Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:24, реферат
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Особенно в период экзаменационной сессии. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Введение 2
1. Здоровье и жизнь в период экзаменационной сессии 3
2. Пять минут для пользы тела 11
Заключение 12
БИБЛИОГРАФИЯ 13
Физическая культура в период экзаменационной сессии
Содержание
Введение
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Особенно в период экзаменационной сессии. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.
1. Здоровье и жизнь в период экзаменационной сессии
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
В настоящее время все более актуализируется проблема совершенствования системы непрерывного образования учащейся молодежи с целью обеспечения двух основополагающих аспектов: сформированности личности с характерным набором свойств, качеств и функций и ее подготовленности к практике социально значимых видов деятельности, главный из которых - производительный труд. Принцип деятельностного подхода к формированию личности побуждает к поиску и обоснованию видов деятельности, комплексно воздействующих на индивида, на пути его восхождения к личности, отвечающей потребностям общества. В связи с этим возникает основное противоречие, нуждающееся в научном обосновании: с одной стороны - реальная необходимость совершенствования системы непрерывного образования для удовлетворения потребностей общества в воспитании личности, подготовленной к практике труда, а с другой - теоретический поиск, методологическое и экспериментальное обоснование видов рассматриваемой деятельности. Именно поэтому физические упражнения очень важны в период сессии и сдачи экзаменов.
Общественная и личностная потребность, накопление значительного теоретического и практического материала о существенном потенциале физкультурной деятельности в становлении личности, подготовленной к практике труда, обусловили выделение специфической и профилированной отрасли физической культуры - профессионально-прикладной физической культуры (ППФК). Под ППФК следует понимать специфическую отрасль физической культуры, изучающую биологические, социальные и дидактические аспекты совокупного влияния прикладных видов физкультурной деятельности и обеспечивающую на всех этапах образования формирование личности профессионала, создающего, преобразующего и потребляющего материальные и духовные ценности общества, обладающего высокой профессионально-прикладной подготовленностью. Таким образом, ППФК призвана удовлетворить общественные и личностные потребности в обеспечении сформированности, во-первых, личности с характерным набором как общих, так и профессионально-прикладных личностных свойств, качеств и функций и, во-вторых, комплекса прикладных физических, психофизиологических качеств и функций, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения профессией на всех этапах образования и дальнейшего совершенствования в профессиональной деятельности.
Обозначенное основное противоречие обусловливает формирование концепции ППФК, согласно которой она представляет собой совокупность видов физкультурной деятельности, используемых на различных этапах непрерывного образования и обеспечивающих двоякий социально значимый эффект: на основе социализации индивида, обогащения его духовности - сформированность личности, профессионала с характерным набором как общих, так и прикладных личностных свойств и качеств; на основе воздействия на биологическую сущность индивида - сформированность прикладных физических качеств, двигательных умений и навыков, психофизиологических функций.
Системное видение ППФК как специфического вида человеческой деятельности предполагает рассмотрение ее важнейшего методологического элемента - функций как объективно присущих свойств и возможностей в преобразовании личности.
При определении функций ППФК следует исходить из того, что функции есть отражение видов деятельности, которые характеризуют сущность форм; необходимо процесс ППФК насытить такими видами деятельности, которые обеспечивали бы последовательную и преемственную реализацию основных целей и задач целостной системы образования. Иными словами, представленные функции не есть отражение того, что она (ППФК) может (исходя из сложившихся на сегодня представлений), а того, что она должна благодаря весьма обширным, присущим ей дидактическим возможностям.
К общекультурным функциям ППФК, подчеркивающим
связь с общественными явлениями, следует
отнести нравственно-мировоззренчес-
Основу культурологических функций ППФК составляет возможность воздействовать на этическую и эстетическую сферы личности, в результате чего формируются способность и умение видеть, воспринимать и понимать прекрасное в спортивных и трудовых движениях и, главное, следовать прекрасному в своих действиях и деятельности за счет собственного физического совершенствования. Профессиографические функции ППФК тесно связаны с эргономикой - наукой о системе знаний трудовой деятельности человека с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта. Свои профессиографические функции ППФК реализует во взаимосвязанных процессах профессио- и спортографии, направленных на исследование особенностей той или иной профессии на организм и выявление видов физкультурной деятельности, способствующих формированию физических и духовных сил человека, соответствующих требованиям профессии.
Ценностно-ориентационные функции следует понимать в двух аспектах. Первый предполагает сформированность дифференциации личностью различных ценностей по степени их важности «для себя». Второй предусматривает формирование нравственных, мировоззренческих, этических и эстетических, гражданских оснований оценок личностью явлений действительности и нахождения себя в ней. В результате осуществляется социализация личности на основе усвоения ценностей социального опыта, формирования активной жизненной позиции. Через реализацию спортивных функций ППФК расширяются знания и представления о возможностях человеческого организма, составляющих основу поиска путей совершенствования человека для практики жизни и труда. Кроме того, спортивные функции ППФК обеспечивают процесс сближения людей в сфере спортивных контактов, воплощения гуманистических идей сотрудничества.
Под специфическими функциями ППФК следует понимать лишь те, которые свойственны ей как специфической отрасли общей физической культуры. В целом набор специфических функций определяется наличием тех свойств, которые на разных этапах образования удовлетворяют общественные потребности в прикладном физкультурном образовании (образовательные), оптимизации физического состояния (оздоровительные), полноценной профориентации и профадаптации учащейся молодежи. Реализация специфических функций осуществляется преимущественно в ходе профилированного физического воспитания, под которым следует понимать специализированный педагогический процесс с использованием специально подобранных форм, средств и методов, обеспечивающий формирование специальных знаний, прикладных двигательных способностей для совершенствования и поддержания профессионально-прикладной подготовленности на всех этапах образования.
Кроме того, эффективны мероприятия профессионально-приклад-ного физкультурно-рекреативного и реабилитационного характера. Образовательные функции ППФК находят выражение в систематическом формировании комплекса профессионально-прикладных двигательных умений и навыков, воспитании прикладных физических и личностных свойств и качеств и связанных с ними способностей, овладении знаниями профессиографического характера, основ теории и методики физического воспитания. Основные оздоровительные функции обеспечивают закаливание организма и повышение его сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды и характерным условиям производства; приобщение учащейся молодежи к здоровому образу жизни; специальные умения по использованию оздоровительных мер профессионально-прикладного и физкультурно-гигиенического характера.
Выделение профориентационных
функций ППФК обусловлено зависимостью
качества выбора профессии и дальнейшего
труда в ней от физического
состояния и природной
Важна и другая направленность этого процесса, т.е. осуществление комплекса мероприятий по изменению физического статуса человека в соответствии с выбранной или предполагаемой к выбору профессией (что, собственно, и повысит эффективность выбора профессии в ходе профилированного физического воспитания и ППФП). Сущностью профадаптивных функций ППФК следует считать нормализацию процессов становления и сохранения динамического равновесия в системе «личность - профессиональная среда». В этой связи профадаптация представлена психофизиологическим компонентом (адаптация к физическим условиям труда), профессиональным (адаптация к задачам, операциям, действиям и целостной профессиональной деятельности) и социально-психическим (адаптация к социальным компонентам профессиональной среды). Реализация собственно внутренних функций ППФК, являющихся таковыми по отношению к специфическим, осуществляется преимущественно в процессе ППФП и профессионально-прикладного физического развития (ППФР).
Адаптационные внутренние
функции отражают психофизиологические
аспекты профадаптации и
Профдиагностические функции
преимущественно направлены на выявление
негативных отклонений в профессионально-прикладной
подготовленности и подбор прикладных
видов физкультурной
Таким образом, ППФК, отражая принципы общей физкультуры, через реализацию своих функций представляет собой специфический вид человеческой деятельности, в ходе которой преобразуется социальная и биологическая природа индивида на пути формирования личности, гармонически развитой и подготовленной к практике труда.
Эффективность от внедрения
ППФК в систему образования
Между тем, для качественного отправления функциональных обязанностей будущим специалистам необходим достаточно высокий уровень развития основных физических качеств (общая физическая подготовка - базовая физическая культура) и специальных физических качеств, характерных для конкретной группы профессий (профессиональная физическая культура).
Так установлено, что
специалистам требуется в широком
диапазоне специальные знания, умения,
навыки. Обычная их рабочая поза
- сидя, а деятельность характеризуется
гиподинамией и по энергозатратам относится
к категории легкого
Информация о работе Физическая культура в период экзаменационной сессии