Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 23:37, реферат
В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых – суть понятия, умение оперировать которыми – большое искусство. Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Вступление …3
Диалектическая философия Гегеля … 4
Диалектический метод Маркса … 5
Диалектика в философии Гераклита …9
Выводы … 13
Список литературы
В-пятых, тезис о том, что гегелевская диалектика стоит на голове, изрядно запутал марксистов, ибо выбор системы отсчета относителен. Другое дело вскрыть рациональное зерно, определив то, что под этим подразумевается: субъективное использование диалектики.
Итак, вопрос о
диалектическом методе Маркса так и
остается открытым, ибо он его не
описал полностью, но, как и Гегель,
дал изложение своих
Однако необходимо остановиться на некоторых из известных опорных положений метода К. Маркса (каждое из них имеет ряд принципиальных аспектов, которые в данной краткой статье освещены не будут по причине ее изрядного увеличения и инструментализации).
1. Всеобщая связь и взаимозависимость явлений – вне закономерной связи не существуют никакие явления.
Однако привязанные
к материалистическому
2. Движение, изменение,
развитие и обновление природы
и общества.
Однако это положение и его аспекты, являясь
основательными в теоретическом плане,
достаточно узки, а также слабомощны в
субъективном и социальном планах, тем
более в исторической ретроспективе, если
не учитывать сверхчувственные аспекты
и собственные желания людей, от которых
как раз и отказался материализм. Нарастание
новых объективных форм и воздействие
старых, которые стремятся к своему новому,
в ряде случаев противоречит существованию
субъективно сформированных позиций,
которые, поэтому, со всей неизбежностью
должны учитывать не только свои, но и
иные пространства. Примером негативных
последствий отсутствия учета слабых
мест второго положения служит деградация
диалектического материализма в СССР
и уменьшавшаяся эффективность советской
экономики (не в силу ее возможностей и
потенциала, которые были велики) по причине
как развития капитализма и отсутствия
новых форм противодействия его влиянию,
так и догматизации представлений о развитии
социализма и плановости экономики в СССР.
3. Переход количественных
изменений в качественные
Однако привязанные к материалистическому
воззрению это положение и его аспекты
не учитывают субъективных тенденций,
которые наиболее важны в общественном
устройстве и могут значительно влиять
на поступательное движение конкретных
процессов в связи с исполнением других
диалектических тенденций. Например, несмотря
даже на то, что В.И. Ленин предупреждал
о мелкобуржуазных проявлениях даже при
построении социализма, его слова были
проигнорированы в связи с якобы поступательным
развитием социализма. Результатом стали
личное обогащение и коррупция во власти
в СССР, которая привела к буржуазным воззрениям
властных субъектов, что, в свою очередь,
значимо повлияло на выбор капиталистического
пути развития России в начале 90-х гг. прошлого
столетия. Обветшалый социализм, не имеющий
философского учения и общественных наук,
пал. А деградировавшие философские науки
остались…
4. Борьба противоположностей,
в т.ч. как источник и
Но согласно Гегелю, не борьба противоположностей, а противоречие есть корень всякого движения и жизненности. Иными словами, метод Маркса и диалектического материализма имеет вторичную по сравнению с методом философии Гегеля основу и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам. В частности, поэтому диалектический материализм не может оперировать объективными категориями и понятиями. С другой стороны, обсуждение противоречий при построении социализма привело к пониманию т.н. неантагонистических противоречий. Они сами по себе объективны, существенны, но требуют не преодоления, а регулирования, которое, в свою очередь, должно проводиться на соответствующей новым условиям методологической базе, более того, учитывающей субъективные факторы. Но, как было отмечено выше, к таким моментам диалектический метод Маркса, по крайней мере, в СССР не был адаптирован. И в общественной плоскости трагичной оказалась следующая ситуация: после объявления бесклассового общества в СССР классовое основание метода Маркса оказалось исключенным, а сам метод – обесточенным, что привело к его омертвлению – известной догматизации.
Таким образом, если рационально-материалистическое использование диалектики эффективно для конкретного познания и решения конкретных задач, то в общем случае и при множестве слабых и частных моментов, ряд из которых указан выше, такое использование диалектики не верно, более того, может иметь негативные результаты, в т.ч. для общества. Только (сама) диалектика дает надлежащие возможности для осмысления мира и построения прогрессивного общества.
Диалектика в исследованиях К. Маркса, в первом приближении сводится к рациональности диалектики и возможности ее материалистического представления, а также к ее использованию для решения конкретных задач, что следует из понимания Марксом своего материалистического метода и материалистичности философии. Поэтому В.И. Ленин отметил, что диалектика в понимании Маркса включает в себя то, что называется теорией познания, гносеологией, которая должна производить рассмотрение равным образом и исторически.
Но у К. Маркса сняты положения того, что диалектика – в объективной действительности, и идея отлична от сознания (рассудка); эти положения не только очевидны, но и следуют из трудов В.И. Ленина.
Диалектика Маркса венчается, в первую очередь, раскрытой им диалектикой буржуазного общества (используется термин В.И. Ленина). Но сам К. Маркс определил самое главное в его работе следующим образом: «1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». Но это выделенный им вывод, который следует из колоссальной работы, проделанной на основе собственного метода Маркса и материалистической гносеологии по выявлению именно диалектики буржуазного общества – противоречий, существа, развития и неизбежности трансформации этой общественной формации.
Итак, если важнейшим, глобальным итогом диалектики Маркса является диалектика буржуазного общества (не капитализма в целом), то основанием и, одновременно, содержанием ее являются
– диалектический метод Маркса,
– основы материалистической теории познания,
– основы диалектического материализма.
Диалектика в философии Гераклита
Гераклит знаменит не только
интересными и глубокими
Специфика диалектики Гераклита
— еще и в том, что мысль
об изменениях объединяется здесь с
идеей единства и борьбы противоположностей.
Предвестником такого подхода, как
уже упоминалось, был Анаксимандр.
Гераклит как бы извлекает из недр
внутренней логики первоначала только
брезжившую идею единства и борьбы
противоположностей и подробно, уже
именно по-философски, развивает её.
Идея Единого — и, стало быть,
приведения к Одному, к единству
— соседствует с идеей
Еще одна диалектическая идея — борьба, "вражда" противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. "Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей... и что все возникает через вражду и заимообразно [= "за счет другого"]". В этой связи Гераклит снова вступает в полемику с Гомером: ведь тот, молясь, "чтобы 'вражда сгинула меж богами и меж людьми', сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ]", "ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия..." (свидетельство и комментарий Плутарха ).
Три основополагающие диалектические идеи, которые были выделены из корпуса гераклитовских фрагментов, внутренне связаны друг с другом, друг в друга переливаются, в чем также уже проявляется диалектика — в ее облике диалектики философских идей. Раз мы приняли, вместе с Гераклитом, идею-образ вечного изменения: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, то логично сделать вывод в несколько иной форме: в ту же реку вступаем и не вступаем, существуем и не существуем. Одно состояние уступает место другому, "холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается". Так идея всеобщей изменчивости поворачивает к нам другой свой лик — она переливается в тезис о единстве противоположностей. Изменение и есть, по Гераклиту, совмещение крайностей — прежде всего существования и несуществования, но также уничтожения и возникновения. Ведь уничтожение одного есть возникновение другого.
Противоположности едины, неотрывны друг от друга. И эту неотрывность Гераклит пытается разъяснить и на трудных, непонятных, и на простых примерах. Он говорит об обычных людях: „Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры". Есть очень много толкований этих гераклитовых образов. Вероятно, под "перевернутым соединением (гармонией) лука и лиры" он имел в виду то, что лук и лира — противоположности: "вражда" и единство уничтожения, смерти и красоты; разъединяющей войны, понимаемой в самом широком смысле — как вражда, распря, и единящей красоты, символизируемой образом лиры. Вместе с тем, каждая из этих вещей (лук и лира) — символы единства двух зримо соединенных друг с другом концов. Музыка, гармония рождается именно потому, что лира соединяет струны. Лук — изогнутая палка, у которой два конца соединены. Иными словами, лишь тогда, когда две как бы противоположные части соединяются вместе, и существуют предметы. (Свидетельство Порфирия: "...гармония натянута в противоположные стороны" и "стреляет из лука" посредством противоположностей. Пользуясь этими наглядными образами, Гераклит и делает "зримой" идею раздвоения единого и взаимодействия противоположностей. Есть и более "конкретные" толкования гераклитова образа лиры. Например, Платон считает (и к нему присоединяются многие авторы), что этот образ символизирует возможность гармонии низких и высоких звуков, которые, хотя и противоположны, мелодией могут быть приведены в гармоническое согласие.
В своде фрагментов Гераклита встречаются образы, связанные с техникой или наукой и символизирующие ту же идею. "У чесала путь прямой и кривой "один и тот же". Иными словами, "у орудия, называемого "улиткой", в мастерской валяльщика вращение прямое и кривое, так как он идет одновременно вверх и по кругу" . Та же идея заключена в фрагменте, связанном с геометрией: "...совместны у (окружности) круга начало и конец". "...Начертив круг, начала не сыскать", — комментирует Псевдо-Гиппократ.
Диалектика входила в
историю философии и культуры,
а потом продвигалась вперед также
и через рассуждения, которые
демонстрировали
Информация о работе Диалектика Гераклита – преддверие диалектики Гегеля и Маркса