Диалектика и метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:24, реферат

Краткое описание

Диалектика – это филосовская теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 39.47 Кб (Скачать файл)

 

2.2 СООТНОШЕНИЕ ДИАЛЕКТИКИ  И МЕТАФИЗИКИ

 

Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также  являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.

К альтернативам диалектики относятся:

- метафизика;

- «негативная» диалектика,

которые являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы(приемы, методы),альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:

- электрика;

- софистика;

- догматизм;

- релятивизм.

Метафизика является главной  альтернативой диалектики. Это объясняется  тем, что:

- метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей  теорией;

- на многие сходные  вопросы метафизика смотрит с  позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие  конкретные отличия метафизики от диалектики:

- по вопросу связей  старого и нового – если  диалектика признает наличие  связей между старым и новым,  то метафизика полностью отвергает  их, считая, что новое целиком  вытесняет старое;

- по вопросу о причине  движения – согласно метафизике  движение не может исходить  из самой материи, причиной  движения является внешний первотолчок;

- по вопросу взаимосвязи  количества и качества – сторонники  метафизики не видят взаимосвязи  между количеством и качеством;  по их мнению, количество изменяется  благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т.д.), качество изменяется  благодаря качеству (то есть само  по себе улучшается, ухудшается);

- по вопросу направленности  движения, развития – если диалектика  считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей  спирали, то метафизика признает  развитие либо по прямой, либо  по кругу, либо вообще не  признает направленности развития;

- в системе мышления  – если динамический способ  мышления сводится к шагам  «тезис – антитезис – синтез»,  то метафизический опирается  на формулы «или – или», «если  не то, значит – это», то есть  метафизическое мышление негибкое  и однобокое;

- в отношении к окружающей  действительности – диалектика  видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира»), а метафизика  – однообразно, по принципу  «черное – белое»;

- в отношению к познанию  – согласно диалектике познание  есть постепенный и целенаправленный  процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение  пока познаваемых (относительных)  истин (то есть от простого  к сложному и абсолютному с  учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер;

- в отношении к окружающему  миру – диалектика видит мир  целостным и взаимосвязанным,  метафизика – состоящим из  отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и  диалектика есть две противоположные  теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и  качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего  мира, отношения к окружающему  миру.

Однако не следует думать, что метафизика – сугубо реакционная  теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ  мышления перед диалектическим.

Противостояние и взаимосвязь  диалектики и метафизики. Полноценное, всестороннее изложение диалектики, как научного метода познания и деятельности, невозможно без одновременного рассмотрения ее антипода – метафизики. Под метафизикой  понимаются искаженные, односторонние  представления о главных качествах  бытия и методах познания (деятельности). Если диалектика рассматривает мир  как связный, противоречивый, развивающийся, системный, то метафизика в своих  наиболее искаженных формах видит его  статичным, застывшим, неподвижным, без  закономерных связей и противоречий, хаотичным и бессистемным. В своих  современных, более гибких и "цивилизованных" формах метафизика противостоит диалектике не столь жестко и даже признает ее основные принципы: связи, противоречия, развития, системности. Однако при этом она дает односторонние, поверхностные  истолкования этих принципов (и соответствующих  качеств бытия), которые искажают истину и порождают ложные ориентиры  в практической деятельности. Поскольку  путь к истине невозможен без выявления  и преодоления заблуждений, то при  рассмотрении основных положений диалектики мы будем сопоставлять их с противостоящими  диалектическому мышлению метафизическими  искажениями.

 

2.3 СТАНОВЛЕНИЕ ДИАЛЕКТИКИ  В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

 

Философия зародилась в странах  Дальнего Востока: Древней индии  и Древнем Китае в середине I в.до н.э. Начало развития европейской  философии было положено в Древней  Греции в V-IV вв.до н.э. В античной философии  принято выделять три периода: архаику, классику и позднеантичную философию. Архаический период античной философии  длится с VII по V в. до н.э. Период античной классики начинается во второй половине V века и длится почти весь IV век. Основные представители классики –  Сократ, Платон, Аристотель. Позднеантичная философия включает в себя два  исторических периода: эпоху эллинизма (конец IV – II в. до н.э.) и эпоху Римской  империи (I в. до н.э. - VI в.).

При изучении истории философии  бросается в глаза многообразие философских учений, школ, течений, направлений. Прежде уточним ряд  исходных понятий.

Первичной, исходной единицей историко-философского процесса является философское учение того или иного  мыслителя. Философское учение –  это система определенных, логически  связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное  отдельным философом, находит своих  продолжателей, постольку формируются  философские школы. Последователи  Платона – платоники, Августина  – августинцы, Маркса – марксисты  и т.д. Философские школы –  это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных  модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых  различными, нередко конкурирующими школами принято называть течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском  процессе именуются Философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских  течений (а следовательно, учений и  школ), которые при всем расхождении  друг с другом, отстаивают некоторые  общие, имеющие принципиальное значение, положения. Философские направления  существуют, как правило, в течение  весьма длительного исторического  периода, на протяжении ряда исторических эпох. Философия как форма духовной деятельности необходимо должна нести  в себе момент историчности. Философия  – это ответ человеческого  духа на вопросы, поставленные исторически  обусловленным бытием человека. Историческое развитие характеризуется не только тем, что на смену одной эпохе, культуре приходят другие, т.е. уникальностью  различных эпох, государств, народов, культур. Оно необходимо предполагает преемственность между этими  эпохами и культурами. И это  обусловливает возможность заимствования  накопленного предшествующими поколениями  богатства философской мысли  и её продолжение, развитие философской  традиции, которая выражается в существовании  философских течений и направлений. Для философского процесса характерен диалог взглядов, подходов. Этот диалог проявляется в том, что: 1) каждый значительный философ берется всегда за разрешение тех проблем, которые  были поставлены и, по его мнению, неудовлетворительно  разрешены какими-то конкретными  его предшественниками или какой-то школой, течением. Он явно или скрыто отталкивается от тех, кто был  до него; 2) такой философ всегда ведет  диалог с предшествующей философской  культурой в рамках всей истории; 3) он чаще всего ведет диалог с  философами близких ему учений или, наоборот, противостоящих его учению идей. Философ Сократ для обоснования  своих взглядов пользуется разработанным  им методом, вошедшим в историю философии  под названием сократического, а  именно – диалектикой, искусством диалектического  спора. Диалектика – метод, посредством  которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. В подлинном философе постоянно  находится внутренний критик, который  никогда не уверен в абсолютной правильности созданных конструкций. Стремясь к  абсолютной (высшей) определенности, философия  никогда не сможет достичь её.

 

2.3.1 РАННЕГРЕЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ: ГЕРАКЛИТ

Философия в архаический  период возникла и развивалась в  тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие  философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить  происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Спецификой древнегреческой философии в  её начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих  философов называли «физиками» (от греческого phisis – природа). Главным  вопросом древнегреческой философии  был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует её мировоззренческую проблематику. Но философы ищут субстанциальное начало – из чего все произошло.

Одним из наиболее крупных  философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита  Эфесского. Главное произведение Гераклита  – «О природе». Гераклит в качестве субстанционно-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступает  как субстанция бытия, поскольку  пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и  как первоначально, конкретная стихия. Мир – по Гераклиту – упорядоченный  Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым  огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений Огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления  природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. «Огня  смерть – воздуха рождение и воздуха  смерь – воды рождение. Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха – огонь» и т.д.

Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной  закономерности, подчиняясь судьбе, которая  тождественна необходимости. Необходимость  – это всеобщий закон – Логос. «Логос» в дословном переводе с греческого языка означает «слово». Но одновременно Логос означает разум, закон. Всегда все совершается по этому Логосу.

Гераклитовская космология строится на основе стихийной диалектики. Мир в учении Гераклита представляет собой упорядоченную систему  – Космос. Образование этого Космоса  происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. «все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного»2. Для выражения этой мысли Гераклит пользуется образным сравнением изменяющегося Космоса  с текущей рекой, потоком. «На  входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые  воды»2. Движение, по Гераклиту, свойственно  всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние, он писал: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и  том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда  не прекращается». «Солнце – не только новое каждый день, но вечно и  непрерывно новое».

Учение Гераклита о  потоке тесно связано с его  учением о переходе одной противоположности  в другую, о «мене», «обмене» противоположностей. «Холодное теплеет, теплое холоднеет, влажное высыхает, сухое увлажняется»2. Обмениваясь друг с другом, противоположности  становятся тождественными. «Одно и  то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и  старое»2. Утверждение Гераклита, что  все есть обмен противоположностей дополняется указанным, что все  происходит через борьбу. «Следует знать, что война всеобща, и права  борьба, и что все, что происходит, через борьбу и по необходимости»2. На основе борьбы устанавливается гармония мира. «В рождающемся соединяется, из расходящегося – прекраснейшая  гармония, и все происходит через  борьбу»1.

Таким образом, в древнегреческой  философии налицо совмещение философского и физического (естественно-научного) подхода в объяснении первоначала  мира. С одной стороны они довольно четко осуществляют субстанционалистский подход, с другой стороны,- субстанция бытия, как правило, отождествляется  с конкретной стихией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобрела  значение метафоры, в образной форме  давала представление о первоначале  всесущего.

 

 

2.3.2 ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ

Учение о тождестве  субъекта и объекта лежит также  в основе философской системы  Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) – профессор Гейдельбергского, а  затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как  в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого  классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в  том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух, т.е. она есть первоначало или субстанция всего существующего);

Диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским  трудам Гегеля относятся:

- «Феноменология духа»  (это одновременный процесс развития  всемирной культуры, накопления  духовного опыта человечества  и освоение этого опыта конкретным  индивидом, или, выражаясь современным  языком, процесса «социализации  индивида», превращение его в  личность, овладевшую богатством  человеческой культуры, всеми достижениями  человечества);

- «Наука логики» (логика, по Гегелю,- это научно-теоретическое  осознание «Абсолютной идеи».  Через логику «Абсолютная идея  раскрывается в её всеобщем  содержании в виде системы  категорий, начиная от самых  бедных – бытия, небытия, наличного  бытия, качества, количества и  т.д., и кончая конкретными –  химизма, биологизма, познания и  т.д.);

Информация о работе Диалектика и метафизика