Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:24, курсовая работа
В связи с этим, целью данной курсовой работы является изучение физического воспитания студенческой молодежи.
Предметом исследования является физическое воспитание. Объектом исследования - студенты.
Основные задачи работы:
) изучение основ и задач физического воспитания;
) рассмотрение основных и дополнительных форм физического воспитания студентов;
) определение особенностей курса физического воспитания специального, подготовительного и спортивного отделений в вузах;
) изучение форм самодеятельного физкультурного движения в вузах;
Введение
.Задачи и основы физического воспитания студентов
.1 Задачи физического воспитания
.2 Основы организации физического воспитания
.Программное содержание и построение курса физического воспитания в вузах
.1 Разделы, нормы и требования программы
.2 Особенности курса в специальном, подготовительном и спортивном отделениях
.2.1 Специальное отделение
.2.2 Подготовительное отделение
.2.3 Отделение спортивного совершенствования
.3 Дополнительные занятия
.Формы самодеятельного физкультурного движения в вузе
Заключение
Список использованных источников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическое воспитание студенческой молодежи призвано обеспечить высокую потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом и здоровом образе жизни, а также развитие и совершенствование основных двигательных качеств, физическое развитие и укрепление здоровья, воспитание осознанной потребности ведения здорового образа жизни.
В теории физической культуры разработаны основные формы функционирования физической культуры: подготовительное физкультурное отделение, специальное и спортивное. Основой такого единства выступает главное средство - физические упражнения. Они являются началом, основной структурной единицей практики, отношением взаимодействия организма и его движений. Основная форма функционирования физической культуры в вузах - подготовительное физкультурное отделение.
Основными целями подготовительного отделения следует считать:
. Достижение целостности знания о человеке, его культуре как системе норм, ценностей, ориентированных на развитие личностных качеств каждого молодого человека.
. Создание гуманитарных основ (нравственно-этических, культурно-эстетических) формирования интеллигентности студента в единстве с его физкультурной деятельностью.
. Воспитание у студентов
потребности и способности
. Ориентация студентов
на самообразование, саморазвитие,
саморегуляцию и самоконтроль
в области физкультурной
В подготовительном отделении можно выделить три группы функций:
. Функции обучения: сообщение
специальных знаний в области
всестороннего физического
. Функции воспитания: формирование
осознанного отношения
. Функции управления
Привлекательной и важной формой функционирования физической культуры является отделение спортивного совершенствования. При занятиях спортом раскрываются психофизические способности индивида, выявляются возможные уровни работоспособности его организма. Это и один из способов самоутверждения, победы над временем, соперником, а главное - над самим собой.
Спортивное отделение является логическим завершением подготовительного, так как оно создает только начальную базу для всестороннего развития физических качеств и двигательных навыков, формирует предпосылки для их многообразного развития. Необходимость в занятиях спортом определяется потребностями общества иметь специфические средства воспитания высоких психофизических способностей молодого специалиста.
Деятельность в сфере спорта позволяет расширить круг общения молодежи, дает возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, решения научных, педагогических, социальных и других задач в нестандартных ситуациях. Это особенно важно в условиях перехода на многоуровневую систему образования, когда студенты вовлечены в стремительный ритм современной жизни, что иногда неблагоприятно сказывается на их психофизических качествах.
В процессе спортивной деятельности создаются реальные условия для саморазвития, самосовершенствования и саморегулирования, обеспечиваются условия для адекватного самопознания личностью студента значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения средствами избранных видов спорта. Это дает молодому человеку возможность испытать радость и наслаждение от роста спортивных достижений, осуществления намеченных в самосовершенствовании целей.
Популярной формой функционирования физической культуры в нефизкультурных вузах является специальное отделение. Оно удовлетворяет потребности студентов в нерегламентированной двигательной деятельности, адекватной их субъективным потребностям и возможностям, содействуя при этом оптимальному функционированию их организма. Специфическая особенность этого отделения заключена в легкодоступных физических упражнениях и их комплексов, массовых видах спорта в упрощенных формах для активного отдыха молодежи, получении долгосрочного эффекта от этого вида деятельности.
Специальное отделение отличается от других ее видов свободным выбором форм, содержания и продолжительности занятий, включением игр и развлечений с учетом возраста, пола, уровня подготовленности и работоспособности занимающихся.
Одно из условий при занятиях в этом отделении - регулярный контроль и самоконтроль за самочувствием, планирование оптимального объема и интенсивности физической нагрузки, места и продолжительности, комфортности практических занятий.
Все три отделения полностью охватывают весь контингент студенческой молодежи разнообразной физкультурной деятельностью, в которой проявляются их личностные особенности и ориентации. Физическая культура и ее виды проявляются как социальная сфера свободной самодеятельности, что является ведущим фактором формирования физического воспитания молодого человека.
Данная структура физической культуры нефизкультурных вузов характеризуется не только строением, но и взаимосвязями, которые имеют как координационный (взаимодействие на одном уровне), так и субординационный (подчиненный) характер. Причем каждое из отделений направлено на решение конкретных задач посредством общих и специфических методов и форм организации физкультурной деятельности студенческой молодежи.
Особенность ценностей технологий формирования основных отделений состоит в личностной мотивации и осознанности избранной физкультурной деятельности, где можно наиболее полно использовать принцип демократизации и гуманизации при совместной деятельности педагога и студента. Для повышения эффективности работы составляются программы, комплексы методических руководств и практических рекомендаций по методике физкультурного образования, спортивной и специальной деятельности студентов. Ценность этого подхода заключается в конкретной направленности технологий физкультурной деятельности на личность студента для удовлетворения его потребностей и мотивов в этом виде культуры.
Также в вузах существуют дополнительные формы физического воспитания студенческой молодежи, такие как самостоятельные занятия по заданию преподавателя, дополнительные занятия с отстающими, гимнастика в режиме учебного дня, занятия в период учебной практики, самостоятельное использование физической культуры в быту, общеинститутские физкультурно-массовые мероприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пособие. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 160 с.
. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учеб. пособие. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - 45 с.
. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие. - М., 2001. - С. 292-293.
. Давиденко Д.Н., Пасичнисенко В.А. Физкультурное воспитание как одна из частей вузовского образования // Современные проблемы физического воспитания студенческой молодежи и формирование здорового образа жизни: Материалы республиканской научно-практической конференции, 2 апреля 2003 г. - Мн.: МИТСО, 2003.- 72 с.
. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВДКИФК, 1985. - 132 с.
. Желобкович М.П., Глазько
Т.А., Кунчинов Р.И. Дифференцированный
и индивидуальный подходы к
построению и организации
. Лотоненко Д.В., Стеблецов
Е.А. Физическая культура и ее
виды в реальных потребностях
студенческой молодежи // Теория
и практика физической
. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 11-17.
. Лубышева Л.И. Современные
подходы к формированию
. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
. Михаленя В.М., Глазько Т.А., Купчинов Р.И. Физическое воспитание студентов. - Мн., 1998.
. Новейший энциклопедический словарь: 2000 статей. - М., 2004. - С. 1287.
. Панин А.И. Физическая
подготовка студенток в
. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 4 / Глав. Ред. А.И. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1968.
. Попенченко В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в вузе. - М., 1979.
. Смирнов В.М., Дубровский
В.И. Физиология физического
. Тимошенков В.В., Богданов С.Н., Жуковский Ю.Т. Физическое воспитание студентов и учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья: Учеб. пособие. - Мн., 1995.
. Энциклопедический словарь
по физической культуре и
. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: В 3 т. Т. 3. - М., 1961. - С. 200.
. Энциклопедический словарь юного спортсмена / сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский. - М., 1979. - С. 83-85.
. Янович Ю.А., Половкин
А.В. Оценка уровня мотивации
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 38 стр., 21 литературный источник.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ, СПЕЦИАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, ОТДЕЛЕНИЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОРТИВНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, УНИВЕРСИАДА
Цель работы - рассмотреть и изучить основы физического воспитания студенческой молодежи.
Объект исследования - студенты.
Предмет исследования - физическое воспитание и культура.
Метод исследования - изучение литературных источников (в том числе новых), применение изученной методологии исследований для получения самостоятельных выводов.
Задачи курсовой работы:
1) изучение основных понятий и задач физического воспитания;
) рассмотрение основных
и дополнительных форм
) определение особенностей курса физического воспитания специального, подготовительного и спортивного отделений в вузах;
) изучение форм самодеятельного физкультурного движения в вузах;
5) рассмотрение международного
спортивного студенческого
В результате выполнения курсовой работы были изучены основы и задачи физического воспитания студенческой молодежи, формы воспитания, особенности курса физического воспитания в вузах, а также проанализировано международное студенческое движение.
Материал, представленный в данной курсовой работе, может быть использован студентами различных форм обучения и преподавателями по дисциплине теории и методики физического воспитания.
Информация о работе Физическое воспитание студенческой молодежи