Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:44, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение философии и научного знания.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия философии и науки.
Определить взаимодействие философии и научного знания.
Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Основные понятия философии и науки…………………………………4
1.1 Понятие науки……………………………………………………………4
1.2 Развитие науки…………………………………………………………...6
1.3 Понятие философии……………………………………………………..8
1.4 История философии……………………………………………………..9
1.5 Развитие представлений об отношении философии и науки………..11
1.6 Философия и наука в единстве и отличии……………………………13
1.7 Познание как форма активной интеллектуальной деятельности человека. Роль философии в формировании научного знания………………….15
Раздел 2. Взаимодействие философии и научного знания………………………21
2.1 Роль философии в построении научных теорий……………………..21
2.2 Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания……………………………………………………..22
2.3 Философские основания науки………………………………………..23
2.4 Соотношение философии и научных знаний………………………...24
2.5 Взаимодействие научных знаний и философии……………………...26
2.6 Промежуточные формы взаимодействия науки и философии……...28
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиографический список………………
Достижения в раскрытии теории
познания, уточнение представлений
о его чувственной и
Эмпиризм (от греческого слова empeiria - опыт) - такое философское сторонники которого чувственный опыт считают единственным источником знания.
Возникновение эмпиризма своими корнями уходит в эпоху философии Нового времени. Особенно широкое распространение эмпиризм получил в учениях философов-идеалистов в XIX веке. Именно тогда он был положен в основу теории познания многих философских течений, и, прежде всего позитивизма и родственных ему направлений.
Противоположное эмпиризму направление - рационализм (от латинского слова rationalis - разумный). Его сторонники пытались уподобить истины, лежащие в основе всякого знания и якобы обосновывающие себя, ясным и отчетливым математическим формам.
Философская суть рационализма проявляется в утверждении, что разум - основа бытия, познания и морали.
Широкое распространение термин «рационализм» получил же в XIX веке. В своем большинстве выразители рационалистической философии настаивают на оценки, согласно которому всякая реальность имеет в себе самой или в начале, от которого она исходит, достаточное основание для собственного бытия.
Подобная трактовка
Рационализм подразделяется на онтологический и гносеологический. Онтологический рационализм утверждает разумность бытия, наличие в бытие некоего разумного начала. Гносеологический - объявляет разум главной формой познания.
В противовес чувственному созерцанию эмпириков рационалисты (Декарт, Лейбниц, Спиноза) выдвинули идею сверхчувства. Издержки подобного подхода сказались в абсолютизации понятия «интеллектуальная интуиция», посреди которой разум, беря опоры на опыт и минуя чувственные данные, приходит к непосредственному постижению сущности бытия.
Противостояние эмпиризма
и рационализма оставило заметный след
в истории философии. И хотя понимание
действительных причин имевшего место
заблуждения позволяло
Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по различным основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т. п.
Эмпирический - это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования.
Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.12
Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.
Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизма - своеобразной реакции на узкий эмпиризм - игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания.
Достижения в раскрытии
природы познания, уточнение представлений
о его и чувственной
Поскольку для философских вопросов характерна радикальность, т. е. исследуется не та или иная причинно-следственная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому, то можно сделать вывод о том, что философия играет роль в формировании научного знания.
Поскольку исследование экономического пространства входит в категорию научного знания, то рассмотрение роли философии в формировании научного знания должно быть интересно для экономистов.
Таким образом, как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем.
И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку
Раздел 2. Взаимодействие философии и научного знания
2.1 Роль философии в построении научных теорий
Специфическая роль философии в научном познании состоит в том, что сама философия выступает как орудие или способ познание, наделяющего субъект познания способностью к теоретическому мышлению. Речь идет о том, что ученые осознанно или неосознанно поднимаются на уровень теоретического осмысления бытия и сущности познания, что как только перед ученым раскрывается это осмысление бытия, то можно говорить, что в сознании данного ученого присутствует философия.
Философия формулирует тот основной инструментарий теоретического мышления, сам метод построения теории, который в наиболее общей форме выступает как восхождение от абстрактного к конкретному и результатом этого является построение теории.13
Вообще, логика сумела выделить общие элементы построения теории. Логическая схема теоретического познания достигается благодаря философским исследованиям. Вообще философия выявляет основания математики и логики, без которых современная наука немыслима, и показывает, к чему они сводятся. Они сводятся в принципе к универсальным аспектам бытия, к наиболее общим законам существования. Можно сказать, что современная математика и логика основаны на том, что весь мир подчиняется некоторым общим законам.
Философия, таким образом, создает базисные предпосылки создания новой теории тем, что она в результате систематических, обобщающих усилий позволяет актуализировать те термины, понятия, представления, которые были в истории познания, которые в виде определенной картины мира «витали» в сознании ученого. Она помогает ему обратиться, к тем, пока еще аморфным с точки зрения конкретной науки, но качественно определенным с точки зрения философии понятиям, конкретизировать и взять их, как исходный материал для построения науки.
2.2 Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания
Основания науки имеют многослойное строение. Можно выделить три структурных элемента в основаниях науки:
1. Идеалы и нормы научного познания
2. Философские основания науки
3. Научная картина мира
Идеалы науки – это ценностные ориентации научного мышления ученых, которые занимаются наукой. Ценности есть общезначимые образцы, нормы, которые предъявляются к научному исследованию.
Идеалы и нормы науки
носят исторически
Идеалом понимания причинности в неклассической науке (конец XIX-XX вв.) является статистическая трактовка причинности. Здесь причинность носит вероятностный характер – события жестко не предопределены. Большое значение в наступлении того или иного события придаётся случайности.
Основные идеалы и нормы научного познания:
1. Непротиворечивость – речь идёт о формальной непротиворечивости, т.е. одно высказывание в сфере мышления не должно противоречить другому высказыванию.
2. Принципиальная проверяемость – верификация. Данная ценность особенно значима в науках, которые имеют дело с конкретными фактами в виде определенных наблюдений, экспериментов.
3. Принципиальная возможность фальсификации, т.е. допущение возможности опровержения того или иного научного положения.
4. Организованность и
системность. Это значит, что каждый
новый результат науки
5. Принцип точности – этот идеал ориентирует ученого на выражение результатов исследования в точной количественной математической форме. Данный идеал особенно ценится в естественных и технических науках.
6. Принцип преемственности в развитии научного познания.
Ученые должны стремиться к пониманию связи своей теории с предшествующими теориями. И. Ньютону принадлежит высказывание: «Я стоял на плечах гигантов».
7. Идеал научного объяснения – задача науки состоит в адекватном объяснении мира.
8. Идеал предсказания – наука ценится, когда может предсказывать явления и события.
9. Для современной
науки особо ценным является
идеал возможности
2.3 Философские основания науки
На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является праматерью всех наук. Две с половиной тысячи лет назад возникла единая система знаний – философия, которая включала в себя и научную проблематику. Первые философы были одновременно и учёными.
Философские основания включают в себя четыре вида оснований:
1. Онтологические основания. Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и т.д.
2. Гносеологические основания. Философия, а вернее значительная часть ее представителей, говорит о возможности объективной истины, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека.14
3. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод герменевтики – искусство, умение трактовать, правильно понимать текст.
4. Аксиологические основания.
Естественные науки в целом
безразличны к ценностям,
Примером влияния философских оснований на развитие науки является история с атомистическим учением Демокрита. Демокрит выдвинул идею о том, что мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте.
2.4 Соотношение философии и научных знаний
При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.
Первый аспект. Нельзя
отрицать научного характера философии
вообще как одного из мощных потоков
развития человеческого знания и
культуры. И если к ней подходить
не только со стороны конкретных концепций,
а рассмотреть с позиции
Информация о работе Взаимодействие философии и научного знания