Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:17, реферат
Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком.
Предельная субъективизация наших ощущений и уравнивание последних с мышление в их источнике – шарообразных атомах души, постепенно стерли границы между ощущениями (их объект – явления) и разумом (его объект – истина) и утвердили убеждение, что все наши познания субъективны и касаются только явлений. Субъективизм и релятивизм атомистики стимулировали появление в будущем скептицизма.
АНАКСАГОР
Чтобы избежать трудностей, связанных с неизбежным допущением несущего при описании возникновения многого из одного, Анаксагор число начал увеличил до бесконечности, назвав их “семенами” вещей. Являясь средоточием какого-либо качества, каждое “семя” состоит из бессчетного множества и подобных и неподобных ему по качеству частиц. Поэтому в каждом “семени”, в каждой частичке содержится все. Эта формула “Все есть все” (в отличие от положения “Все есть Одно”) позволяет без противоречий описать процесс рождения.
Движущей вещество причиной Анаксагор назвал вечный, неделимый, бестелесный Ум, упорядочивший хаос “семян” в космос. Ум в учении Анаксагора остался невостребованным из-за отсутствия основания для деятельности.
СОФИСТЫ
Обилие взаимоисключающих
В теории познания субъективизм и относительность простирались от положения “Все истинно” (Протагор) до утверждения “Все ложно” (Горгий). Истина признавалась относительной, а ее критерием был успех.
СОКРАТ
Отрицая возможность получения достоверных знаний о природных явлениях, Сократ отказался их изучать и сосредоточился на исследовании разумной нравственной деятельности человека. Разум руководствуется различными представлениями, из которых одни фиксируют явления, а другие – отражают сущности вещей. От представлений зависит характер практической деятельности человека и если наши представления не точны, мы не достигаем поставленных целей. Стремясь к добру, человек часто порождает зло, и причина этого кроется в незнании. Только знающий сущность добра может делать добро.
Для поиска понятий, удерживающих сущность предмета, Сократ предлагал свой метод, состоящий из двух частей: иронии, разрушающей самомнение собеседника, и майевтики, отыскивающей сущность путем восхождения от относительных представлений к абсолютным.
Сократ стремился к
СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Мегарская школа (Евклид, Евбулид, Стильпон) синтезировала сократовское учение о добре и логическом определении с элейским учением о сущем и уверяла, что существует только умозрительное, только роды и виды. Этим она заложила основу для будущего учения об идеях.
Киренская школа (основатель Аристипп), напротив, полагала существующими лишь чувственно воспринимаемые вещи, а достоверный характер знаний связывала с содержанием наших ощущений. Поэтому ею отрицалась возможность науки о природе и добро усматривалось в наслаждении, правда, отобранном разумом.
Киническая школа (Антисфен, Диоген)
высшее благо усматривала в свободе
человека по отношению к удовольствиям
и страданиям, ко всем внешним целям,
невзгодам жизни и разнообразны
ПЛАТОН
Через Сократа Платон усвоил основное содержание Анаксагорова учения о космическом уме, который упорядочивает на основе знания материальный мир. Приняв также разработки Сократа о логическом определении, Платон счел возможным содержание последнего распространить не только на представления о добре и справедливости, но и на представления о физических предметах. Выраженные в значении слова родо-видовые свойства (идеи) можно найти и в представлениях о материальных вещах. В идее фиксируется как бы смысл бытия вещи, ее цель, ее многообразные функции и способности, ее обобщенный внешний вид, какой может остаться в представлении, если из него удалить всю чувственно воспринимаемую сторону, сохранив лишь логико-функциональный каркас, интеллектуальный “чертеж”, схему. Идеи виделись Платону вечными, неделимыми, неподвижными, нестановящимися, являющимися источником устойчивости в вещах.
Вторым началом была материя, немыслимая и нечувственная, бесформенная и неопределенная (ничто) и потому являющаяся возможностью совершенно всего, способной принимать любой вид. Хаотичная и бесцельная она была источником изменчивости в вещах. Вещественную сторону материального бытия составляют структурированные мельчайшие тела правильной стереометрической формы.
Вечный, неделимый, бестелесный. Ум имеет некоторую власть над материей. Частью того, что рождается материей, Уму удается управлять, и он упорядочивает часть возникающих вещей в соответствии с идеями, которыми он пользуется как первообразами, как заранее данным планом.
Каждая из созданных таким образом вещей содержит в себе признаки и материи и идей. Они возникают и гибнут, изменчивы, являются объектом лишь мнения, а не знания, но при этом “подражают” идеям, т.е. имеют стремление к устойчивости, сохранению своей формы и порядка, носят имена соответствующих идей.
Основу умозрительного бытия в целом (идеи и ум) составляет Благо. Оно вечно, выше бытия и небытия, выше мышления, делает возможным умозрительное (идеи) и умозрение (собственный ум).
Посредником между сферой умозрительного (идеи и ум) и материей является космическая душа, моментом которой Платон считал душу индивидуальную. Человеческая душа имеет три составляющих: разумную часть, волевую и вожделеющую. Добродетелью разумной части считалась мудрость, волевой – мужество, вожделяющей – умеренность. Общая добродетель – справедливость. Душевный строй определял строй государства, а душевные добродетели определяли добродетели государственные. Идеальным считалось справедливое государство, в котором сохранялось естественное разделение труда, т.е. все граждане были добродетельными и справедливыми. В случае нарушения естественного разделения труда идеальное государство – аристократия – деградирует и превращается в тимократию, олигархию, демократию и тиранию.
Душу Платон считал переселяющейся из тела в тело, а познание интерпретировал как “припоминание” того, что душа видела (имеются в виду идеи) в своем потустороннем странствии.
АРИСТОТЕЛЬ
Началами единичных вещей (сущностей) Аристотель как и Платон считал материю и идеи. Материю он определял как возможность чего-то, способность принимать различные формы и в то ж время как лишенность той самой определенности, которая из этой материи могла или должна возникнуть. Аристотель различал первую материю (для всего), существующую потенциально, и вторую – определенную материю для конкретной вещи. Идея – это то, что делает вещь ею самой, придает материалу определенный вид и выражается в логическом определении.
Материя и идеи не существуют обособленно, и являются двумя противоположными моментами одного и того же. Отношение между материей и идеей описывается с помощью категорий возможность и действительность. Возможность – это материя, взятая в отношении к определенной идее, а действительность представляет собой не чистую идею, а воплощенную в материи, как бы реализацию внутренней объективной цели, которая вначале была только в возможности. Одно и то же содержание Идея здесь существует как бы в двух состояниях: один раз в возможности, другой – в действительности. Соединение материи и идеи осуществляется действующей причиной, которая непременно должна быть действительностью.
Сами сущности Аристотель делил на подвижные преходящие (они подвержены возникновению и уничтожению, качественному превращению, росту и убыли, пространственным перемещениям), подвижные вечные – небесные светила, способные лишь к пространственному круговому перемещению, и неподвижную сущность – Ум. Последний, по Аристотелю, есть высшая вечная форма бытия, чистая действительность, мыслящая сама себя, неделимая, не имеющая величины, обособленная от чувственно-воспринимаемой реальности, неподвижная и в то же время приводящая себя в движение, являющаяся вечным источником движения первого неба и всего того, что причастно уму.
Если первая материя существует потенциально, то актуально имеют место четыре элемента – теплое, холодное, сухое и влажное. Их смешение порождает четыре стихии, из которых и происходит все многообразие преходящих сущностей. Неподверженная разрушениям пятая стихия – эфир – образует материал небесных тел.
В живых существах материй
Аристотелевское учение систематизирует
всю предшествующую философию и
подводит ее итог. Его положения
о возможности и действительнос
СТОИЦИЗМ
Философские учения, возникавшие на рубеже 4-3 вв. до Р.Х. стремились соединить ценность обособленного индивидуального человеческого бытия, воспетого софистами, Сократом и сократиками, с достижениями физики и метафизики.
Учение стоиков (Зенон Китионский, Клеанф, Хриссин, Панеций, Посидоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) состояло из 3 частей: логики, физики и этики. В сфере логики (гносеологии) непреходящее значение имела разработка учения о каталептических представлениях, считавшихся критериями истины. Физика испытала сильное влияние со стороны платоно-аристотелевских положений (в учении о страдательном и деятельном началах, т.е. о материи и уме), и гераклитовских мотивов (в учении о пневме-смеси воздуха и огня, изменение напряжения которой порождает многообразие видимого мира). Космос представлялся стоикам самостоятельным живым существом, управляющим провидением.
Стоическая этика
ЭПИКУРЕИЗМ
Эпикуреизм (Эпикур, Лукреций) развивал идеи ранней атомистики, дополнив их элементами киренской доктрины. О космическом устройстве эпикурейцы говорят почти то же самое, что можно встретить в ранней атомистике, если не считать незначительных изменений (например, идея "самопроизвольного" отклонения атомов в процессе падения в пустоте). Эпикурейская этика своей основной целью имеет обучение человека быть счастливым, для чего надо уметь правильно выбирать объект стремления. Стремиться надо к наслаждениям, а избегать страданий и тех наслаждений, которые ведут к страданиям. Контроль за выбором наслаждения принадлежит разуму. Конечной целью мудреца было достижение блаженной жизни, состоящей в свободе от страданий тела и смятения души.
СКЕПТИЦИЗМ
Скептицизм (Пиррон, Энесидем, Афинна,
Секст Эмпирик) возник как реакция
на кризис в физике и в первую
очередь в демократическом
АКАДЕМИЯ
Школа, основанная Платоном, на разных этапах своей тысячелетней истории испытывала воздействие разных течений. В Древней Академии (Спевсипп, Ксенократ) усилилось влияние пифагоризма. Средняя и Новая Академии (Аркесилай, Карнеад) стояли уже на позициях скептицизма. Затем Академия переходит на позиции эклектизма, а в 4-5 вв. по Р.Х. стаовится неоплатонической.
ЭКЛЕКТИЗМ
Это учение представляло собой попытку восстановить авторитет разума и выбрать из различных учений наиболее бесспорные и объективно-истинные положения, поскольку в каждом учении есть что-то правильное. Оно было распространено среди академиков, стоиков, перипатетиков, скептиков.
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Иудей Филон
из Александрии синтезировал иудейское
миросозерцание с элементами платонизма
и стоицизма. В его представлении
Бог – трансцендентная