Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:42, научная работа
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал
– Общее понятие Экзистенциализма
1.1 - Содержание учения Экзистенциализма
1.2. - История и представители
2. – Понятие Атеистического Экзистенциализма
2.1 – Разделение Атеистического и Религиозного
3. – М. Хайдеггер
3.1 – Биография
3.2 – Философские воззрения
3.3 – Основные труды
4. – Ж. – П. Сартр
4.1 – Биография
4.2 – Философские воззрения
4.3 – Основные труды
5. – А. Камю
5.1 – Биография
5.2 – Философские воззрения
5.3 – Основные труды
6. – Экзистенциализм в литературе
6.1 – Общее понятие
6.2 – Экзистенциализм в романе И. Тургенева «Отцы и дети».
6.3 – Экзистенциализм в рассказе Ж.-П. Сартра «Стена».
7. - Литература
Тема: Атеистический экзистенциализм
и
его ярчайшие представители
Содержание:
1.1 - Содержание учения Экзистенциализма
1.2. - История и представители
2. – Понятие
Атеистического
2.1 – Разделение Атеистического и Религиозного
3. – М. Хайдеггер
3.1 – Биография
3.2 – Философские воззрения
3.3 – Основные труды
4. – Ж. – П. Сартр
4.1 – Биография
4.2 – Философские воззрения
4.3 – Основные труды
5. – А. Камю
5.1 – Биография
5.2 – Философские воззрения
5.3 – Основные труды
6. – Экзистенциализм в литературе
6.1 – Общее понятие
6.2 – Экзистенциализм в романе И. Тургенева «Отцы и дети».
6.3 – Экзистенциализм в рассказе Ж.-П. Сартра «Стена».
7. - Литература
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Одним из
первых термин «экзистенциальная философия»
(нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931
в работе «Духовная ситуация времени».
Экзистенциализм разделен на религиозный
(Карл
Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Мартин Хайдеггер, Ж.-П. Сартр).
Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра генетически восходит к феноменологии Гуссерля.
Экзистенциальная философия — это философия бытия человека
Основная
категория философии
В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Значительное
место в философии
В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:
В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:
Нашел своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции:
В 1940—1950-е
годы экзистенциализм получил
Австрия:
Италия:
Испания:
В США идеи экзистенциализма популяризировали:
Великобритания:
К экзистенциализму
близки религиозно-философские
Французский персонализм:
В немецком протестантизме — диалектическая теология:
Своими
предшественниками
2.) Понятие атеистического экзистенциализма
Между атеистическим экзистенциализмом (Ж.-П. Сартр, А, Камю, М.Хайдеггер) и религиозным (Г.Марсель, К.Ясперс) существуют концептуальные расхождения. Для представителей первого экзистенция автономна и не детерминирована ни высшим сверхличным началом, ни законами истории. Существование представляется как некая замкнутость, где фактически нет ничего, кроме свободы. Конец экзистенции – смерть. По мнению А.Камю, мыслящая личность неизбежно постигает абсурд как свой «вечный удел» на земле. Образом человеческой жизни для него является труд царя Коринфа Сизифа, осужденного постоянно поднимать на гору один и тот же камень.
Религиозные экзистенциалисты
видят выход в
3.) Мартин Хайдеггер
Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе (в 80 км югу от Штутгарта). Вырос в небогатой католической семье, учился в гимназиях в Констанце и Фрайбурге. Поступает на теологический факультет Фрайбургского университета.
1911 году Мартин переходит на философский факультет и заканчивает его в 1923 году, защищает две диссертации — «Учение о суждении в психологизме» и «Учение Дунса Скотта о категориях и значении».
Не участвовал в Первой мировой войне из-за проблем со здоровьем.
С 1915 года работает приват-доцентом на теологическом факультете Фрайбургского университета.
С 1923 года преподаёт в Марбургском университете. За годы работы в Марбурге Хайдеггер получает широкую известность, в частности после выхода в 1927 году трактата «Бытие и время». К этому периоду относятся также такие труды, как «Кант и проблема метафизики», «Что такое метафизика», «О сущности основания».
В 1928 году возвращается во Фрайбург и занимает кафедру ушедшего в отставку Гуссерля;
Информация о работе Атеистический экзистенциализм и его ярчайшие представители