствии с выбранной или  предполагаемой к выбору профессией (что, собственно, и повысит эффективность выбора профессии в ходе профилированного физического воспитания и ППФП). Сущностью профадаптивных функций ППФК следует считать нормализацию процессов становления и сохранения динамического равновесия в системе «личность - профессиональная среда». В этой связи профадаптация представлена психофизиологическим компонентом (адаптация к физическим условиям труда), профессиональным (адаптация к задачам, операциям, действиям и целостной профессиональной деятельности) и социально-психическим (адаптация к социальным компонентам профессиональной среды). Реализация собственно внутренних функций ППФК, являющихся таковыми по отношению к специфическим, осуществляется преимущественно в процессе ППФП и профессионально-прикладного физического развития (ППФР).

Адаптационные внутренние функции отражают психофизиологические аспекты профадаптации и связаны  с оптимизацией взаимоотношений  двигательной и вегетативных функций, обеспечивающих успешность проявления прикладных физических качеств, двигательных умений и навыков.

Профдиагностические функции  преимущественно направлены на выявление  негативных отклонений в профессионально-прикладной подготовленности и подбор прикладных видов физкультурной деятельности для ее коррекции. Развивающие внутренние функции отражают суть развития частных профессионально важных психофизиологических и личностных свойств и качеств, а также профессионально важных морфофункциональных свойств и качеств.

Таким образом, ППФК, отражая  принципы общей физкультуры, через реализацию своих функций представляет собой специфический вид человеческой деятельности, в ходе которой преобразуется социальная и биологическая природа индивида на пути формирования личности, гармонически развитой и подготовленной к практике труда.

Эффективность от внедрения  ППФК в систему образования определяется содержанием профессионально-прикладной физкультурной деятельности, позитивно  воздействующей на комплекс прикладных физических и личностных свойств, качеств, функций на каждом из этапов образования в соответствии с требованиями общества. Переход экономики страны на рыночные отношения вызвал потребность значительного увеличения числа специалистов по экономике, маркетингу, менеджменту, финансам, правоведению, что привело к расширению приема в вузы на гуманитарные специальности и появлению новых вузов (негосударственной ориентации). Данное обстоятельство потребовало усилий специалистов физического воспитания по разработке новых учебных программ, необходимых для работы с контингетом студентов, как правило, характеризующимся, в массе своей, недостаточным физическим развитием, низкой физической подготовленностью, ослабленным здоровьем, наличием хронических заболеваний.

Между тем, для качественного  отправления функциональных обязанностей будущим специалистам необходим достаточно высокий уровень развития основных физических качеств (общая физическая подготовка - базовая физическая культура) и специальных физических качеств, характерных для конкретной группы профессий (профессиональная физическая культура).

Так установлено, что  специалистам требуется в широком  диапазоне специальные знания, умения, навыки. Обычная их рабочая поза - сидя, а деятельность характеризуется  гиподинамией и по энергозатратам относится  к категории легкого физического труда. В течение рабочего дня преобладает вынужденная поза с характерным наклоном головы и туловища вперед, поверхностным дыханием, что требует постоянного статического напряжения мышц плечевого пояса и спины.

Информация о работе Физическая культура в период экзаменационной сессии