Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:22, контрольная работа
Диалектика (греч. - искусство вести беседу) - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин "диалектика" в истории философии употребляется в различных значениях .
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу философии, она представляет собой основу философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
Введение.
Понятие и предмет диалектика.
Развитие диалектики
Заключение.
Первое гносеологическое понимание диалектики сводилось к методу философствования Сократа, основанному на вскрытии противоречий в мышлении, которые ведут к ложным следствиям и которые, соответственно, необходимо исключить во избежание ложных выводов. Для Сократа целью познания было понимание, в первую очередь, идеи добра, которое он понимал как красоту и истину (при этом красота, по Сократу, есть добро и истина). Сократ гениально предвосхитил утверждение о движении познания, более того, определил, что поиск истины на поле философских изысканий связан с нравственным и эстетическим идеалами.
По существу,
диалектика Сократа (которую
Первая диалектика
– это диалектика Платона.
Платон определил
В диалектике
Платона различаются
Заслугой Платона,
по мнению Аристотеля, было установление
того, что общие определения имеют
своим предметом не постоянно
изменяющиеся чувственные вещи,
а нечто другое – идеи, в
приобщении к которым
Диалектика Платона
– это субъективная
Диалектика Платона
– это преамбула истинностной
диалектики (Гегеля): познанная в
чистых понятиях абсолютная
Аристотель рассматривал
понятия в их взаимосвязи,
В Новом времени диалектические моменты познания в своей наивной форме стали появляться в рассуждениях многих мыслителей.
В начале XV в. Н. Кузанский говорил о совпадении противоположностей, о бесконечности Вселенной, о том, что все в природе находится в вечном движении. Дж. Бруно говорил о том, что если требуется познать тайны природы, то необходимо в ней рассматривать минимумы и максимумы противоречий и противоположностей.
Диалектические
моменты воззрений были в
Но для познания
и отыскивания истины все
Вопрос о зачинании диалектического познания поставил И. Кант. Как указал Гегель, Кант отвел диалектике более высокое место, и эта сторона его философии принадлежит к величайшим его заслугам; Кант он освободил диалектику от видимости произвола (в частности, понимания как диалога)… [1. Т. 5. С. 35]. Именно в этом главная философская заслуга Канта, а не в тех теоретических положениях, о которых обычно пишут. В философии Канта диалектика относится уже не объектам и к предметам, а к познанию.
Гегель создал развернутую систему диалектики. С философии Гегеля начинается диалектическая философия. (История диалектической философии составляет особый предмет теории диалектической философии, исследуемый в отдельном разделе современной диалектической философии.)
Относительно
диалектики в философии Гегеля
в данной статье отметим,
Но следует
учитывать, что Гегелю обычно
приписывают абсолютно
В России диалектические воззрения был присуще не собственно философским изысканиям, а естественнонаучным и социальным исследованиям. Так Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, указал на взаимную связь явлений природы, сделал попытку объяснения эволюционного изменения земной поверхности. Менделеев открыл критическую температуру, что имело значение для понимания изменения агрегатных состояний веществ, открыл периодическую систему элементов и др. Белинский, Герцен, Добролюбов и Чернышевский говорили о вечном развитии, о переходе от низших форм к более совершенным, о возникновении нового как отрицании старого, что позволило сделать выводы о неизбежной гибели крепостнического строя и о развитии новых общественных отношений.
Однако особое значение как
для мистификации диалектического
познания, так и, одновременно, для
богатого его развития в рациональной
плоскости имела диалектика в
исследованиях Маркса, которая была
сведена к рациональности диалектики
и возможности ее материалистического
представления, а также к ее использованию
для решения конкретных задач. Это
привело к созданию К. Марксом
принципов и основ
Необходимо отметить,
что диалектика К. Марксом не
понималась в собственном
Карл Маркс не только усекал и обезображивал диалектику, но и хотел перевернуть ее [2. Т. 23. С. 21], т.е. окончательно выхолостить духовную основу ее познания, свести диалектику к служению атеизму.
Более объективное и гносеологическое понимание диалектики было в трудах Владимира Ильича Ленина.
В.И. Ленин однозначно
указал на то, что «диалектика не в рассудке
человека, а в «идее», т.е. в объективной
действительности»[3. Т. 29. С. 181]. Причем
было зафиксировано то, что идея отлична
от сознания. Эти положения были искажены
и сняты у К. Маркса, что и привело к только
рационально-
С другой стороны, В.И. Ленин абсолютизировал:
Интересным фактом является развитие ленинских диалектических воззрений в трудах Сталина, который, в частности, явно противопоставил диалектическое познание метафизике и указал на необходимость преодоления конфликта производительных сил и производственных отношений при социализме путем регулирования производственных отношений (последнего в СССР сделано не было).
Диалектические положения трудов К. Маркса и В.И. Ленина в СССР с течением времени были искажены и выхолощены, рассуждения о диалектике и диалектической логике были сведены к формальной логике. Из-за отсутствия исполнения указаний основателей учения, диалектический материализм был догматизирован и предан забвению. В конъектурным противостоянии многих ученых, гнавшихся за регалиями, была утеряна наука, и образовался советский диалектический материализм. Он похоронил возможность осмысления развития социалистического государства; и СССР без понимания развития был обречен.
За рубежом осмысление диалектики в ХХ веке проводилось, в основном, в двух направлениях. Первое было сведено, фактически, к лево гегельянству, к бездумному восхвалению заслуг философии Гегеля, но не имело никаких собственных развивающих положений. Второе сводилось к попыткам понять диалектику в рамках тогда существовавших рационалистических парадигм, что, очевидно, имело в своей основе методологическую ошибку. Даже такие выдающиеся умы, как Хайдеггер и Сартр, зачастую недопонимали гегелевские категории и рассуждения, выдавали свое собственное их понимание за гегелевское. Они приходили к негативным выводам. Например: Сартр в своей книге «Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии» пишет, что Гегель «в "Логике" он как раз исследует отношения бытия и небытия и называет эту логику "системой чистых определений мышления"». Явно были спутаны категории «ничто», осмысленное Гегелем, и «небытие», по недоразумению обсужденное Сартром, что не могло не привести к неверным выводам относительно философии Гегеля.
Вообще, искажение моментов диалектической философии, как преднамеренное, так и в силу непонимания часто присутствует как в критических трудах, так и, тем более, в атеистических (материалистических) трудах.
В начале XXI в. диалектика за рубежом практически не исследуется, а состояние не только диалектики, но всей системы философских наук в современной России таково, что сейчас многие видят фактический бег на месте современной российской философии. Наиболее пагубным является то, что в современных Вузах вопросы, касающегося диалектического познания преподают, в основном, те, кто ранее пропагандировал научный коммунизм и диалектический материализм.