Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:39, реферат
Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось очень сложно, так как «даосизм» – понятие весьма многомерное и неоднозначное.
Само слово «Дао» вовсе не является исключительным достоянием даосизма.
С позиции базовых философских понятий можно сказать, что фэн-шуй доводит искусственно созданные вещи и внешние аспекты жизни до совершенства, используя знание законов природы. Гармонично построенный и правильно расположенный дом будет выглядеть привлекательно и обеспечит поток сбалансированной энергии. Фэн-шуй говорит о том, что философия даосизма не отказывается от бытовых аспектов жизни, а применяет базовые метафизические концепции на практике с целью улучшения энергетики и обеспечения достойных условий жизни.
Ву-вей обозначает воздержание от активных действий. Этот термин можно перевести, как невмешательство, хотя это понятие не подразумевает абсолютной пассивности. Наоборот, это действие, но осуществлённое в соответствии с двумя принципами:
- ни одно усилие не должно быть потрачено даром;
- не следует делать ничего противоречащего законам природы.
Таким образом, ву-вей можно перевести, как спонтанное или естественное действие, действие, которое человек совершает интуитивно, не планируя. Это действие мотивированно реальными обстоятельствами. Часто человек поступает вопреки своей натуре с целью – доказать какую-либо идею или принцип. В такой ситуации возникают личностные противоречия: эмоции подсказывают одно, рациональное начало – другое, сознание – третье. В таких условиях поступок малоэффективен и неестествен, так как является результатом компромисса между разными сферами сознания. Действуя же согласно ву-вей, человек не задаётся вопросом правомочности поступка, а просто совершает его. Человек должен действовать только тогда, когда заранее известно, что его поступок эффективен. Если все предпринимаемые усилия заранее обречены, то действовать вообще не стоит. Ву-вей – это качество, которое позволяет непредвзято смотреть на вещи, искусство быть сами собой, навык естественного поведения и уверенности в своих силах. Ву-вей проявляется тогда, когда человек не придерживается условных стереотипов поведения и не задумывается над тем, что делает. То есть человек подчиняется приказам подсознания, не теряя времени на логический анализ и сознательную оценку ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек, действующий естественным образом, отказывается от этических стереотипов. Этика подразумевает рациональное осмысление поступка и пути его осуществления. В большинстве случаев нравственная оценка осуществляется уже после совершения поступка, результат которого говорит сам за себя. Сознание человека подвержено влиянию социальных и религиозных правил и запретов. Пытаясь определить моральность своего поступка, человеку приходится обдумывать заранее и оценивать последствия.
В этом смысле даосы не являются приверженцами нравственных норм. Совершая тот или иной поступок, человек не должен останавливаться на полпути, чтобы оценить последствия и вспомнить о правилах поведения. Этические критерии необходимы тем, кто не ощущает Дао. Неестественные поступки являются насилием над человеческой природой и нарушают гармония Дао. Даосизм предлагает жизненную философию естественного поведения, которое минимизирует негативный опыт.
В представлениях даосов личность человека является прямым выражением его дэ. В качестве главной цели рассматривается достижение состояния единения с миром, то есть возврат к первоисточнику – Дао. Постижение реальности и данной цели строго индивидуально и не несёт никакой социальной составляющей. Даосы ставят превыше всего интересы личности, а не общества. Человек не должен руководствоваться внешней мотивацией, будь то общественная мораль, ожидание поощрения или осуждения. Это не означает, что произвольные поступки обязательно антиобщественны и совершающий их человек не принимает во внимание интересы окружающих. Смысл немотивированного действия заключается в отсутствии заинтересованности в результатах этого действия.
Даосы считали, что не существует добра и зла, и эти категории проявляются в зависимости от обстоятельств и личных черт участников событий. Это не означает, что даосы абсолютно свободны от каких-либо моральных обязательств. Их учение направленно на подготовку человека к освобождению от устаревших нравственных стереотипов. Даосизм утверждает, что спор принципиально неразрешим, так как человек, взявший на себя роль судьи, вынужденно принимает сторону одного из спорщиков и тем самым поддерживает его точку зрения. То есть, как только дело касается нравственного выбора, критерий оценки становится относительной величиной, потому что сколько людей, столько и мнений.
Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления. Идеалом даосов является существование, свободное от страстей и амбиций. Однако серьёзным препятствием на пути к освобождению от мирских желаний является образование, так как знание увеличивает привязанность к желаниям и амбициозные устремления. Даосы разработали теорию мышления, которая препятствует повышению интеллектуального и образовательного уровней. Естественная простота пю проявляется в спонтанных поступках ву-вей, отражающих природную гармонию. В процессе ву-вей личность выражается в своей первозданной простоте и единении с окружающим миром. В этом случае сознание не успевает проявить своё рациональное начало и подсознание берёт на себя функции управления личностью. Указанные качества способствуют осознанию природы всех живых существ и места человека в этом мире. Одному даосскому философу Чжуан-цзы приснилось, что он – бабочка и, проснувшись, он задал себе вопрос: «Как я знать, снился ли человек спящей бабочке или спящему человеку снилось, что он бабочка?».
Идея естественной гармонии воплощена во многих аспектах китайского искусства. Например, в работах пейзажистов горы (ян) как правило уравновешены каким-либо водоёмом (инь). Художники намеренно создают впечатления динамичности своих сюжетов (процесса перемен), например, под напором корней деревьев скала покрывается трещинами. Как правило. Люди и жилые строения занимают на картине определённое место и по сравнению с окружающим их величественным ландшафтом кажутся ничтожно маленькими. Согласно законам фэн-шуй, структура композиции сбалансирована, и люди изображаются в соответствии с направлением потока положительной энергии.
Даосизм проник во все сферы жизни Китая: искусство фэн-шуй добивается баланса между рукотворными предметами окружающей обстановки и естественной энергией потока ци; концепция инь и ян отражается в особенностях китайской кухни. Одни виды продуктов питания, например мясо, соответствуют принципу ян, другие, например овощи, - принципу инь. Всё, что подаётся на стол, должно выражать баланс инь-ян. Например, гарниром к мясу (ян) могут служить орехи (инь), а к любому мясному блюду должен подаваться чай (инь), но никак не крепкие напитки (ян). Наиболее известная даосская методика - комплекс упражнений тайцзи, который представляет собой набор последовательных движений, с помощью которых восстанавливается баланс инь-ян. Человек, освоивший эту технику, выполняет упражнения спонтанно и естественно, причём вызванный поток ци не контролируется сознанием. Это искусство возникло в XIV в. и обрело многочисленных поклонников, многие из которых не имеют понятия о его даосском происхождении.
Всё вышесказанное подтверждает практичность даосизма, материализующего свои теории в искусстве и повседневной жизни. При этом отчётливо прослеживается попытка воплощения метафизических идей и даосских принципов в явлениях культуры и особенностях национального характера.
Заключение.
Основателем философии Даосизма считается древнекитайский философ Лао-цзы, а основным трактатом является его книга «Дао-дэ цзин». Основные понятия даосизма: Дао, дэ, ци и мин. Дао означает Путь постижения законов природы, её закономерностей. В даосской космологии Дао выступает как первопричина и источник творения и в этом смысле трактуется как абсолютная, не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип. Даосизм призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао. «Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао», то, о чём можно говорить, называется дэ. Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения. Ци - материя, воздух, эфир, газ, дух, жизненная сила, заключённая во всём сущем, жизненная энергия. Совершенное состояние для человека - слияние с Дао, называется мин, то есть просветление.
Согласно философии даосизма, всё сущее находится в постоянном процессе изменений, уравновешенных Дао. Даосы уверены в непостоянстве, переменчивости мироздания. Неизменным остаётся лишь извечный принцип или закон (чан), управляющий процессом перемен. То есть, в жизни нет ничего более постоянного, чем перемены.
Даосизм признаёт существование двух основных начал в мире: инь и ян. Инь – это тёмной, женское, ян - это светлое, мужское начало. Так же как Дао устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нём. Базовая концепция даосизма: сбалансированный подход ко всем явлениям природы и корректировка в случае нарушения естественного равновесия. Данную концепцию выражает символ великого предела – тайцзи.
Даосы
считают, что мир в целом и
человек в частности
Ву-вей обозначает воздержание от активных действий, это действие, но осуществлённое в соответствии с двумя принципами: ни одно усилие не должно быть потрачено даром; не следует делать ничего противоречащего законам природы. Неестественные поступки являются насилием над человеческой природой и нарушают гармония Дао. Даосизм предлагает жизненную философию естественного поведения, которое минимизирует негативный опыт.
В представлениях даосов личность человека является прямым выражением его дэ. В качестве главной цели рассматривается достижение состояния единения с миром, то есть возврат к первоисточнику – Дао. Даосы ставят превыше всего интересы личности, а не общества. Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления. Идеалом даосов является существование, свободное от страстей и амбиций.
Китай
- одно из древнейших цивилизованных государств
мира. В далеком прошлом, четыре тысячи
лет назад, вслед за рождением рабовладельческого
строя, начинается история развития китайской
философии.
Уже в первобытном обществе появляются
первые ростки философии. Люди в первобытном
обществе, исходя из собственного трудового
опыта, стремились понять мир природы,
что послужило основой для зарождения
материалистических взглядов. Одновременно
из-за крайне низкого уровня развития
производительных сил, ограниченности
знаний об окружающем мире и бессилия
перед могучими силами природы появились
примитивные религиозные взгляды. Орудия
труда, оружие и предметы повседневного
обихода, находимые в могилах, относящихся
по времени к первобытнообщинному строю,
свидетельствуют о том, что у людей первобытного
общества уже появилось представление
о бессмертии души и они считали что, после
смерти душа продолжает существовать,
должна заниматься трудом, жить и охранять
себя. Кроме того, в условиях первобытнообщинного
строя зародилось представление о необходимости
поклонения духам предков.
Представление о существовании души у
человека было распространено и на животных,
растения и весь мир природы; считалось,
что все в природе имеет свою душу, что
все природные тела и явления: небо, земля,
солнце, луна, гром, ветер, горы, реки, птицы,
дикие звери и т. д., находясь в распоряжении
каких-то духов, проявляют свою силу, в
результате чего возникли тотеизм и поклонение
многим богам.
Однако в условиях первобытнообщинного
строя могли появиться лишь ростки философских
идей. Философия, как теория познания окружающего
мира, как сравнительно целостное мировоззрение,
зафиксированное в письменной форме, возникла
только в рабовладельческом обществе.
Говоря о китайской культуре,
мы привыкли рассматривать ее как
нечто единое и цельное. Однако, это
совершенно неверно применительно
к китайской древности. Подобно
тому, как сам Китай (тогда царство
Чжоу) был разделен, начиная с середины
I-ro тыс. до н.э., на множество отдельных,
враждовавших между собой царств, также
и культура его являла собой картину значительного
многообразия; существовало несколько
типов культур, только позднее сплавленных
в великом общекитайском синтезе.
В наибольшей степени отличались друг
от друга культуры севера и юга Китая.
Если для севера, давшего начало конфуцианству,
характерно внимание к этической проблематике
и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному
переосмыслению архаических основ цивилизации,
то на юге господствовала стихия мифопоэтического
мышления, процветала экстатичность шаманских
культов. И даосизм, созревший, видимо,
в лоне южной традиции, тем не менее соединил
в себе экзальтированную архаику юга и
рациональность севера. Первая дала ему
содержание, вторая наделила формой, предоставив
созданный ею философский способ освоения
действительности для выражения смутных
и неосознанных творческих потенций. Без
южной традиции даосизм не стал бы даосизмом,
без северной – не смог бы сказать о себе
языком великой культуры и книжной образованности.
Для традиционной китайской философии
была нехарактерна вера в бессмертие конкретно
души. Реальной признавалась только единая
психофизическая целостность живого существа.
Сам дух понимался вполненатуралистически:
как утонченная материально-энергетическая
субстанция (ци). После смерти тела
это “ци” рассеивалось в природе. К тому
же даосизм унаследовал от шаманизма учение
о множественности душ – животных (по)
и мыслящих (хунь). Тело выступало единственной
нитью, связывающей их воедино. Смерть
тела приводила к разъединению и гибели
душ. Поэтому уже в глубокой древности
огромное значение придавалось средствам
продления физической жизни, а долголетие
(шоу) стало одной из важнейших ценностей
китайской культуры.
Однако, даосизм не удовлетворился идеалом
простого физического, пусть даже и бесконечного,
продления жизни. Истинный даосский бессмертный
(сянь) в процессе движения по пути
бессмертия радикально трансформировал,
преображал свое тело, которое согласно
даосскому учению приобретало сверхъестественные
силы и способности: умение летать по воздуху,
становиться невидимым, одновременно
находиться в нескольких местах и даже
сжимать время. Но основная трансформация
в процессе занятий даосской медитаций
- духовная: бессмертный в полной мере
ощущал и переживал даосскую картину мира,
реализовывая идеал единства (единотелесности)
со всем сущим и с Дао как таинственной
первоосновой мира.
Путь к бессмертию по даосскому учению
предполагал занятия сложными методами
особой психофизической тренировки, во
многом напоминавшей индийскую йогу (совершенствование
духа и совершенствование тела).
Именно алхимия и считалась высшим путем
к обретению бессмертия.
Главное отличие китайской алхимии от
европейской – ее исходная теснейшая
связь с медициной: в китайской алхимии
даже золото “изготовлялось” как эликсир
бессмертия. Даосскими алхимиками был
накоплен ценнейший эмпирический материал
в области химии и медицины, значительно
обогативший традиционную китайскую фармакологию.
Даосизм иногда называют национальной
религией Китая, но это определение не
совсем верно. Во-первых, даосизм распространился
и среди некоторых других народов, живущих
по соседству с китайцами. Во-вторых, даосы
не только не проповедовали свою религию
в обществе, но, напротив, тщательно скрывали
свои секреты от непосвященных и даже
не позволяли мирянам присутствовать
на наиболее важных молебнах. К тому же
даосизм всегда был разделен на множество
самостоятельных сект, где “искусство
Дао” передавалось от учителя к ученику
в тайне от посторонних.
Тем не менее, даосизм без преувеличения
можно назвать подлинным фокусом китайской
культуры, ведь он обеспечивал преемственность
между элитарной мудростью Дао и верованиями
простонародья, принципами внутреннего
совершенствования и всем жизненным укладом
китайцев. Для даосов их религия была лишь
чем-то вроде “полезной иллюзии”, ведь
образы богов, как и весь видимый мир, представляли
собой, по их понятиям, только “отблески”
сокровенного Дао. Служа свои молебны,
даосы в действительности не поклонялись
духам, а, скорее, вовлекали их в беспредельную
гармонию Великой Пустоты.