Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:24, реферат
Диалектика – это филосовская теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития.
2.2 СООТНОШЕНИЕ ДИАЛЕКТИКИ И МЕТАФИЗИКИ
Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся:
- метафизика;
- «негативная» диалектика,
которые являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.
Наряду с ними существуют философские подходы(приемы, методы),альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:
- электрика;
- софистика;
- догматизм;
- релятивизм.
Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
- метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;
- на многие сходные
вопросы метафизика смотрит с
позиций, противоположных
Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:
- по вопросу связей
старого и нового – если
диалектика признает наличие
связей между старым и новым,
то метафизика полностью
- по вопросу о причине
движения – согласно
- по вопросу взаимосвязи
количества и качества –
- по вопросу направленности
движения, развития – если диалектика
считает, что развитие
- в системе мышления
– если динамический способ
мышления сводится к шагам
«тезис – антитезис – синтез»,
то метафизический опирается
на формулы «или – или», «если
не то, значит – это», то есть
метафизическое мышление
- в отношении к окружающей
действительности – диалектика
видит мир во всем его
- в отношению к познанию
– согласно диалектике
- в отношении к окружающему миру – диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.
Таким образом, метафизика и
диалектика есть две противоположные
теоретические системы
Однако не следует думать, что метафизика – сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.
Противостояние и взаимосвязь
диалектики и метафизики. Полноценное,
всестороннее изложение диалектики,
как научного метода познания и деятельности,
невозможно без одновременного рассмотрения
ее антипода – метафизики. Под метафизикой
понимаются искаженные, односторонние
представления о главных
2.3 СТАНОВЛЕНИЕ ДИАЛЕКТИКИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Философия зародилась в странах Дальнего Востока: Древней индии и Древнем Китае в середине I в.до н.э. Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V-IV вв.до н.э. В античной философии принято выделять три периода: архаику, классику и позднеантичную философию. Архаический период античной философии длится с VII по V в. до н.э. Период античной классики начинается во второй половине V века и длится почти весь IV век. Основные представители классики – Сократ, Платон, Аристотель. Позднеантичная философия включает в себя два исторических периода: эпоху эллинизма (конец IV – II в. до н.э.) и эпоху Римской империи (I в. до н.э. - VI в.).
При изучении истории философии бросается в глаза многообразие философских учений, школ, течений, направлений. Прежде уточним ряд исходных понятий.
Первичной, исходной единицей
историко-философского процесса является
философское учение того или иного
мыслителя. Философское учение –
это система определенных, логически
связанных друг с другом воззрений.
Поскольку то или иное учение, созданное
отдельным философом, находит своих
продолжателей, постольку формируются
философские школы. Последователи
Платона – платоники, Августина
– августинцы, Маркса – марксисты
и т.д. Философские школы –
это совокупность философских учений,
объединенных какими-либо базовыми идейными
принципами. Совокупность различных
модификаций одних и тех же
идейных принципов, развиваемых
различными, нередко конкурирующими
школами принято называть течениями.
Наиболее крупные и значительные
образования в историко-
2.3.1 РАННЕГРЕЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ: ГЕРАКЛИТ
Философия в архаический период возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Спецификой древнегреческой философии в её начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греческого phisis – природа). Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует её мировоззренческую проблематику. Но философы ищут субстанциальное начало – из чего все произошло.
Одним из наиболее крупных
философских учений раннегреческой
философии является учение Гераклита
Эфесского. Главное произведение Гераклита
– «О природе». Гераклит в качестве
субстанционно-генетического
Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – Логос. «Логос» в дословном переводе с греческого языка означает «слово». Но одновременно Логос означает разум, закон. Всегда все совершается по этому Логосу.
Гераклитовская космология строится на основе стихийной диалектики. Мир в учении Гераклита представляет собой упорядоченную систему – Космос. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. «все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного»2. Для выражения этой мысли Гераклит пользуется образным сравнением изменяющегося Космоса с текущей рекой, потоком. «На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды»2. Движение, по Гераклиту, свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние, он писал: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается». «Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое».
Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, о «мене», «обмене» противоположностей. «Холодное теплеет, теплое холоднеет, влажное высыхает, сухое увлажняется»2. Обмениваясь друг с другом, противоположности становятся тождественными. «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое»2. Утверждение Гераклита, что все есть обмен противоположностей дополняется указанным, что все происходит через борьбу. «Следует знать, что война всеобща, и права борьба, и что все, что происходит, через борьбу и по необходимости»2. На основе борьбы устанавливается гармония мира. «В рождающемся соединяется, из расходящегося – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу»1.
Таким образом, в древнегреческой философии налицо совмещение философского и физического (естественно-научного) подхода в объяснении первоначала мира. С одной стороны они довольно четко осуществляют субстанционалистский подход, с другой стороны,- субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобрела значение метафоры, в образной форме давала представление о первоначале всесущего.
2.3.2 ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ
Учение о тождестве
субъекта и объекта лежит также
в основе философской системы
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831)
– профессор Гейдельбергского, а
затем Берлинского
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух, т.е. она есть первоначало или субстанция всего существующего);
Диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
- «Феноменология духа»
(это одновременный процесс
- «Наука логики» (логика,
по Гегелю,- это научно-теоретическое
осознание «Абсолютной идеи».
Через логику «Абсолютная идея
раскрывается в её всеобщем
содержании в виде системы
категорий, начиная от самых
бедных – бытия, небытия,