Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на билеты для экзамена по дисциплине "Физкультура и спорт"

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по физре.docx

— 281.89 Кб (Скачать файл)

 Физкультурная минутка  восстанавливает локальные системы  организма, отдельные группы мышц  без перерыва деятельности. Проводится  в течение дня       от 2 до 5 раз и содержит не более  3 упражнений.

 Микропаузы – очень короткие перерывы длительностью в несколько секунд между трудовыми операциями. Используются как форма снижения общего или локального утомления организма для снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. 

 Отсутствие в режиме  учебного труда малых физкультурных  форм ведет к быстрому развитию  утомления и снижению работоспособности  в 2-2,5 раза.   

Роль оздоровительно-спортивного  лагеря  в оптимизации условий  жизнедеятельности студентов

Для восстановления здоровья студентов немаловажную роль играет спортивно-оздоровительный лагерь. Эта форма организации «активного отдыха» имеет давние традиции. Работа построена таким образом, чтобы  значительное  количество отдыхающих за период пребывания в лагере смогли сочетать занятия с физическими  упражнениями по интересам с мероприятиями  культурного досуга, освоением приемов  самопознания, самоконтроля и саморегуляции, апробировали свои знания и умения в конкретных видах спорта в профессионально прикладном аспекте, приобрели навыки инструкторско-методической деятельности.

 Студенты-спортсмены  продолжают тренировки по избранному  виду спорта или проводится  «переключение» спортивной деятельности  согласно индивидуального плана  на летний переходный период.

2 Средства физического  воспитания

К средствам физического  воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.

Физические упражнения –  это двигательные действия, по форме  и содержанию соответствующие задачам  физического воспитания. Если в целях  спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное действие приобретает рациональные формы. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, которые возникли первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоизменяясь, становились физическими упражнениями – средствами физического воспитания. Взаимосвязь физических упражнений с физическим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовых действий, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики, подготовки к труду. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений чрезвычайно велико. Они существенно отличаются друг от друга по форме, по содержанию и по целевой направленности.

Оздоровительные силы природной  среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Оздоровительные силы природы  используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:

  • как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;
  • при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).

Физические упражнения в  сочетании с естественными факторами  закаливания помогают повысить общую  устойчивость организма к ряду неблагоприятных  воздействий внешней среды.

Соблюдение гигиенических  правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

3 Исследование функции  дыхания

Система дыхания является ведущей  наравне с кровообращением, так  как поддерживает оптимальный кислородный  режим организма. Особенное значение исследования функции дыхания приобретают  при занятиях физической культурой  и спортом. При исследовании функционального  состояния внешнего дыхания и  изменение его под влиянием тренировки определяется жизненная ёмкость  легких, максимальная вентиляция легких, состояние бронхиальной проходимости; используются пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе и  на выдохе.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ или  VC-vital capacity) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Измеряется ЖЕЛ с помощью спирометра (водяного или сухого). Нормальной считается такая фактическая ЖЕЛ, которая составляет в среднем для мужчин 3500–4000 куб. см воздуха или мл, для женщин – 2500–3000 куб. см. или мл у спортсменов величина ЖЕЛ колеблется в среднем от 4500 до 6500 мл и зависит от спортивной специализации.

При определении ЖЕЛ необходимо учитывать пол, вес и рост. Поэтому  принято помимо так называемой фактической  ЖЕЛ определять «должную» её величину – соответственно индивидуальным вышеперечисленным  показателям. Существует много различных  формул. Наиболее часто пользуются уравнением Людвига: у мужчин должная  ЖЕЛ = (40 х рост в см) + (30 х вес в кг) – 4400;         у женщин должная ЖЕЛ = (40 х рост в см) + (10 х вес в кг) – 3800.

При сравнении вычисленной должной  ЖЕЛ с определяемой при исследовании фактической ЖЕЛ учитывается  разброс нормальных значений: ± 25 %

Пробы с произвольной задержкой  дыхания на вдохе (Штанге) и на выдохе (Генчи) характеризуют функцию не только дыхания, но и кровообращения. Средняя продолжительность задержки дыхания у взрослых здоровых людей в состоянии покоя после обычного вдоха составляет 54,5 с, а после обычного выдоха 40 с.

 

Билет 4

1 Объективные и субъктивные признаки усталости, утомления и переутомления, их причина и профилактика

В процессе учебной деятельности и производственного труда работоспособность  изменяется. Существует общий тип  ее изменений на протяжении рабочего дня. В начале человек не сразу  «входит в работу». Даже самая  привычная деятельность выполняется  с некоторым затруднением, а работоспособность  повышается постепенно. Этот период получил  название периода врабатывания, его  величина зависит от характера работы и квалификации исполнителя.

Способность выполнять работу в течение требуемого времени, поддерживая  ее высокие показатели, называют работоспособностью. Снижение работоспособности может  быть проявлением утомления, которое  часто путают с усталостью. Ведь, если человек настолько увлечен  работой, что не чувствует усталости, он может не заметить наступившее  утомление, пока оно не разовьется и  не станет выраженным. Вот тогда  и появится усталость – переживание  по поводу утомления, субъективное отражение  его.

Утомлением называется временное  состояние, характеризующееся снижением  работоспособности и возникшее  в результате действия нагрузки. Утомление  проявляется в виде нарушения  координации движений, неспособности  организма поддерживать определенную интенсивность деятельности, ухудшении  эмоционального состояния т.д. О  переутомлении свидетельствует  заметное ослабление внимания и памяти, бессонница, угнетенность и резкая раздражительность, усталость, которую  невозможно компенсировать волевым  усилием и др. К этому ведет  накапливающееся изо дня в  день утомление. Выделяют утомление  интеллектуальное (учебная нагрузка), эмоциональное (общение в состоянии  стресса), зрительного и слухового  анализаторов. Работоспособность сохраняется  лишь при условии нормального  восстановления расходуемых ресурсов организма в соответствии с суточной периодикой, ритмом труда и отдыха. В этом случае, если даже появляются признаки утомления, они быстро исчезают, работоспособность восстанавливается  в течение суток.

Закономерное изменение работоспособности  наблюдается на протяжении рабочего дня. В начале – период вхождения  в работу. Обычно при тяжелой физической работе врабатывание происходит уже  через 20–25 мин, а при средней ее тяжести – за час-полтора, в то время как при выполнении творческого, умственного труда может длиться  до двух часов, в течение которых  работоспособность постепенно повышается. Затем наступает период оптимальной  работоспособности, и появляющиеся к концу его признаки утомления  еще не сказываются на работоспособности  человека. Далее снижение работоспособности  приводит к тому, что никакие волевые  усилия не способны компенсировать нарастающее  утомление, и труд прекращается. Требуется  отдых для восстановления сил. Резко  повышает работоспособность, активный интерес к делу, к процессу труда.

Для людей, занимающихся умственным трудом, разрабатываются оптимальные  режимы в зависимости от их возраста, пола, состояния здоровья, уровня тренированности, характера деятельности, образа жизни  и темперамента. Выяснилось, что  влияние физических упражнений на умственную работоспособность оценить не просто. Чтобы поддержать ее на достаточно высоком уровне в течение длительного  времени, рекомендуются упражнения средней интенсивности. Такие небольшие  нагрузки действуют стимулирующе, в то время как увеличение их может оказаться не только бесполезным, но и вредным для физически неподготовленного человека. Поэтому так кратковременны и умеренны по интенсивности физкультурные паузы на производстве, в учебных заведениях, утренняя зарядка.

Наступление утомления при  умственном труде можно контролировать           по таблице (С.А. Косилов,1987 г.).

Объекты наблюдения

Утомление

незначительное

значительное

Резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное,

частые отвлечения

Ослабленное,

 реакции на новые 

раздражители (новые словесные  указания)

отсутствуют

Поза

Непостоянная,

потягивание ног 

и выпрямление 

туловища

Частая смена поз,

повороты головы в разные стороны,

облокачивание,

поддержание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные,

замедленные

Суетливые движения

рук и пальцев

Интерес

Живой интерес, задавание  вопросов

Слабый интерес,

отсутствие вопросов

Полное отсутствие

интереса, апатия


Среди признаков перенапряжения  у студентов можно выделить: быструю  утомляемость; боли в сердце или  в правом подреберье; плохой сон; отсутствие аппетита; потливость; дрожание рук  и ног; обмороки; резкую слабость; одышку; головокружение; потемнение в глазах; бледность кожи; тошноту  и др.

Наиболее эффективными распространенными  способами профилактики утомления  являются: длительный умеренный бег (возникает компенсированный дыхательный  ацидоз, обеспечивается большая фиксация углекислого газа клетками); организация  рационального питания (по калорийности, микроэлементной и витаминной составляющей, соотношению белков, жиров,  углеводов  и т.д.); закаливание; контроль за правильностью  дыхания с использованием дыхательных  систем А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, йогов, эндогенного дыхания; активный отдых; физические упражнения в режиме учебной деятельности; использование приемов самоконтроля за состоянием здоровья, освоение приемов психической саморегуляции, здоровый образ жизни; обеспечение оптимального режима работы центральной нервной системы; повышение устойчивости адаптационных механизмов человека к внешним неблагоприятным воздействиям; обучение использованию резервов организма; освоение системы регулярного контроля за функциональными системами организма; планирование режима жизнедеятельности с точки зрения оптимального ритма учебного и физического труда; усиление мотивов учебной и физкультурно-оздоровительной видов деятельности и др.

2 Определение целей и задач спортивной подготовки. Перспективное и текущее планирование

Наряду с развитием гармоничной  личности, целью спортивной подготовки является конкретный спортивный результат  и победа в предстоящих соревнованиях, определяющие степень подготовленности занимающихся. Соревнования являются основой спортивной деятельности, критерием оценки и наилучшим средством подготовки спортсменов. Для каждого спортсмена (команды) ставится определенная цель с учетом подготовленности и возможностей. Спортивные достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретные показатели развития силы, способностей и мастерства. Установка на высшие спортивные результаты имеет в этой связи существенное общественно-педагогическое и политическое значение, поскольку означает устремленность к совершенствованию максимальных возможностей человека, выступающего за честь страны, коллектива.

Поставленные задачи достижения спортивного  результата реализуются посредством  соответствующего построения тренировочного процесса, использования наиболее действенных  средств и методов, углубленной  – круглогодичной  и многолетней  – специализации в избранном  виде спорта. Направленность к максимуму  так или иначе обусловливает  все отличительные черты спортивной тренировки: повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность, включение средств восстановления.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"