Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:39, реферат
Как феномен бессознательного веру можно охарактеризовать понятием психологической установки. В ее основе лежит личный опыт, а также потребности, желания, чувства человека. Особое место среди них занимает любовь. Как правило, человек верит в то и в того, что и кого любит. Человек верит потому, что ему хочется верить, и он не нуждается в оправданиях своей веры. Этим объясняется устойчивость этого состояния. Сложившееся верование с трудом корректируется и подвергается коренному изменению при столкновении с противоречащими фактами и контраргументами. Наиболее выпукло социально-организованная вера представлена в религии, которая покоится на вере в высшее, сверхъестественное начало, или в бога.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Религиозная вера………………………………………………………...4
Глава 2. Вера как гносеологический феномен…………………………………13
Глава 3. Вера в жизни человека…………………………………………...........30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33
Вера как гносеологический феномен носит всеобщий характер, выступая необходимым элементом процесса индивидуального и социального познания. Она пронизывает индивидуальное и общественное сознание, знаменуя собой специфическое видение индивидом проблем общества и требование общества к видению индивидом различных проблем объективной и субъективной реальности. Научная вера, как и другие веры, является формой проявления веры как таковой. Каждая из форм веры отражает свой специфический предмет, отличающий одну веру от другой. Это отличает политическую веру от веры правовой и т. д.
Вера представляет собой единый процесс бытия и познания, она несет в себе востребованное знание независимо от того, какое это знание - новое или устаревшее. Вопрос в том, что делает устаревшее знание востребованным. На этот вопрос ответить трудно. Одна вера живая, развивающаяся, другая не может существовать без постоянной реанимации. Продолжается жизнь, и жизнь, сменяя поколением поколение, совершенствует живую веру, изменяет ее, наполняя новым содержанием. Вместе с тем жизнь несет на своих плечах веры, которые свой век отжили, и создает для них видимость жизни. Только в одном случае вера как знание зовет к новым свершениям в познании, к новому знанию. В другом случае вера тормозит познание, поскольку знание, составляющее содержание такой веры, выступает фактором, который претендует на специфическое объяснение всего и вся, утверждая первенство знания, содержащегося в вере, по отношению к знанию, которым описывается мир и сам феномен веры, как это имеет место в вере религиозной.
Вера в живом ее варианте независимо от ее соответствия действительности играет важную роль в познании:
- во-первых, вера идет за отражением действительности и представляет собой форму осмысления мира, объективной и субъективной реальности;
- во-вторых, вера выступает ступенью познания на непрерывном пути восхождения от простого к сложному, от сложного - к более сложному. Вера знаменует устойчивое в изменчивом и служит временной опорой для следующего шага на пути познания;
- в-третьих, вера выступает необходимым элементом мыслительной деятельности, выражая собою типовое, проверенное знание, знаменуя тем самым проявление закона экономии мышления;
- в-четвертых, вера при обособлении своего знания от других видов знания претендует на исключительность и абсолютность, мыслимость именно того знания, которое составляет содержание конкретной веры, оттесняя в область немыслимого все иное знание, которое не отвечает мировоззренческим установкам субъекта веры;
- в-пятых, вера препятствует получению знания, которое противоречит положениям конкретной веры, способствует поиску аргументов, обосновывающих стремление к занятию и удержанию лидирующих позиций адептов данного направления конкретной веры и принижению соперников;
- в-шестых, вера способна создавать иллюзию завершенности знания о предмете познания, компенсировать собой недостающие знания.
Вера - это гносеологический феномен, позволяющий человеку упростить процесс его бытия за счет отказа от постоянной проверки и перепроверки знания о тех или иных сторонах объективной и субъективной реальности.
Значительно реже встречается вера человека не в какую-то внешнюю силу, стоящую над ним, а в свое предназначение, в свои силы и возможности. Такую веру очень легко отличить от самоуверенности, которая слетает с человека, как шелуха, при первом серьезном жизненном испытании.
Вообще вера в жизни человека играет намного большую роль, чем знания. Если наука опирается на факты и объективный анализ, то вера связана с субъективным переживанием истины. Если это переживание вошло в душу человека, то оно рождает веру. То есть вера результат переживания, и это переживание может быть организовано.
Лидеры религиозных сект, политические фанатики, всякого рода экстрасенсы, колдуны и целители являются талантливыми организаторами такого рода переживаний. Так, руководители печально известного «Белого братства» несколько лет назад гарантировали конец света.
Сотни молодых людей в белых одеждах с чистыми и одухотворенными лицами вышли на улицы практически всех городов России. Многие из них до сих пор продолжают находиться в психиатрических лечебницах. Беда в том, что они поверили не тому, кому нужно. Хотя есть все основания предполагать, что их неокрепшее сознание было перепрограммировано, а мысли закодированы. Но удивляет другое.
Подойдя к этим юношам и девушкам, можно было услышать их однообразные доказательства пришествия антихриста и прочее и увидеть, что они счастливы, ощущают свою избранность, причастность к высшим силам и смотрят на других с жалостью. Воистину, кто уверовал, тот и счастлив.
Ведь знания, будучи только объективной данностью, играют очень незначительную роль в мотивации деятельности человека, пока не превратятся в веру. Дело в том, что знания сами по себе, в чистом виде, очень инертный элемент нашей психики. Они впущены внутрь нас как нечто чужеродное.
И только те знания, которые
превратились в субъективный фактор
(доверие, веру, убеждения), становятся
«плотью и кровью» нашей
«У каждого из нас можно отнять все - имущество, семью - и хотя это крайне тяжело, но человек выдержит и останется человеком до той поры, пока у него не отнимут веру». В данной работе была предпринята попытка изучения понятия веры. Для этого были рассмотрены такие понятия как религиозная вера, научная вера, знание.
В результате анализа имеющейся по данной теме литературы можно прийти к выводу, что изучаемый вопрос охватывает проблемы, не имеющие однозначного определения, поэтому в данной работе приводятся различные, даже противоречащие друг другу точки зрения.
Но, подводя итог, можно сказать, что вера играет огромную роль в нашей жизни. Человек не может без нее существовать. Она является основой, стержнем человека.
1. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций
/ В.М. Хачатурян.- М.:
2. Энциклопедия. Т. 6. Религии мира. Ч. 1. - М.: Аванта+, 2006.
3. Голдстейн, М. Как мы познаем / М. Голдстейн, И.Ф. Голдстейн // сокр. пер. с англ. - М., 1984. - 256 c.
4. Емелях, Л. И. «Загадки» христианского культа / Л.И. Емелях.- Л.: Лениздат, 1985. - 192 с.
5. Садовничий, В. А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире / В.А. Садовничий // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 8, 10
6. Толстой, Л. Н. Путь жизни / Л.Н. Толстой. - М., 1993. - 215 с.
7. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории / пер. с нем. - М., 1991. - 429 с.
8. Бобков, А. Доктрина высшего смысла бытия / А.Бобков // Наука и религия. - 2005. - № 8. - С. 9.