Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:04, реферат
Маленький ребенок — вовсе не уменьшенная копия взрослого человека. Дело не только и даже не столько в разных пропорциях телосложения — различия между младенцем и взрослым куда глубже, они касаются строения и особенностей функционирования внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, костной и мышечной систем, кожи, обменных процессов. Несравненно большая, в сопоставлении с взрослым, потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у грудных детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.
Физическая культура первого года жизни ребенка:
Гимнастика.
Специальные виды гимнастики для малышей: динамическая гимнастика, фитбол, аквадинамическая гимнастика.
Основные приемы массажа
Основные приемы закаливания детей первого года жизни
Закаливание воздухом
Закаливание солнечными лучами
Водные процедуры
Младенец и сауна
ОГБОУ СПО Ульяновский педагогический колледж №4
Реферат
тема: «Физические упражнения для детей 1-го года жизни»
Работу выполнила
студентка 53 группы
Махкамова Елена
Ульяновск
2013
Содержание.
Гимнастика ребенка первого года жизни.
Маленький ребенок — вовсе не уменьшенная копия взрослого человека. Дело не только и даже не столько в разных пропорциях телосложения — различия между младенцем и взрослым куда глубже, они касаются строения и особенностей функционирования внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, костной и мышечной систем, кожи, обменных процессов. Несравненно большая, в сопоставлении с взрослым, потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у грудных детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.
Доказано, что оптимальная
двигательная активность ребенка обеспечивает:
Напрашивается вопрос: что же следует
понимать под «оптимальной двигательной
активностью» грудного ребенка? Ведь такому
малышу не предложишь побегать, попрыгать
или сделать утреннюю зарядку. Конечно,
природой в нем изначально «запрограммирована»
мощная потребность в движении. Понаблюдайте
за новорожденным младенцем, когда он
не спит и не «скручен» пеленками, — вам
не удастся даже на мгновение «застать»
его в полной неподвижности. Однако в современных
условиях мы — из самых добрых (и не всегда
таких уж неразумных) побуждений — в той
или иной степени навязываем своему малышу
собственный ритм и стиль жизни, так или
иначе, ограничивая и корректируя движения,
предусмотренные для него природой.
Дабы помочь ребенку восполнить дефицит
движения и стимулировать его психофизическое
развитие, врачи рекомендуют гимнастические
упражнения (дозированные в зависимости
от возраста, состояния здоровья и самочувствия
ребенка), массаж и закаливающие процедуры.
Прежде всего, речь пойдет о гимнастике.
Все гимнастические комплексы
для младенцев должны отвечать одним
и тем же требованиям:
1. Прежде всего, все комплексы должны
быть дифференцированы по возрасту, то
есть упражнения должны соответствовать
возрастным особенностям ребенка.
2. Занятия проводятся регулярно: ежедневно,
систематически (несколько раз в день),
в течение длительного периода (желательно
на протяжении всего первого года жизни).
3. Гимнастикой следует заниматься за
30 минут до кормления или через 45-50 минут
после него.
4. Помещение должно быть хорошо проветрено,
оптимальная температура воздуха + 20-22°С.
5. Все упражнения и приемы повторяются
по 2-4 раза. В первые дни занятий делают
3-5 упражнений, а через 3-5 дней — все упражнения
комплекса.
6. Продолжительность процедур 10-15 минут.
7. Все упражнения следует сопровождать
ласковыми словами, стараясь вызвать у
ребенка положительную реакцию.
8. Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни
ставить ребенка, прежде чем он научится
движениям в горизонтальном положении
(повороты на спину, на живот, ползание
на животе и на четвереньках)!
9. Начинать и заканчивать процедуры следует
легким поглаживанием (легкими, скользящими
движениями ладоней и пальцев по коже
ребенка, при которых кожа не собирается
в складки).
10. Поглаживание рук ребенка проводится
от кисти к плечу и к подмышечным впадинам,
ног — от стоп к паху, живота — по направлению
от боков к пупку и по часовой стрелке
вокруг пупка.
Гимнастические упражнения, проводимые
с грудными детьми, призваны не только
закреплять и совершенствовать возникающие
у них навыки, но и предвосхищать появление
этих навыков.
В первом полугодии жизни ребенка, особенно
в первые три месяца, делаются упражнения,
основанные главным образом на безусловных
(врожденных) рефлексах, связанных с разгибанием
туловища и конечностей. Это снижает повышенный
тонус в мышцах-сгибателях, уравновешивая
тонус сгибательной и разгибательной
мускулатуры ребенка. Последнее очень
важно, так как способствует развитию
движений, направленных на сохранение
позы и изменение положения тела в пространстве,
развитию ручной умелости.
После 3-4 месяцев выполняются активные
упражнения, в основе которых лежат главным
образом врожденные рефлексы положения
(так называемые постуральные рефлексы),
вводятся пассивные упражнения.
Конечно, в идеале гимнастический комплекс
должен индивидуально разрабатываться
для каждого ребенка. Перед началом проведения
сеансов гимнастики с вашим малышом желательно
посоветоваться с лечащим педиатром. Однако
существуют упражнения, полезные для подавляющего
большинства детей одного возраста —
с одной-единственной оговоркой: не следует
заниматься общеоздоровительной гимнастикой
с ребенком, которому врачи на тех или
иных основаниях (проблемы с кожей, какие-либо
заболевания и особенности развития) предписывают
специальные массажно-гимнастические
комплексы или рекомендуют некоторое
время вовсе повременить с гимнастикой.
Примерные комплексы гимнастики для детей первого полугодия жизни
Первый месяц
1. Исходное положение
ребенка (дальше — и.п.) — лежа
на животе и на спине. Легкое
массирующее поглаживание
2. И.п. — на спине. Слегка надавите большим
пальцем своей руки на средину ладони
ребенка. При этом ребенок открывает рот,
слегка вытягивает губы вперед, приподнимает
голову и напрягает мышцы плечевого пояса
и рук.
3. И.п. — на спине. Вложите указательные
пальцы своих рук в ладони ребенка. Он
должен хорошо захватить их и прочно удерживать,
а затем приподнять голову и верхнюю часть
туловища.
4. И.п. — на спине.
Слегка надавите большими
5. И.п. — на животе. Подставьте под подошву
ребенка свою ладонь. Малыш начнет активно
двигать руками и отталкиваться ножками
от препятствия (совершать «ползательные»
движения).
6. И.п. — на боку. Легко проведите указательным
и средним пальцами своей руки около позвоночника
ребенка в направлении от шеи к ягодицам.
При этом ребенок дугой выгибается назад.
Упражнение выполняют поочередно на правом
и левом боку.
7. И.п. — на спине и на животе. Легкое массирующее
поглаживание груди, живота, спины, ягодиц,
конечностей.
8. И.п. — на спине. Дыхательные упражнения.
Расположите свои руки по бокам грудной
клетки ребенка и в такт его дыханию слегка
надавливайте на грудную клетку ребенка.
Второй-третий месяц
1. И.п. — на спине. Вызывание «комплекса
оживления». В ответ на обращенную к нему
ласковую речь и улыбку взрослого у ребенка
возникают положительные эмоции, выражающиеся
в целом комплексе звуков и движений: малыш
гулит, улыбается, двигает руками и ногами,
как бы «смеется» всем телом.
2. И.п. — на спине
и на животе. Легкое массирующее поглаживание
груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
3. И.п. — на спине.
Разведите руки ребенка в стороны, а затем
скрестите их у него на груди таким образом,
чтобы обхватить ими его туловище.
4. И.п. — на спине.
Возьмите ручки ребенка в области предплечий,
ближе к кистям, и имитируйте «боксирующие»
движения.
5. И.п. — на руках
взрослого. Ритмично надавливайте ладонью
на спину ребенка, в такт его дыханию постепенно
передвигая ладонь от шеи к пояснице.
6. И.п. — на животе.
Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте
ребенка под грудь, а другую положите так,
чтобы полусогнутые ноги ребенка упирались
в нее. Поместите перед ребенком яркую
игрушку. Малыш будет отталкиваться ножками
от вашей руки — «ползти».
7. И.п. — на спине.
Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте
ребенка под спину, а другую подставьте
ему под ножки. Отталкиваясь ножками от
вашей руки, ребенок «поползет».
8. И.п. — на спине.
Дыхательное упражнение. Ритмично надавливайте
на переднюю и боковые поверхности грудной
клетки ребенка, обходя грудинную кость.
9. И.п. — на боку.
Легко проведите указательным и средним
пальцами своей руки около позвоночника
ребенка в направлении от шеи к ягодицам.
При этом ребенок дугой выгибается назад.
Упражнение выполняют поочередно на правом
и левом боку .
10. И.п. — на спине.
Своей левой рукой обхватите голени ребенка,
а правой — его левое предплечье. С вашей
минимальной помощью ребенок поворачивается
на бок. В направлении движения поместите
яркую игрушку, чтобы привлечь внимание
ребенка. Упражнение выполняйте попеременно
— то вправо, то влево.
11. И.п. — на боку
(поочередно на левом и правом). Ритмично
надавливайте ладонью на боковую и заднюю
поверхности грудной клетки ребенка.
12. И.п. — на спине.
Вложите указательные пальцы своих рук
в ладошки ребенка. Он цепко захватит их
и будет прочно удерживать. Слегка потяните
ребенка к себе (но только в том случае,
если малыш сам немного подтягивается),
а затем осторожно опустите в исходное
положение.
13. И.п. — на спине,
на животе. Поместите прямо перед ребенком
яркую звучащую игрушку, дождитесь, когда
его взгляд устойчиво сосредоточится
на ней. Затем перемещайте игрушку то вправо-влево,
то вверх-вниз — ребенок будет следить
за движущимся объектом. Упражнение следует
выполнять поочередно на спине и на животе.
Четвертый-шестой месяц
1. И.п. — на спине. Вызывание «комплекса
оживления». В ответ на обращенную к нему
ласковую речь и улыбку ребенок начинает
гулить, улыбается, двигает руками и ногами
.
2. И.п. — на спине
и на животе. Легкое массирующее поглаживание
груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
3. И.п. — на спине.
Дыхательное упражнение. Слегка развести
руки ребенка в стороны, скользя ими по
поверхности стола, затем прижать плечи
согнутыми к боковым поверхностям грудной
клетки, а предплечья — к передним отделам
грудной клетки.
4. И.п. — на спине.
Сгибайте и разгибайте ножки ребенка —
вначале попеременно, затем одновременно.
5. И.п. — на спине.
Возьмите руки ребенка в свои и легким
подтягиванием на себя стимулируйте поднимание
головы и верхней половины туловища —
«присаживание». Затем опустите ребенка
в исходное положение.
6. И.п. — на спине.
Повороты со спины на живот и с живота
на спину с поддержкой ребенка за ноги.
Захватив обе голени ребенка одной рукой,
выпрямите его ноги и аккуратно поверните
малыша на бок, а затем на живот и снова
на спину. Упражнение следует выполнять
попеременно в правую и в левую сторону.
Чтобы стимулировать активные повороты
ребенка, поставьте в поле его зрения яркую
игрушку, поощряйте его ласковой речью.
7. И.п. — на спине.
Ритмично надавливайте ладонями на передние
и боковые поверхности грудной клетки,
обходя грудинную кость.
8. И.п. — на спине.
Круговые движения ног в тазобедренных
суставах. Захватив голени ребенка, согните
его ножки в коленях, подведя бедра к животу,
затем разведите согнутые ноги в стороны,
после чего выпрямите их и сведите вместе.
9. И.п. — на животе.
Ползание за игрушкой. Поместите перед
ребенком яркую звучащую игрушку. Привлекая
внимание ребенка к игрушке, побуждайте
его ползти и/или тянуться к ней руками.
Сначала игрушку стоит положить поближе,
потом, если ребенок успешно передвигается
в заданном направлении, ее можно слегка
передвинуть вперед, подальше от него.
Однако не делайте цель недостижимой —
после того как малыш доползет до игрушки,
дайте ему подержать ее, похвалите.
10. И.п. — на спине.
Приподнимите лежащего на спине ребенка
над столом на вытянутых руках. Это вызывает
рефлекторное сгибание туловища вперед
и выпрямление ног.
11. И.п. — на спине,
на животе. Рассматривание ярких, звучащих,
удобных для захвата игрушек из положения
на спине, на животе. В этом возрасте ребенок
активно приподнимает головку и плечевой
пояс, поворачивается в сторону игрушки.
6-9 месяцев
1. Исходное положение
(и.п.) — лежа на спине. Вызывание реакции
оживления. В ответ на обращенную к нему
ласковую речь и улыбку взрослого у ребенка
возникают положительные эмоции, выражающиеся
в целом комплексе звуков и движений: малыш
гулит, улыбается, двигает руками и ногами,
как бы «смеется» всем телом.
2. (а) И.п. — лежа
на животе. Хватание игрушки (мама держит
ее перед малышом и сбоку от него на расстоянии
вытянутых рук ребенка) вытянутыми руками. (б) То же в и.п.
лежа на спине — игрушка вверху, слева,
справа; ребенок высоко поднимает руки
и верхнюю половину туловища. (в) То же в и.п.
сидя.
3. И.п. — на спине.
Круговые движения стоп. Слегка приподнимите
ногу ребенка, захватив снизу одной рукой
голень, другой — стопу. Совершайте круговые
движения в голеностопном суставе (осторожно!)
по часовой стрелке и против, поочередно
правой и левой стопой.
4. И.п. — на спине.
Упражнение на сопротивление: отталкивание
от руки, от тела взрослого или от мяча.
5. И.п. — на спине.
Активные повороты за игрушкой (с незначительной
помощью матери или без нее) вправо и влево.
6. Ползание на
животе. Побуждайте малыша к этому яркой,
лучше звучащей, игрушкой, ласковыми словами,
одобряющими его достижения.
7. Вставание
на четвереньки, вначале с помощью взрослого,
а затем без него.
8. И.п. — на спине.
Вложите указательный палец в правую ладонь
ребенка, другой рукой зафиксируйте бедра
или голени ребенка. Подтягивайте правый
кулачок ребенка к его левой ноге, стимулируя
его усилия игрушкой, словом, побуждайте
ребенка к переходу в положение сидя. Поднимаясь,
он должен опереться сначала на локоть,
потом на ладонь.
9. И.п. — стоя
на столе лицом к взрослому, который поддерживает
ребенка подмышки. Упражнение для развития
навыков ходьбы. Стимулируйте переступание,
вначале поддерживая малыша подмышки,
затем — за кисти обеих рук и, наконец,
одной руки. Однако лишь при условии, что
ребенок может самостоятельно стоять
у опоры.
10. И.п. — стоя
на четвереньках. Упор на руках. Придерживая
ребенка за бедра и слегка приподнимая
над плоскостью опоры, помогайте ему удерживаться
на руках, опираясь на раскрытые ладони.
11. И.п. — стоя
на столе. Ребенок должен достать игрушку
со стола из положения стоя спиной к матери,
которая поддерживает его спереди за ноги.
По просьбе взрослого достать игрушку
ребенок наклоняется, берет игрушку и
выпрямляется.
Специальные виды гимнастики для малышей
Динамическая гимнастика
Когда родители в первый
раз видят, как на занятиях динамической
гимнастикой малышей
Слабый или сильный?
Долгое время среди
родителей и врачей бытовало представление
о новорожденном как
Язык тела
Как утверждают авторы этой методики, основа всех упражнений - совместное движение ребенка и взрослого. Язык движений понятен малышу: ведь именно с помощью движений - толчками еще не родившийся малыш показывал маме, что не спит, и реагировал на ее прикосновения. Почему бы не общаться с ребенком на этом языке и после рождения?
По мнению родителей, которые занимаются с детьми динамической гимнастикой, в процессе занятий они лучше понимают своего малыша, а тот, в свою очередь, с энтузиазмом и, главное, бесстрашно осваивает окружающее пространство.
От простого к сложному
Начинается все с простейших движений: с покачиваний из стороны в стороны, с приподнимания ребенка за ручки. Если дать новорожденному палец -он обязательно ухватится за него и даже попробует подтянуться. Взрослый как бы подсказывает ребенку: "Вот смотри, ты и так можешь, и так тоже". Постепенно упражнения усложняются: покачивания переходят в раскачивания, раскачивания становятся все интенсивнее, ребенка уже подбрасывают, подкидывают и крутят во всех направлениях.
"Да это просто варварство!"
- воскликнут многие, и у них
есть основания думать так.
Когда родители ставят над
своим ребенком эксперимент,
Информация о работе Физические упражнения для детей 1-го года жизни