Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:00, курсовая работа
Актуальность темы. Заболевания позвоночника преследуют человечество испокон веков. Еще Гиппократ считал терапию позвоночника важнейшей областью медицины. «Когда болезней много, болезнь одна – позвоночник» - говорил он. Но, несмотря на столь почтенную историю лечения позвоночника, несмотря на все усилия современной медицины, проблемы со спиной мучают едва ли не каждого второго человека. Заболевания позвоночника приблизительно одинаково распространены во всех возрастных группах. Какие-то болезни менее опасны, ничего, кроме дискомфорта, человеку не доставляют.
ВВЕДЕНИЕ……………………………..…….…………………... 3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
1.1. Сколиозы и их характеристика ……………………... 5
1.2. ЛФК и массаж в комплексной реабилитации больных
детей при сколиозе .…………………………………... 15
1.3.Физическая реабилитация больных детей при
сколиозе I степени...….….............................................. 20
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования………………………………… 26
2.2. Методы исследования……………………………….. 26
2.3. Организация исследования……..……….…………… 34
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ………………………………………..……… 35
ВЫВОДЫ…………………………………………………………… 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………… 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………. 43
Стимулирующие приемы (растирание, разминание, прерывистая вибрация, ударные приемы) выполняем в подключичной и надключичной областях, в области грудных мышц. Такой массаж должен способствовать образованию мышечного корсета. Надавливания кзади и выравнивания производим в области переднего реберного выпячивания (горба). Здесь же выполняем другие тонизирующие приемы. Активные приемы производим с целью стимуляции мышц живота: гребнеобразное растирание, разминание, прерывистая вибрация, ударные приемы. Расслабляющие приемы выполняем на верхнем отделе грудных мышц справа. Затем производим оттягивание плеча назад, выравнивание надплечий.
В завершение выполняем поглаживание всей области
спины, надплечий и поясницы. Рекомендуем
больному полежать 30-60 минут. Продолжительность
процедуры—20-30минут.
2.2.3. Объектом педагогического наблюдения в нашей работе являлся процесс физического воспитания детей 7-9 лет больных сколиозом I степени 2.2.4. Соматоскопия. Наружный осмотр проводили в исходном положении стоя. Определяли выраженность физиологических изгибов позвоночника, деформации грудной клетки, поясничной области, таза. 2.2.5. Рентгенологическое исследование. Проводили в положении лежа и стоя, в прямой и боковой проекциях. Для определения дуги искривления применяли метод Кобба. Для I степени сколиоза характерно незначительное искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Искривления наблюдаются в положении больного стоя и лежа. Угол сколиотической дуги находится в пределах 1° - 10°.
2.2.6. Тестирование. В формировании правильной осанки и коррекции сколиоза I степени главную роль играет статическая выносливость мышц спины и живота. Мы использовали следующие пробы для оценки состояния мышечного корсета:
Мышцы спины.
Школьник лежит
на кушетке таким образом,
Мышцы живота.
Школьник лежит
на кушетке, руки вдоль
2.2.7. Миотонометрия. Тонус расслабленных и напряженных мышц измеряли с помощью миотонометра «Сирман» в миотонах.
Боковые мышцы туловища.
Школьник укладывается
набок, (до гребней подвздошных костей) верхняя
часть туловища находится на весу, руки
на поясе, ноги фиксируются. Время удержания
туловища определяется по секундомеру.
Весь фактический материал, полученный при проведении исследования, был обработан на персональном компьютере с помощью программы Statistika'99. По этой программе производился расчёт средней арифметической (X), стандартного отклонения от средней (±m), достоверность различий по t-критерию Стьюдента.
2. 3. Организация исследования
Наше исследование проходило в несколько этапов.
I этап проходил в 2005 – 2006 г.
Исследования проводились в 2006-2007 г. на базе детской поликлиники г. Ярцево. Этап включал в себя подбор и анализ научной литературы. Анализ и просмотр амбулаторных карт детей больных сколиозом. На этом этапе велась разработка комплекса лечебной гимнастики для детей 7 – 9 лет больных сколиозом I степени.
Изучались литературные источники, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования.
II этап проходил в июле - августе 2008 года.
На этом этапе проводились функциональные пробы для мышц спины, живота, боковых мышц туловища. Всего участвовало 42 ребёнка с диагнозом – сколиоз I степени.
III этап проходил в 2009 г.
На этапе полученные результаты обрабатывались методом статистической обработке полученных данных. Рассчитывались следующие показатели: среднее арифметическое (Х), ошибка среднего арифметического (m). Достоверность различий определялась по t – критерию Стьюдента.
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обследования школьников проводили перед экспериментом, через 6 месяцев после его начала и после его завершения.
Соматоскопия
В контрольной
группе асимметрия
Через 6 месяцев после начала занятий лечебной гимнастикой
Асимметрия треугольников талии наблюдалась у 76,2%, асимметрия надплечий и лопаток у 42,9%; мышечный валик поясничной области – у 66,7%. К моменту завершения эксперимента (т.е. после 11 месяцев занятий ЛФК) в контрольной группе определяли у 42,9% школьников мышечный валик поясничной области; у 47,6% - асимметрию треугольников талии; у 33,3% - асимметрию надплечий и лопаток. (табл. 1)
Соматоскопия в контрольной группе (%)
Показатели |
До экс-та |
6 месяцев после экс-та |
Окончание экс-та |
Мышечный валик |
85.7 |
66,7 |
42.9 |
Асимметрия треугольников Талии |
90,5 |
76,2 |
47,6 |
Асимметрия надплечий и лопаток |
52,4 |
42,9 |
33,3 |
В экспериментальной группе перед началом занятий мышечный валик выявлен у 90,9%; асимметрия треугольника талии у 90,9%; асимметрия надплечий и лопаток у 54,5% детей.
Таким образом,
достоверных различий по показа
Через
6 месяцев занятий в
Соматоскопия в экспериментальной группе в (%)
Показатели |
До экс-та |
6 месяцев после экс-та |
Окончание экс-та |
Мышечный валик |
90.9 |
68,2 |
40,9 |
Асимметрия треугольников талии |
90,9 |
63,6 |
40,9 |
Асимметрия надплечий и лопаток |
54,5 |
36,4 |
27,3 |
Исследования показали, что как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе по данным соматоскопии прослеживается положительная динамика. Однако, у школьников экспериментальной группы, благодаря занятиям лечебной гимнастикой и процедурам массажа, получены более высокие темпы коррекции сколиоза. Изменение выносливости мышц туловища в ходе эксперимента у школьников контрольной и экспериментальной группы были выявлены низкие показатели силовой выносливости мышц туловища перед началом эксперимента.
Так у детей контрольной группы выносливость мышц спины составляла 47,5±4,2 сек; мышц брюшного пресса 46,0±4,7 сек; боковых мышц и туловища – 44,1±3,4 сек.
Показатели выносливости мышц туловища детей экспериментальной группы были так же низкими и достоверно от контрольной группы не отличались. После завершения эксперимента отмечен прирост силовой выносливости мышц туловища как в контрольной так и экспериментальной группе.
Однако сила мышц спины и брюшного пресса у детей экспериментальной группы увеличилась в большей степени, чем у детей контрольной группы. (Табл. 3.4)
Выносливость мышц туловища в контрольной группе (сек.)
Показатели |
До экс-та |
6 месяцев после экс-та |
Окончание экс-та |
Мышцы спины |
47,5±4,2 * |
62,8±4,1 |
72,8±3,4 * |
Мышцы брюшного пресса |
46,0±4,7 * |
62,2±3,9 |
70,7±2,9 * |
Мышцы бокового туловища |
44,1±3,4 |
60,8±3,8 |
70,7±3,7 |
Выносливость мышц туловища в экспериментальной группе (сек..)
Показатели |
До экс-та |
6 месяцев после экс-та |
Окончание экс-та |
Мышцы спины |
49,8±4,6 |
69,2±4,1 |
80,4±3,1 * |
Мышцы брюшного пресса |
47,1±4,8 |
67,4±4,4 |
79,3±3,5 * |
Мышцы бокового туловища |
44,9±2,9 |
61,5±3,6 |
73,6±3,3 |
Изменение тонуса мышц у школьников контрольной и экспериментальной группы перед началом эксперимента не имел достоверных различий. В процессе проведения эксперимента у детей контрольной и экспериментальной групп снизился тонус мышц при максимальном расслаблении и увеличился при максимальном напряжении.
У школьников контрольной группы после завершения эксперимента амплитуда мышечного тонуса составила 50 миотон, у детей экспериментальной группы – 60 миотон.
Показанные результаты свидетельствуют о том, что у детей, которые занимались по предлагаемому нами комплексу, прирост тонуса мышц был достоверно большим, чем у детей контрольной группы. (Рис. 1, 2)
Рис. 1 Тонус мышц школьников до завершения эксперимента
(в миотоннах)
Рис. 2 Тонус мышц школьников после завершения эксперимента
(в миотоннах)
Рентгенологическое
Рентгенологическое обследование проводилось с уточнением диагноза и назначением более эффективного лечения.
При рентгенологическом
обследовании угол сколиотической дуги
у школьников контрольной и экспериментально
Рис. 3 Рентгенологическое обследование школьников(%)
Таким образом, сравнение полученных результатов показало, что в процессе коррекции сколиоза I степени у школьников 7 – 9 лет успешнее проходил в экспериментальной группе, где они дополнительно занимались по разработанному нами комплексу.
Результаты исследования говорят о том, что комплексное применение лечебной физической культуры и массажа , способствовало укреплению мышц спины, боковых мышц туловища и особенно живота, нормализации тонуса мышц в экспериментальной группе больных сколиозом I степени более выраженное, чем в контрольной группе.
1. Разработана методика комплексного применения лечебной гимнастики и процедур массажа, с целью ускорения процессов коррекции сколиоза I у детей 7-9 лет.
Информация о работе Эффективность лфк и массажа при сколиозе у детей 7-9 лет