Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:41, реферат
Античная философия представляет собой совокупность философских учений,
развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века
до нашей эры и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со II века
до нашей эры вплоть до начала VI века нашей эры.
Античная философия - единое и своеобразное явление в развитии философского
сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в
греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний, в
результате переработки древней мифологии в искусстве и поэзии, в результате
изменения представлений о природе и человеке в отличие от мифологии. Уже в V
веке до нашей эры возникли философские космогонические системы, в которых миф
играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства
выражения мысли.
этические - добродетели душевного склада, характера. И те и другие
добродетели не даны нам от природы, нам можно приобрести их. Этическая
добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах,
выбор середины между их избытком и недостатком. как определить надлежащую
середину для каждого из нас? По Аристотелю, для этого необходимо либо
обладать практической мудростью, рассудительностью, либо следовать примеру
или наставлениям добродетельного человека.
По вопросу о прирожденном или приобретенном характере высших психических
способностях человека Стагирит пишет, что, хотя добродетель - приобретенное
качество души, однако “ведь и правосудными и благоразумными. и мужественными. и
так далее (в каком-то смысле) мы бывали прямо с рождения ...”
[13]. Вместе с тем Аристотель говорит, что приобретенные воспитанием
добродетели выше дара природы, прирожденных способностей. Добродетель требует
навыков, привыкли, практики. “Добродетель есть сознательно избираемый склад
(души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной
таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают
между двумя (видами) порочности, один из которых - от избытка, другой - от
недостатка”[14]. Нелегко найти
надлежащую середину в чувствах и поступках, гораздо легче стать порочным.
Трудно быть добродетельным: “Недаром совершенство и редко, и похвально, и
прекрасно”[15]. Мало совершенных
людей и много посредственных.
Добродетели Аристотель разделил, как уже было сказано, на два вида.
Диалоэтические (мыслительные или интеллектуальные) и этические
(нравственные). К первым относятся две - разумность, или мудрость, и
рассудительность, практическая мудрость, приобретенная путем обучения.
Вторые - добродетели воли, характера; к ним относятся мужество, щедрость,
нравственность и т.п. Последние вырабатываются путем воспитания привычек.
Чтобы стать добродетельным человеком, помимо знания. что есть добро и зло,
требуется также время для воспитания характера. Один хороший поступок еще не
ведет к добродетели. Естественно, воспитание лучше всего начинать с детского
возраста. Поэтому в сфере воспитания граждан Аристотель отводит большую роль
законодательству и
Говоря о “середине” как отличительном признании добродетели, Аристотель имеет
ввиду “среднее” в области чувств. “Середина” - это “ничего слишком”. Стагирит
подробно исследует с этой точки зрения добродетели, противопоставляя их
порокам. Так, великодушию он противопоставляет тщеславие (“избыток”), с одной
стороны, малодушие (“недостаток”) - с другой. Великодушие, следовательно, есть
“середина”. Мужество - среднее между безрассудной отвагой и трусостью,
щедростью, щедрость - между расточительством и скупостью, скромность - между
бесстыдством, наглостью и застенчивостью, робостью. Поскольку нравственное
действие опирается на разум, оно подразумевает свободный выбор между добром и
злом. “В нашей власти добродетель, точно так же как и порок, ибо мы властны
действовать во всех тех случаях, когда мы властны воздержаться от действия”
[16]. Введя понятие свободного выбора, Аристотель открывает первую страницу
длительного спора о свободной воле.
Заключение.
Непреходящей заслугой Аристотеля остается создание науки, названной им
этикой. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал
волю. Аристотель рассматривал свободное от материи мышление как верховное
начало в мире - божество. Хотя человек никогда не достигнет уровня
божественной жизни, но, насколько это в его силах. он должен стремиться к
нему как к идеалу. Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с
одной стороны, реалистическую этику, основанную на сущем, т.е. на нормах и
принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с
другой - этику, не лишенную идеала. Этика Стагирита, весь ее смысл и
назначение состоит в том, чтобы показать, как избежать несчастья и достигнут
счастья, доступного смертному человеку. По духу этического учения Аристотеля,
благополучие человека зависит от его разума благоразумия,
предусмотрительности. Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности,
сделав тем самым нравственным идеалом созерцательную жизнь. Сообразно своему
этическому идеалу Стагирит высоко ценит традиционные античные добродетели
гражданина - мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает
о любви человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские
богословы. Гуманизм Аристотеля совершенно отличен от христианского гуманизма,
согласно которому “все люди - братья”, т.е. все равны перед богом.
Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим
способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень
счастья или блаженства разный, а
у некоторых жизнь может
целом несчастной. Так , Аристотель считает, что у раба не может быть счастья.
Он выдвинул теорию о “естественном” превосходстве эллинов (“свободных по
природе”) над “варварами” (“рабами по природе”). Для Аристотеля человек вне
общества это или бог, или животное, Но так как рабы представляли собой
иноплеменный, пришлый элемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что
рабы - как бы не люди. а раб становится человеком, только обретя свободу.
Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос - вопрос о воспитании
добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья,
доступного человеку в разных аспектах: первая - в аспектах природы отдельного
человека. вторая - в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитания
добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно.
необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель
заявляет, то “общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам,
причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам” 17.
Список использованной литературы.
1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах, том 4.
2.
Богомолов А.С. “Античная
3. Философский словарь.