Этапы спортивного совершенствования в лыжном спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть этап спортивного совершенствования в лыжном спорте.
Задачи контрольной работы: 1) определить цели и задачи этапа спортивного совершенствования в лыжном спорте; 2) рассмотреть планирование тренировочного процесса лыжника высокой квалификации; 3) показать индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Цели и задачи этапа спортивного совершенствования в лыжном спорте......4
2.Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков высокой квалификации...........................................................................................................6
3.Индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации........................................................................................14
Заключение.............................................................................................................19
Список использованной литературы...................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. ЛЫЖИ.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1.Цели и задачи этапа  спортивного совершенствования  в лыжном спорте......4

2.Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков высокой квалификации...........................................................................................................6

3.Индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации........................................................................................14

Заключение.............................................................................................................19

Список использованной литературы...................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Достижение  высоких результатов в лыжных гонках возможно только при многолетней  и круглогодичной подготовке в течение  ряда лет, начиная с юношеского возраста. Сильнейшие лыжники-гонщики (мужчины) становятся победителями и призерами крупнейших соревнований (Олимпийских игр и чемпионатов мира) чаще всего в возрасте 25-27 лет. Аналогичная картина наблюдается и у женщин. Это говорит о том, что данный возраст является оптимальным для достижения наивысших результатов. Вместе с тем в равной степени успешно соревнуются и достигают высоких результатов спортсмены в возрасте с 22 до 32 лет. Данный возрастной период следует считать зоной высоких результатов. Учитывая эти данные, всю подготовку в лыжных гонках следует планировать с целью подведения спортсменов к наивысшим результатам именно в этом возрасте.

Вся многолетняя  подготовка лыжников-гонщиков должна быть построена так, чтобы подвести спортсмена к высшим достижениям  именно в указанный возрастной период. При построении многолетней подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого естественного развития отдельных физических качеств, что позволит успешно проводить физическую подготовку в целом.

Цель контрольной  работы – рассмотреть этап спортивного  совершенствования в лыжном спорте.

Задачи контрольной  работы: 1) определить цели и задачи этапа спортивного совершенствования в лыжном спорте; 2) рассмотреть планирование тренировочного процесса лыжника высокой квалификации; 3) показать индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации.

 

1.Цели  и задачи этапа спортивного  совершенствования в лыжном спорте

Этап спортивного совершенствования начинается с возраста 22 года. Основная задача - специализированная подготовка по лыжным гонкам с применением высоких тренировочных нагрузок и достижение наивысших спортивных результатов.1 Принцип индивидуализации тренировки реализовывался и на всех других этапах многолетней подготовки, но здесь все занятия проходят по индивидуальному плану, что особенно важно, так как спортсмены выполняют здесь исключительно высокие по объему и интенсивности нагрузки. На этом этапе можно выделить зону наивысших достижений (24-28 лет), когда спортсмены, как правило, показывают наиболее высокие результаты и добиваются успехов на крупнейших соревнованиях по лыжным гонкам. Возраст олимпийских чемпионов, победителей мировых первенств, чемпионатов страны в подавляющем большинстве случаев не выходит из этих пределов. Период высоких спортивных результатов в лыжных гонках продолжается до 33-36-летнего возраста, хотя в истории лыжного спорта известны случаи, когда спортсмены показывали высокие результаты и позднее, до 40-42 лет.

В тренировке взрослых квалифицированных лыжников-гонщиков перспективный план составляется на 2-4 года с учетом возраста, динамики и стабильности спортивных результатов за последние годы, общей тенденции развития лыжного спорта в данный период, индивидуальных особенностей спортсмена. Прежде, чем приступить к составлению перспективного плана, необходимо внимательно изучить и проанализировать всю подготовку спортсмена за последние годы (на основе данных его личного тренировочного дневника). В этой работе следует обратить внимание и на предложения и замечания самого лыжника, и на данные предыдущего тренера (если лыжник пришел из ДЮСШ или другой спортивной организации). Двухгодичное или четырехгодичное планирование связано с цикличностью крупнейших соревнований - чемпионатов мира, Олимпийских игр, спартакиад народов России. В таком перспективном плане основные средства и методы для достижения целей и решения поставленных задач повторяются ежегодно, но в каждом годичном цикле на более высоком качественном и количественном уровне. Достижение наивысшей спортивной формы каждый год планируется с учетом календаря соревнований.

В многолетнем  плане подготовки устанавливаются  основные цели и задачи, которые  необходимо решить для их достижения, планируются результаты соревнований и контрольных испытаний и  отдельных упражнений, количество занятий  и соревнований в течение каждого года по периодам и этапам, объем основных средств для развития физических качеств и для обучения и совершенствования техники, цикличность на различных этапах подготовки.

На основе многолетнего плана составляются общие и индивидуальные годичные и месячные планы тренировки с учетом периодизации, принятой в лыжном спорте. В годичных планах необходимо особо выделить работу по ликвидации недостатков, отмеченных в физической, технической и волевой подготовке лыжника-гонщика в предыдущем годичном цикле, и обратить самое серьезное внимание на их исправление.2

 

 

 

 

 

 

 

2.Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков высокой квалификации

Лыжников-гонщиков высокой квалификации готовят на основе перспективного плана, который, как правило, составляется на олимпийский цикл. В нем должны предусматриваться преемственность и последовательность в постановке задач, определении средств и методов на всех этапах подготовки.

Тренировочный процесс спортсменов высокой  квалификации должен вестись на основе индивидуального перспективного плана, в котором обычно содержатся такие разделы:3

  • краткая характеристика спортсмена
  • цель и основные задачи каждого этапа многолетней подготовки
  • основная методическая направленность тренировочного процесса
  • задачи годичных циклов, основные (главные) соревнования
  • примерный объем тренировочных и соревновательных нагрузок в годичных циклах
  • спортивно-технические показатели и контрольные нормативы каждого этапа подготовки.

Четырехлетний цикл может включать два двухлетних этапа, которые, в свою очередь, делятся на годовые этапы. 
При составлении годового плана необходимо учитывать принципы периодизации тренировочного процесса. В основу планирования должен быть положен календарь спортивных соревнований.

В годовом плане  содержатся следующие задачи:

  • совершенствовать технику передвижения на лыжах на околосоревновательных скоростях;
  • улучшить тактическое мастерство ведения спортивной борьбы в лыжных гонках повысить уровень общей и специальной физической подготовленности;
  • поднять на более высокий уровень функциональные возможности;
  • продолжить воспитание морально-волевых качеств.

Годичный цикл подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации делится на подготовительный  (примерно 70% всего времени - занятия на снегу и около 30% - занятия при отсутствии снега) и соревновательный периоды.

Поскольку у  такой категории лыжников-гонщиков соревнования, как правило, заканчиваются во второй половине апреля, а организованная подготовка возобновляется в мае, переходного периода у них практически нет, а есть лишь восстанавливающие микроциклы в конце соревновательного периода (последняя декада апреля) и «втягивающие» микроциклы в начале подготовительного периода (первая декада мая).

Подготовительный  период разделяют на три этапа:4

  • общей физической подготовки (май — июль);
  • специальной физической подготовки в бесснежный период (август - первая половина октября);
  • специальной физической подготовки на снегу (вторая половина октября - декабрь).

Соревновательный  период длится с января по апрель и не делится на этапы. Однако на практике принято выделять этап предварительных соревнований, в котором спортсмена подводят к наилучшей спортивной форме, и этап основных соревнований, в котором он должен добиться наивысших результатов.

Тренировочный процесс лыжников-гонщиков высокой  квалификации характеризуется постоянным поиском путей увеличения тренировочных нагрузок, основанным на глубоком понимании объективных закономерностей развития и совершенствования организма спортсмена. Планирование тренировочного процесса и реализация этих планов должны предусматривать создание предпосылок для увеличения тренировочных нагрузок, направленного на улучшение спортивных результатов.

Эффективность тренировочного процесса во многом зависит  от интенсивности нагрузок. У лыжников-гонщиков высокой квалификации необходимо увеличить объем нагрузок в развивающем режиме (околосоревновательном, соревновательном и превышающем его), который может составлять 40—45% общего объема нагрузок в годичном цикле.

Важную роль играет при этом моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе на всех этапах подготовки, а также увеличение числа стартов (соревнований). Повышается роль специализированной подготовки в бесснежный период, на которую отводится 70—75% времени. В этот период спортсмены больше выполняют специально-развивающих упражнений с использованием тренажеров и приспособлений, возрастает роль лыжероллерной подготовки, на которую приходится 60—65% общего объема циклической работы. В летнее время гонщики тренируются также на снегу (на глетчерах) 2-3 раза по 10 15 дней.

Важное место  в подготовке высококвалифицированных  спортсменов занимают тренировки в условиях среднегорья (2-3 раза в году по 20-25 дней).

В настоящее  время объемы тренировочных нагрузок составляют 8-10 тыс. км в год, однако резервы увеличения их еще значительны.

Эффективность тренировочного процесса повышается при  правильном чередовании малых, средних  и больших нагрузок в микро, мезо- и макроциклах.5

С увеличением  тренировочных нагрузок возрастает роль педагогического контроля за переносимостью их, а также оценки эффективности и целесообразности увеличения нагрузок. Систематический сравнительный анализ данных о скорости передвижения и ЧСС во время занятий позволяет судить о работоспособности спортсменов на всех этапах и корректировать тренировочную программу.

Интенсификация тренировочного процесса вызвала необходимость увеличения числа законченных макроциклов в году. 
Лыжники-гонщики высокой квалификации стали применять сдвоенные макроциклы подготовки (к летним и зимним соревнованиям), при которых они дважды в году должны быть в хорошей спортивной форме. 
Оптимальное сочетание подготовки и участия в соревнованиях с учетом закономерностей становления спортивной формы позволяет использовать соревнования в бесснежное время как эффективное средство управления процессом спортивной тренировки.

Однако тренировочные  нагрузки высокой интенсивности  допустимы лишь после выполнения большого объема циклической работы с использованием специальных средств  тренировки. Оптимальное сочетание  различных соревновательных и тренировочных нагрузок с учетом закономерностей совершенствования физической, технической, тактической и психологической подготовки позволит повысить эффективность тренировочного процесса.

Деление годичной подготовки на два законченных макроцикла обусловливает определенную последовательность решения главной задачи - достижения наивысших результатов в основных соревнованиях зимнего сезона. Поэтому при двухцикловом планировании определяют продолжительность циклов каждого макроцикла, средства и методы тренировки, объем и интенсивность нагрузок и другие факторы, влияющие на качество тренировочного процесса.6

В первом макроцикле подготовительный период длится четыре месяца (май - август), а соревновательный (сентябрь) — не более месяца. 
Подготовительный период первого макроцикла делится на два этапа: 1) общеподготовительный; 2) специально-подготовительный.

Общеподготовительный  этап включает три мезоцикла: 1) втягивающий; 2) поддерживающий; 3) базовый, который захватывает полторы недели специально-подготовительного этапа (первая декада июля).

Во втягивающем мезоцикле ставится задача с помощью средств ОФП подготовить спортсмена (прежде всего его опорно-двигательный аппарат) к последующим тренировочным нагрузкам. Затем в течение двух недель при средних нагрузках с использованием специальных средств тренировки заканчивается подготовка к тренировкам в поддерживающем мезоцикле.

Во втягивающем и поддерживающем мезоциклах первого цикла подготовки тренировочные нагрузки повышают постепенно в каждом микроцикле. На отдельных занятиях соотношение объема и интенсивности нагрузок необходимо изменять при тенденции к увеличению общей нагрузки.

Для лыжников-гонщиков высокой квалификации можно рекомендовать базовый мезоцикл продолжительностью не более пяти недель (примерно до 10 июля). В это время закладываются предпосылки для создания фундамента специальной физической подготовки: повышается уровень общей и силовой выносливости при оптимальных нагрузках, когда организм восстанавливается, как правило, к началу очередного тренировочного дня.

Величину тренировочных  нагрузок следует регулировать и  в пределах микроцикла (недельного), чтобы работоспособность спортсменов  восстанавливалась к очередному микроциклу. Не следует предусматривать  максимальные тренировочные нагрузки. В этом мезоцикле используются все средства специальной подготовки: бег, имитация, лыжероллеры, различные тренажеры и т. д. в сочетании со средствами ОФП.7

Развивающий мезоцикл в бесснежное время длится примерно полтора месяца. В этом мезоцикле  должна решаться главная и наиболее сложная задача — повышения уровня специальной физической подготовленности. Поэтому важно не только правильно подобрать средства специальной подготовки, но и строго чередовать нагрузки в микроциклах. В течение восьми недель развивающего мезоцикла в бесснежное время нагрузки развивающего, восстанавливающего и поддерживающего характера должны меняться как в течение всего мезоцикла, так" и в каждом микроцикле.

Применение  восстанавливающих и в меньшей  степени поддерживающих нагрузок обусловлено большим объемом нагрузок в развивающем режиме. Иными словами, «разгрузочные» тренировочные занятия в микроцикле, а также восстанавливающие недельные или укороченные микроциклы необходимо в этот период сочетать с большими нагрузками.

Информация о работе Этапы спортивного совершенствования в лыжном спорте