Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:35, курсовая работа
Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно –
ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная
любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить
максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной
роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей как для себя,
так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни.
Введение.
Глава I.
1. Роль семьи в воспитании ребенка.
2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие.
2.1. Закаливание.
2.2. Режим дня.
2.3. Рациональное питание.
Глава II.
3. Формы физического воспитания в семье.
3.1. Пешие прогулки и походы.
3.2. Плавание.
3.3. Лыжные прогулки.
3.4. Катание на коньках.
3.5. Езда на велосипеде.
3.6. Бег.
Глава III.
4. Организация досуга для детей.
4.1. Игры во дворе.
4.2. Спортивная площадка.
4.3. Спортивный уголок дома.
Заключение.
Литература.
использовать бревно, скамейку, лесенку, бордюрный камень и пр. Особенно
привлекательны для ребят подвижные игры с большой физической и эмоциональной
нагрузкой, с элементами соревнования (бег наперегонки, с ловлей и
увертыванием, длительными прыжками и др.). Такая деятельность детей должна
находиться под контролем взрослых.
У детей разного возраста пользуются успехом игры – упражнения с
индивидуальными физкультурными пособиями: обручами, мячами разных размеров.
Старшие дошкольники, имеющие определенный двигательный опыт, самостоятельно
играют и организуют соревнования, а малышам способы действий должны показать
взрослые, первое время поиграть с ними.
4.2. Спортивная площадка.
Родители и старшие школьники могут создать для детей спортивно – игровые
площадки. Форма площадки определяется возможностями свободной территории
возле дома; ее можно сделать квадратной, прямоугольной, круглой, овальной.
Покрытие площадки однослойное, состоящее из естественного грунта с
добавлением до 50% мелкого шлака.
Всего удачнее покрытие естественное, травяное, но оно требует тщательной
подготовки и систематического ухода.
На площадках для игр в кегли, серсо, бадминтон, городки должно быть
утрамбованное плотное покрытие.
Реже встречается деревянное покрытие, на котором особенно удобно играть с мячом.
По периметру площадки размещают гимнастические снаряды, а середину лучше
оставить свободной для организации здесь подвижных игр, веселых физкультурных
праздников.
Оборудуя площадку, необходимо учитывать некоторые важные требования:
1.
Размеры и конструкции
соответствовать анатомо –физиологическим особенностям дошкольников, их
антропометрическим данным. Так, расстояние между перекладинами гимнастической
стенки устанавливается с учетом роста детей, диаметр перекладин должен быть
удобен для хвата детской рукой, высота препятствий для спрыгивания
ограничена, чтобы не вызывало травм, развития плоскостопия.
2.
Оборудование должно
материалов. Для снарядов из дерева используют твердые породы, обеспечивающие
прочность пособий. Все пособия должны быть полированными, покрытыми масляной
краской, острые углы в них закруглены для облегчения их гигиенического
содержания и предупреждения травматизма.
3.
Снаряды должны сочетаться
движений.
4.
Все стационарные пособия
специальными стойками и опорными столбами, врытыми в землю на глубину 50-60
см.
5.
Снаряды и пособия должны быть
привлекательны для детей,
у них хороший эмоциональный тонус, желание заниматься с ними. Это достигается
их формой, окраской, возможностью удачного сочетания разных пособий.
В вечернее время, а также
в свободные субботние и
дошкольники часто гуляют возле дома, в ближайшем сквере, в парке, вблизи
спортивных площадок школ. На таких прогулках родители могут поупражнять
малышей в движениях, доступных им по возрастным возможностям.
Ходить и бегать можно по любой ровной дорожке – по лесным дорожкам, покрытым
слоем хвои, грунтовой, избегая длительного движения по асфальту.
Специальная беговая дорожка для детей постарше располагается по краю площадки
длиной не менее 30-40 м или делается кольцевой длиной примерно 100 м.
Для упражнений в подскоках на столбе или торце веранды укрепляются вешалка,
на нее на разной высоте (примерно на 10 –15 см выше поднятой руки ребенка),
подвешиваются мячи.
Много выдумки могут проявить взрослые, оборудуя для ребят пособия для
метания. Малыши любят скатывать мяч с горки, прокатывать его в воротики, по
желобу, а старшие дошкольники соревнуются в меткости. На шнур длиной 4 м
подвешивают фанерки- мишени низко над землей, шнур привязывается к стойкам,
деревьям. Горизонтальной целью могут служить корзины, ящики, положенные на
землю обручи.
Для упражнений в лазанье к стационарно закрепленным вертикальным лестницам
можно добавить переносную лестницу (шириной 40 см, длиной 2 м) с
перекладинами на расстоянии 18-22 см с зацепами. Ее можно положить на землю,
приподнять над поверхностью горизонтально или закрепить в различном
положении на вертикальной стенке.
Укреплению здоровью детей, их гармоничному физическому развитию, воспитанию
хорошей осанки во многом способствуют упражнения в лазанье. На площадке
необходима гимнастическая стенка из нескольких пролетов.
Для малышей необходимы низкие заборчики для лазанья (высота их 100 см, ширина
100 см).
Из металлических труб целесообразно сделать дуги для упражнений детей в
подлезании. Их высота 40, 50, 60, ширина 50 см. Обруч, укрепленный на
подставках, также используется для пролезания. Этой же цели служат несколько
обручей, установленных на верхней площадке горки.
Для коллективных игр с мячами создаются игровые площадки, соответствующие
возможностям дошкольников.
Баскетбольная площадка размером 13х7 м имеет по сторонам стойки, на которых
укреплены щиты (длина 120 см, высота 90 см) с корзинами (диаметр корзины 45
см, длина сетки корзины 40 см).
Для игры в футбол рекомендуется площадка размером 30х15 м, в центре площадки
обозначается круг диаметром 2 м, по сторонам ставят ворота длиной 2 м,
глубиной 1 м, площадь ворот 6,5х7 м.
Для игры в бадминтон достаточно открытой площадки, без низко свисающих
ветвей, чтобы отбитый ракеткой волан не повисал на них. Определяя величину
площадки, учитывают размещение на ней играющих: они должны стоять на
расстоянии 4-5 м друг от друга.
Качели и качалки, упражняющие вестибулярный аппарат, могут быть разной
конструкции (одноместные, двухместные, карусель- турникет, качалка-балансир).
Используются и различные карусели, приводимые в движение руками и ногами.
В зимнее время прекрасным строительным материалом является снег, из которого
можно сделать много интересных построек для веселых игр и развлечений детей.
Самое любимое для детей занятие – катание с горки. Выбирая для нее место,
следует использовать имеющийся рельеф площадки (бугорок, уклон), что сделает
горку более прочной, а раскат – длинным. Строить горку лучше во время
оттепели.
Для катка нужна достаточно большая площадка размером 15х20 м. На маленьком
катке приходится часто делать повороты, а с ними дети первое время не
справляются. Лучше, если есть асфальтовая площадка, ее не надо ровнять.
Площадка для игры в хоккей размером 15х7 обносится снежным валом высотой 40-
50 см, посередине – центральная линия. Хорошо сделать сварные металлические
ворота размером 100х80 см. В игре используются пластмассовые или резиновые
шайбы диаметром 5-6 см, высотой 2-2,5 см (масса 50-70 г), деревянные клюшки
длиной 60-70 см.
Ледяной биллиард устраивается на столе: выкладывается бортик из снега, все
заливается водой, уголки остаются свободными. Играть, закатывая шарики в
уголки.
Возросший уровень материального обеспечения каждой семьи, хорошие жилищные
условия создают благоприятную обстановку для более широкого использования
физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во
дворе. В большинстве семей дети с раннего возраста имеют санки, лыжи,
велосипеды, бадминтон, не говоря уже о мяче, обруче, скакалке, кеглях и
другом мелком оборудовании. Родители знакомят ребят со способами
использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием
игр. Если знаний в этом вопросе им не хватает, воспитатель оказывает помощь,
организуя беседы, консультации, в которых дает рекомендации, как организовать
с детьми занятия физической культурой, как помочь им освоить некоторые
двигательные навыки, как закреплять то, чем овладели дети в дошкольном
учреждении.
4.3. Спортивный уголок дома.
Интерес ребенка к физическим
упражнениям формируется
воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно
организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков,
полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности.
Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном
магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения
интересов ребенка уголок
следует пополнять более
различного назначения.
Развивать у детей движения начинают рано. Малыш еще в кроватке. Он проводит
время бодрствования лежа, но уже пытается изменить позу, приподняться. Эти
попытки ему нужно облегчить, расположив поперек кроватки круглую палочку-
опору (диаметром 2-2,5 см). Взявшись за нее, ребенок увереннее поднимается и,
главное, делает это самостоятельно, тогда, когда хочется, не ожидая помощи
близких. Следующим умением – вставать – ребенок овладевает легче, если
укрепить над первой опорой еще 2-3 палочки, одну над другой.
Начинающему ходить необходимо иметь устойчивые предметы, за которые можно
ухватиться, сделав еще неуверенные 2-3 шага (стул, табуретка, столик). Это
придаст малышу уверенность, желание самостоятельно двигаться. Большой куб (со
сторонами 40х40 см, высота 20-30 см) затем используется ребенком для
влезания, спрыгивания.
В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи
разных размеров, обручи, палки диаметром 2,5 см разной длины, скакалки.
Интересен для упражнений цветной шнур – косичка (длиной 60-70 см). Он
сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются; на одном из них
пришивается пуговица, на другом – петля. С таким шнуром выполняют упражнения
как с гимнастической палкой, а сделав из него круг, можно использовать для
прыжков, пролезания. В игре такой шнур служит «домиком».
Лесенка – стремянка состоит из двух пролетов, соединенных друг с другом
зубатой планкой, допускающий установку стремянки наклонно под разным углом.
Ширина каждого пролета 45 см, высота 100-150 см, расстояние между
перекладинами 12-15 см, диаметр их 2,5-3 см. Высота вертикальной лесенки 150-
200 см. На нее можно прикрепить скат с бортиками, оснастив его зацепами, по
которому катит мяч, корзину для забрасывания мяча, мишень для метания. Если
перекладины лесенки съемные, то это дает возможность подвешивать на нее
одноместные качели, веревочную лестницу, канат, невысокую перекладину –
турничок. В настоящее
время разрабатываются
лесенку вплотную к стене или выдвигать, когда ребенок собирается заниматься.
Интересные упражнения в перешагивании предлагаются для малыша на лесенке,
сделанной из двух толстых шнуров и «перекладин» из тесьмы, устанавливаемых
чаще или реже, в зависимости от умений ребенка, длины его шагов.
Располагать уголок следует по возможности ближе к свету, чтобы был приток
свежего воздуха, у наружной стены с широким окном и балконной дверью.
Упражнения на снарядах, вводимых постепенно, вначале выполняются детьми под
руководством или наблюдением взрослых, а после успешного освоения дети могут
заниматься самостоятельно.
У ребенка не должно быть с самого начала отрицательных эмоций от чрезмерно
высоких или слишком малых нагрузок, неправильной методики занятий, отсутствия
их периодичности, поэтому родители должны хорошо подготовиться к тому, чтобы
начать заниматься с ним.
Заключение.
Было доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие
положительные результаты:
-
пробуждают у родителей
детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с
их возрастом и способностями;
-
углубляют взаимосвязь
-
предоставляют возможность
отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает
ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или
отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему
развитию ребенка.
Родителям впервые представилась возможность сравнить уровень физического
развития своего ребенка и других детей того же возраста. Не одна мать была
разочарована, убедившись, что ее ребенок отстает от сверстников в
двигательных действиях: ходьбе, беге, прыжках, лазанье и ритмических
движениях – на год-два. После нескольких совместных занятий ребенок, как
правило, достигает требуемого уровня двигательного развития, а зачастую и
перегоняет других детей, делая незаурядные успехи.
Во время совместных занятий взрослый поднимает, носит, качает ребенка,
помогает ему подтянуться, подпрыгнуть, взобраться наверх и т.д. Благодаря
этому сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими