Буддийская картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

Буддийская картина мира представляет собой психокосм, то есть описание мироздания с точки зрения того, кто его воспринимает.

В основе буддийской космологии лежит общемифологическое представление о мировой оси, воплощении закона мироздания, благодаря которому мир отделен от внешнего хаоса. Мировая ось мыслится максимальным средоточием блага и порядка. Соответственно в мифологических системах она часто принимает вид мировой горы. Именно так обстоит дело в буддизме, заимствовавшем из индийской мифологии образ мировой горы Меру (Сумеру).

Вложенные файлы: 1 файл

Космология буддизма.docx

— 34.80 Кб (Скачать файл)

Буддийская  картина мира представляет собой  психокосм, то есть описание мироздания с точки зрения того, кто его воспринимает.  
 
В основе буддийской космологии лежит общемифологическое представление о мировой оси, воплощении закона мироздания, благодаря которому мир отделен от внешнего хаоса. Мировая ось мыслится максимальным средоточием блага и порядка. Соответственно в мифологических системах она часто принимает вид мировой горы. Именно так обстоит дело в буддизме, заимствовавшем из индийской мифологии образ мировой горы Меру (Сумеру). 
 
В архаичных мифологиях на вершине мировой горы обитают благие боги. Эта идея была довольно сложным образом трансформирована буддизмом, который не отрицает существования богов как Индии, так и всех стран, куда Учение Будды пришло позднее, однако, согласно буддийской космологии, все эти боги не покидают сансары и так же смертны, как и люди, с той лишь разницей, что живут неизмеримо дольше.  
 
В мифологии мировая ось служит своеобразной лестницей между тремя мирами – верхним (божественным), средним (человеческим, земным) и нижним (преисподней, адом). Несмотря на кажущуюся универсальность концепции этих трех миров, в индийской мифологии она возникла сравнительно поздно, и в гимнах Ригведы представлений о преисподней нет, хотя идея трех миров присутствует: это небо, воздушное пространство и земля. 
 
Это нижний уровень буддийского макрокосма – камадхату, мир страстей. Выше его располагается мир форм – рупадхату, а над ним наивысший уровень –арупадхату, мир без форм. Если отвлечься от мифологических форм выражения, то мы легко поймем, что перед нами картина духовного роста – от обычного человека, раба своих страстей, до личности, всё более восходящей по пути к Просветлению. Для человека, не подготовленного к восприятию в философских терминах, буддизм объясняет это через буквальные, зримые образы – от уровня к уровню существа живут всё более счастливо и долго; идея духовного роста передается через описание высших существ как буквально непомерно высоких. 

 

 

логия буддизма

Буддийская картина мира представляет собой психокосм, то есть описание мироздания с точки зрения того, кто его воспринимает. О чем бы не говорил Будда и великие учителя, речь всегда идет об одном: о процессах, происходящих в человеческом сознании, и о том, как эти процессы можно подчинить контролю, чтобы избавиться от страданий.

Никакой "объективной" картины мира (в  европейском понимании этого  слова) учение Будды не предлагает. И материал, изложенный в этой главе, невозможно воспринимать буквально. Более  того, этого ни в коем случае не нужно  делать! Вот что сказал по этому  поводу Далай-лама, выступая 13 марта 1993 года на конференции западных учителей буддизма: "Великие индийские  учителя ясно показали, что буддийский подход должен всецело основываться на фактах и исследованиях. Если в  Учении Будды мы обнаружили нечто, не согласующееся с реальностью, мы имеем право отклонить это  и не принимать буквально. Если единственным критерием для буддиста была бы вера в существование горы Меру, я не был бы буддистом".

Итак, что же представляет собой буддийская космология? Ее можно воспринимать как наивно-мифологическую систему, чрезвычайно усложненную, совершенно фантастичную и… бесполезную. Но, если понять, что эта пирамида миров  отнюдь не "объективная", что это  – описание восхождения духа к  Просветлению, что странные цифры  роста и возраста небожителей - только символы отличия духовной личности от профанной, тогда вся космологическая концепция становится ясной, логичной и необходимой на пути духовного роста.

В основе буддийской космологии лежит общемифологическое представление о мировой оси, воплощении закона мироздания, благодаря которому мир отделен от внешнего хаоса. Мировая ось мыслится максимальным средоточием блага и порядка. Соответственно в мифологических системах она часто принимает вид мировой горы. Именно так обстоит дело в буддизме, заимствовавшем из индийской мифологии образ мировой горы Меру (Сумеру).

В архаичных  мифологиях на вершине мировой горы обитают благие боги. Эта идея была довольно сложным образом трансформирована буддизмом, который не отрицает существования  богов как Индии, так и всех стран, куда Учение Будды пришло позднее, однако, согласно буддийской космологии, все эти боги не покидают сансары  и так же смертны, как и люди, с той лишь разницей, что живут  неизмеримо дольше.

В мифологии  мировая ось служит своеобразной лестницей между тремя мирами – верхним (божественным), средним (человеческим, земным) и нижним (преисподней, адом). Несмотря на кажущуюся универсальность  концепции этих трех миров, в индийской  мифологии она возникла сравнительно поздно, и в гимнах Ригведы представлений о преисподней нет, хотя идея трех миров присутствует: это небо, воздушное пространство и земля.

Буддийская  космология отчасти сходна. Мироздание так же представляется троичным, и  подземный мир не имеет самостоятельного космологического статуса, объединяясь  с земным. Это нижний уровень буддийского  макрокосма – камадхату, мир страстей. Выше его располагается мир форм – рупадхату, а над ним наивысший уровень – арупадхату, мир без форм. Если отвлечься от мифологических форм выражения, то мы легко поймем, что перед нами картина духовного роста – от обычного человека, раба своих страстей, до личности, всё более восходящей по пути к Просветлению. Для человека, не подготовленного к восприятию в философских терминах, буддизм объясняет это через буквальные, зримые образы – от уровня к уровню существа живут всё более счастливо и долго; идея духовного роста передается через описание высших существ как буквально непомерно высоких.

Итак, на уровне обыденного создания мы говорим  о существах, живущих на определенном уровне того или иного мира; для человека, мыслящего философски, речь идет о существах,переживающих состояние – от ада до высшего духа. Это постоянно следует держать в сознании, читая описание Трех Миров, к которому мы и переходим.

Согласно  учению Будды, наше Трехмирье – не единственное, таких миров бесчисленно много, но все они сходны по своей структуре. Миры не имеют творца (поскольку благой Бог не может сотворить мир, полный страданий); причина их существования - энергия совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла, а космические циклы времени сменяют друг друга безначально, и время представляется скорее круговым, чем линейным. Вопрос о том, имеет ли мир начало, равно как и вопрос о бесконечности мира, относится к “не имеющим ответа”, то есть тем, на которые Будда не давал ответа, храня “благородное молчание”: “Недоступно мысли, о монахи, начало сансары. Не могут ничего знать о начале сансары существа, что, будучи объяты неведением и охвачены страстью, блуждают в ее круговороте от рождения к рождению”.

Буддийская  космогоническая концепция в  общих чертах такова. В акаше, бесконечном пространстве возникают некие слабые ветерки, постепенно превращающиеся в могучий ураган, который затем сгущается до “алмазной твердости” и затвердевает в форме диска, на котором затем возводится новый мир. Именно этот окаменевший ветер представляет собой энергию совокупной кармы существ предыдущей вселенной. Затем возникает небесный дворец, где находится Брахма, а вокруг него – тридцать три бога мира желаний (камадхату). Златоцветные облака низливают дождь, который постепенно образует мировой океан. Из океана поднимается гора Сумеру и четыре континента вокруг нее. Позже всех в преисподней и на окраинах мироздания возникают ады.

Эволюция  человечества описывается в формах, отчасти заимствованных из индуистской  мифологии, отчасти напоминающих современные  представления о возникновении  собственности и государства. Изначальное  человечество мыслится полубожественным, люди живут по 84 тысячи лет и питаются неким “земляным пирогом”, причем они могут обходиться без пищи, но аромат этого пирога так привлекателен, что люди в конце концов съедают его полностью. К этому времени срок их жизни сокращается, их тела грубеют, формируются органы пищеварения и они уже не могут обходиться без еды. Люди начинают выращивать рис; однако его не хватает на всех, люди начинают проводить межи – и возникает представление о собственности. Разграничение собственности приводит к воровству, а воровство – к беспорядкам и столкновениям между людьми. Чтобы положить предел усобицам, люди решают избрать самого достойного в цари; царь же находит себе помощников. Так формируется воинское (кшатрийское) сословие. В это время в мире появляется первый будда (всего в течение нашей кальпы их должно придти тысяча; Шакьямуни по разным источникам – четвертый или пятый).

Эта космология еще раз свидетельствует о  принципиальной ориентации буддизма на кшатриев (возникновение брахманов  практически не описывается, лишь говорится, что они были склонны к уединенным размышлениям). Кроме того, четко  видно, что буддизм отрицает ведическую идею божественного происхождения  каст.

Затем сменяет друг друга несколько  периодов “убывания” и “возрастания”, когда срок человеческой жизни сначала  сокращается до десяти лет, а затем  возрастает вновь до 84 тысяч. Буддизм  напрямую связывает это с колебанием уровня агрессии и дружелюбия в мире; так, люди, проходящие весь жизненный  цикл всего за десять лет, так ненавидят  друг друга, что не выносят даже вида и при первой же встрече пытаются убить, они разбредаются по лесам  и живут в полном одиночестве. Если отвлечься от явной гиперболизации агрессии и деградации человечества, то обрисованная картина должна быть признана совершенно точной, поскольку  сейчас уже наукой доказано, что  агрессия сокращает срок жизни, а  положительные эмоции – продлевают.

В течение  махакальпы, то есть мирового периода сменяется восемьдесят периодов “возрастания” и “убывания”, объединенные в четыре кальпы – пустоты (от разрушения одного мира до начала формирования другого), формирования, пребывания (когда мироздание стабильно существует) и разрушения. Будды появляются во время кальпы пребывания; в эту же эру в мире могут явиться чакравартины (“поворачивающий Колесо”, титул царя-миродержца). Чакравартин подобен будде тем, что обладает 32 признаками великого человека, его правление всегда ненасильственно: чакравартина с золотой чакрой люди сами молят, чтобы он ими правил, чакравартин с серебряной чакрой собирает войска, но не успевает их двинуть в поход, потому что все государства признают его власть, чакравартину с железной чакрой враги сдаются без боя. Однако одновременно будда и чакравартин появиться не могут; в легендах о Сиддартхе Гаутаме это отражено как пророчество Аситы.

Когда приходит время разрушения мира, то распад идет снизу вверх – первыми  уничтожаются ады, последним в огне гибнет дворец Брахмы. Наступает кальпа пустоты – и весь цикл повторяется.

Такова  основная буддийская космогоническая  концепция. Позже, уже при возникновении  махаяны, велись споры о том, могут  ли рано или поздно все существа достичь нирваны, так что сансара  перестанет существовать. Одни буддийские школы признавали эту возможность, другие отстаивали мысль о том, что сансара не только безначальна, но и бесконечна.

Теперь  мы перейдем к подробному рассмотрению всех уровней буддийской вселенной, не забывая о том, что перед  нами лишь символы духовного пути. Поскольку это путь возвышения духа, то мы начнем его с нижних уровней.

Мир желаний (камадхату) населяет большинство живых существ, от богов до мучеников ада. Всех их объединяет то, что они поглощены жаждой обладания чувственными объектами или господства над ними (мученики ада, преты, животные были поглощены в предыдущей жизни).

Уровни  бытия характеризуются относительно человеческого, поскольку только человек  способен осознать необходимость выхода из сансары и практиковать для  этого. Страдания мучеников адов, голодных духов-претов и животных сильнее человеческих, но эти существа не способны практиковать. Что касается богов и асуров, то они, имея условия для практики, не задумываются о ее пользе. Поэтому человек не должен растрачивать жизнь понапрасну, хотя бы из опасения переродиться в страшном аду. Ужасные картины адов предназначены, с одной стороны, для людей с неразвитым сознанием, которым иначе не объяснишь необходимость практики; с другой стороны, это описание того, что происходит в душе человека, подвластного омрачениям. Именно так характеризовал ады великий буддийский философ V века н.э.Васубандху, который в “Абхидхармакоше” писал об аде как о конкретном “местопребывании”, а в “Двадцати стихах о только лишь сознании ” (“Вимшатика виджняптиматра сиддхи”) определял ад как ментальную иллюзию, объективацию сознания человека, подверженного страстям.

Итак, для одних говорится о том, что их тело обречено на адский пламень, а другие осознают, что это сознание охватит огонь мучительного раскаяния  о былом.

В буддийской космологии – четыре рода адов: Великий  Ад живых существ, соседние ады, холодные ады, кратковременные ады.

Великий Ад живых существ мыслится находящимся  под материком Джамбудвипа (“наш” мир; а также название Индии) на расстоянии 32 тысяч йоджан, его составляют восемь адов, каждый ниже другого на четыре тысячи йоджан. Сверху вниз они таковы.

Ад  повторяющегося оживления, где существа пронзают друг друга разнообразным  оружием, возникающим в соответствие с их кармой; когда они падают замертво, голос с небес велит  им встать – и они продолжают битву.

Чернолинейный ад, где стражи ада наносят черные линии на тела родившихся в этом аду, а затем рассекают по этим линиям.

Раздавливающий  ад, толпу родившихся в котором  втискивают в ущелье между двумя  железными горами, похожими на морды  львов, тигров, слонов, коз, лошадей; горы сдвигаются, раздавливая. Затем мучеников  оживляют и давят прессом, как сахарный тростник; затем, оживив, расплющивают огромной железной глыбой.

Ад  стенаний и ад громких стенаний, где существа сгорают в железных домах.

Жаркий  и очень жаркий ады, где существ варят в огромном котле, сажают на раскаленный железный кол или трезубец, расплющивают молотом. В очень жарком аду тело завертывают в раскаленный железный лист, бросают в железный котел, наполненный кипящей едкой жидкостью; когда от существа остается один скелет, его извлекают и через некоторое время кожа, плоть и кровь вновь появляются – и всё повторяется сначала.

Информация о работе Буддийская картина мира