Диалектика в философской концепции Г. Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 22:08, реферат

Краткое описание

Поставим перед собой в настоящей работе цель и задачи. Целью является изучение диалектики в философской концепции Г.Гегеля. Задачи:
- определить понятие диалектики;
- рассмотреть философскую концепцию Г.Гегеля;
- выделить место диалектики в философской концепции Г.Гегеля;
- определить развитие диалектики в философской концепции Г.Гегеля.

Вложенные файлы: 1 файл

0328492_5B33D_dialektika_v_filosofskoi_koncepcii_g_gegelya.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Голое отрицание - нечто  идущее после данного объекта, полностью  его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого  объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.

При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество - категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие - это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности - это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие - это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты.

Всяческое отрицание  означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного  состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания  в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует  цикличность развития. Эту цикличность, Гегель, прежде всего, связывал с происхождением в процессе развития трех стадий: утверждение  или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения - (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Главное в цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», и переходящую на новую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином «снятие». Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

3 Закон единства  и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между  формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно неразрывно связаны, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга. Помимо диалектического истолкования категории и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя такие принципы анализа действительности, как восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонности и другие. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.

 Диалектика вещей,  по Гегелю, есть, отраженная, "отчужденная"  форма подлинной диалектики, присущей "только жизни понятия", или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе - через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.

 

Заключение

Философская система  Гегеля, бесспорно, принадлежит к  числу величайших достижений мировой  философской мысли.

Гегель положил в  основу всего сущего абсолютную идею, которая в процессе своего развития познает самое себя. Пройдя цикл развития в сфере «чистого» мышления, абсолютная идея превращается затем в природу и в заключение познает свое содержание в истории духа, т.е. в человеческой истории. Гегелю удалось представить деятельность человека в ее зависимости от развития всей истории человечества. Поэтому он близко подошел к пониманию обусловленности теоретического освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятельности и т.д.

Центральной частью наследия Гегеля является его логика, изложенная в двух вариантах: в виде самостоятельной  работы ("Наука логики"), к которой он обосновывает основные принципы и систему диалектического познания. Диалектика как основной принцип философии Гегеля пронизывает всю его философскую систему. На диалектике как законе противоречия и первоначальном законе развития как на фундаменте Гегель строит свою философскую концепцию.

С логики, как с начальной  ступени развития идеи, и начинается изложение философии. Диалектика, как мы уже говорили ранее, является и способом мышления (мыслительного познания) и логической формой. Диалектика, по Гегелю, это не просто отрицание или противопоставление – это процесс и движущий принцип развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

В целом философия  Гегеля делится на три части: логику, философию природы и философию  духа. Это не рядоположенные части, которые можно поменять местами. Это триада, где каждая часть выражает закономерный этап диалектического развития, так считает сам Гегель. Логику он делит тоже на три части: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Каждая из указанных частей также является триадой. Учение о бытии, например, включает в себя: 1) определенность (качество), 2) величина (количество), 3) мера. Качество состоит из трех частей: 1) бытие, 2) наличное бытие, 3) для-себя-бытие. Бытие - это триада: чистое бытие — ничто — становление. Здесь достигнут предел деления, или триада, состоящая из категорий, каждая из которых не может быть разложена на триады.

Следовательно, философия Гегеля построена на триаде (тройственности) и проявляется и в диалектической схеме: тезис – антитезис – синтез. «Тезис» — это некая идея, теория или движение. Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, он, вероятно, будет небесспорен. Противоположная ему идея (или движение) называется «антитезисом», так как она направлена против первого — тезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез. В этом Гегелем и видится суть и основной метод познания.

Таким образом, разработанное  Г.Гегелем учение о диалектике бесспорно относится к величайшим достижениям философии и логики, бесспорно требует глубокого осмысления и изучения, а также положено в основу различных последующих философских концепций.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамов М. А. Догмы и поиск (сто лет дискуссий о диалектике в английской философии)/ М.А. Абрамов.- М., - 1994. - 210с.
  2. Адорно Т.В. Негативная диалектика. Пер. с нем./ Т.В. Адорно - М.: Научный мир. - 2003. - 372 с.
  3. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика/ П.В. Алексеев, А.В. Панин — М., -1991. — 383 с.
  4. Берти Э. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли слова / Э. Берти // Историко-философский ежегодник - 1990. — С. 321—344.
  5. Бурова И.Н. Парадоксы теории множеств и диалектика/ И.Н. Бурова. - М.,-1976. -176 с.
  6. Гегель Г.В.Ф.  Энциклопедия философских наук/ Г.В.Ф. Гегель. пер. с нем. Т.1. - М.:"Мысль" – 1974. – 456с.
  7. Гегель Г.В.Ф.  Энциклопедия философских наук/ Г.В.Ф. Гегель. пер. с нем. Т.2. - М.:"Мысль" – 1975. – 696с.
  8. Гегель Г.В.Ф.  Энциклопедия философских наук/ Г.В.Ф. Гегель. пер. с нем. Т.3. - М.:"Мысль" – 1977. – 472с.
  9. Гегель Г.В.Ф. Наука логики/ Г.В.Ф. Гегель. пер. с нем. - М.:"Норма", - 2005. – 800с.
  10. История диалектики XIV—XVIII вв. .(АН СССР.Ин-т философии) -М., - 1974. -356 с
  11. Краткий очерк истории философии Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. – М.: «Мысль», - 1971. – 412с.
  12. Нарский И.С. К вопросу о соотношении формальной логики и диалектики/ И.С. Нарский// Вестник Московского университета. — 1960. — № 3. – С. 67-84
  13. Садовский Г. И. Диалектика мысли. Логика понятий как теория отражения сущности развития/ Г. И. Садовский. - Минск, - 1982.- 310 с.
  14. Семашко Л. М. Диалектика Платона и её интерпретация Гегелем / Л. М.Семашко // Философские науки. — 1971. — № 4.

1 Гегель

2


Информация о работе Диалектика в философской концепции Г. Гегеля