Диалектика и метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:24, реферат

Краткое описание

Диалектика – это филосовская теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 39.47 Кб (Скачать файл)

- «Философия права».

Историческая заслуга  Гегеля перед философией заключается  в том, что им впервые было четко  сформулировано понятие диалектики.

Диалектика , по Гегелю,- основополагающий закон развития и существования  Мирового духа и сотворенного им окружающего  мира. Смысл диалектики в том, что:

Все – Мировой дух, «конечный  дух» - человек, предметы и явления  окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость  и старость, богатство и бедность, война и мир и т.д.);

Данные начала (стороны  единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению  друг к другу, но, одновременно, едины  по своей сути и взаимодействуют;

Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования  всего в мире (то есть основа всеобщего  существования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий  механизм:

- существует определенный  тезис (утверждение, форма бытия);

- данному тезису всегда  находится антитезис – его  противоположность;

- в результате взаимодействия  двух противоположных тезисов  получается синтез – новое  утверждение, которое, в свою  очередь, становится тезисом,  но на наиболее высоком уровне  развития;

- данный процесс происходит  снова и снова, и каждый раз  в результате синтеза противоположных  тезисов образуется тезис все  более и более высокого уровня.

В качестве самого первого  тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (т.е. то, что существует). Его антитезис  – «небытие» (абсолютное ничто»). Бытие  и небытие дают синтез – «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии.

По Гегелю, противоречие –  не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. В  этой грандиозной системе он подчинил природу и историю разработанной  им диалектической логике, в которой  противоречие является источником раскрытия  сущности и главным свойством  бытия. Поэтому учение Гегеля называется панлогизмом (природа=логика).

Заслуга Гегеля состоит в  том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии  и сформировал три основных закона: количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания ( о которых я указала более  подробно в п.2.1).

В своих исследованиях  Гегель стремится понять:

- философию природы;

- философию духа;

- философию истории;

- а значит их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (т.е. антитезис  идеи, другую форму существования  идеи).

Дух, по Гегелю, имеет три  разновидности:

- субъективный дух;

- объективный дух;

- абсолютный дух.

Субъективный дух –  душа, сознание отдельного человека (так  называемый «дух для себя»).

Объективный дух – следующая  ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку  свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между  людьми. Право – реализованная  идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина.Выражением Абсолютного духа являются:

- искусство;

- религия;

- философия.

Согласно Гегелю предмет  философии должен быть шире, чем  это традиционно принято, и должен включать в себя:

- философию природы;

- антропологию;

- психологию;

- логику;

- философию государства;

- философию гражданского  общества;

- философию права;

- философию истории;

- диалектику – как истину  всеобщих законов и принципов.

История, по Гегелю, процесс  самореализации Абсолютного духа. Поскольку  Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс  завоевания человеком все большей  и большей свободы. В этой связи  Гегель делит всю историию человечества на три больших эры:

- восточную;

- антично-средневековую;

- германскую.

 

2.3.3 ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

Так как Гегель полагал, что  историческое развитие подчинено тем  же закономерностям, что и развитие разума (тезис о единстве исторического  и логического), то его последователь  Карл Маркс (1818-1883) применил учение о  противоречии к объяснению социальной и экономической жизни. Социология Маркса рассматривает общество как  систему, в основе которой лежит  конфликт интересов и их выразителей  – социальных классов. Разрешение этого  конфликта Маркс полагал в  революции. Идеалистическую философию  Гегеля Маркс и его соавтор  Ф.Энгельс (1820-1895) истолковали материалистически, приписав диалектику самой природе  и считая противоречие не ошибкой  разума, а неотъемлемой чертой всех природных и социальных процессов.

Марксистская философия  была создана во второй половине XIX в. и является составной частью более  широкого учения – марксизма, который  наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Философия  марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла  за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую  популярность в конце XIX - первой половине XX вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и  Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной  государственной идеологии и  была превращена в догму.

Актуальной задачей для  сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной  эпохе, учет результатов научно-технической  революции и реальности постиндустриального  общества.

Марксистская философия  материалистична по своему характеру  и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко  исторический материализм рассматривается  как часть диалектического).

Можно выделить следующие  основные положения диалектического  материализма:

Основной вопрос философии  решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

Сознание понимается не как  самостоятельная сущность, а как  свойство материи отражать саму себя;

Материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным  образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду;

Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы  своего существования;

Важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

Развитие происходит по законам  диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется в марксистской философии как  соответствие мысли, наших знаний о  мире самому миру, объективной действительности. Таким образом, чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует  объективной действительности.

Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна. Но, что значит объективность, истина? Ведь термин «объективность» означает независимость  от сознания субъекта. А таким свойством  обладают лишь вещи, предмет способы, процессы. Истинными или ложными  могут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объективность истины, с точки зрения философии марксизма, означает, что содержание знания совпадает  с объективной действительностью  и в этом смысле не зависит от сознания субъекта, «ни от человека, ни от человечества» . Но в то же время  истина субъективна по форме выражения. Её оформление, т.е. способ объективизации во внешнем мире, в сфере науки, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию. Таким образом, значение объективной истины имеют достоверные знания людей, все положения науки, в которых отражается объективная действительность. Эта проблема в марксистской философии решается на основе диалектики абсолютной и относительной истины. В этом случае термин «абсолютная истина» употребляется в значении, близком к значению термина «объективная истина».

Следующий вопрос теории познания состоит в следующем: а как  же мы можем узнать, что в нашем  знании, в теориях содержится момент совпадения с объективной действительность? Марксистская философия отвечает на этот вопрос однозначно – практика! Именно она является критерием истины. Только те результаты познания, которые  прошли проверку практикой, могут претендовать на знаки объективной истины. Практика является критерием истины потому, что она – как материально-чувственная  деятельность людей имеет качество непосредственной действительности. Она  соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствие с мыслью о нем. Именно в таком  действии и проявляется истинность мысли.

Итак, введение принципа практики в познавательный процесс позволило  Марксу и Энгельсу решить вопрос о  тождестве мышления и бытия, соединить  теоретический и практический разум  и, таким образом, в определенной форме разрешить основные проблемы немецкой классической философии.

Главными произведениями основателей марксизма являются:

«Тезисы о Фейербахе» К.Маркса;

«Капитал» К.Маркса;

«Экономическо-философские  рукописи 1844 г.» К.Маркса;

«Манифест Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса;

«Святое семейство» и «Немецкая  идеология» К.Маркса и Ф.Энгельса;

«Диалектика природы» Ф.Энгельса;

«Анти-Дюринг» Ф.Энгельса;

«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»  Ф.Энгельса;

«Происхождение семьи, частной  собственности и государства» Ф.Энгельса.

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Существование множества  философских учений, школ, течений  и направлений характеризует  историко-философский процесс со стороны его внутренней дифференциации и поляризации. Развитие философии  предстает как столкновение философских  подходов, борьба идей, принципов и  личностей. Таким образом, трудность  в уяснении того, что представляет собой философия, в значительной мере связана с тем, что философии как таковой просто нет. Реально существовало и существует множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой–то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. В подлинном философе постоянно находится внутренний критик, который никогда не уверен в абсолютной правильности созданных конструкций. Стремясь к абсолютной (высшей) определенности, философия никогда не сможет достичь её.

Во многом я согласна с  философами-диалектиками, но о многом можно и поспорить. В наш век  технического прогресса и духовного  развития многое актуально в выводах  философов прошедших лет, но есть аспекты, которые подходят под Закон  «Отрицания отрицания». Согласно Гегелю, в чем он безусловно прав, мышление – субстанция творческая и творящая. Все особенности гегелевской  теории бытия (ее плюсы и минусы) вытекают из двух некритически принятых посылок:

- идея тождества бытия  и мышления;

- развитие, понимаемое как  бесконечный прогресс, - необходимый  и всеобщий атрибут бытия.

Здесь будет уместно напомнить  лишь три серьезных возражения Гегелю:

- рационализация бытия  приводит к серьезной недооценке  роли случайности, неопределенности  и творческого характера бытия;

- система Гегеля с её  претензией на абсолютную истину, на законченное изображение бытия  противоречит одному из своих  собственных принципов – принципу  всеобщего отрицания и развития, т.е. заключает логическое противоречие;

- принцип тождества бытия  и мышления, дополненный претензией  на истинность своей философии,  имел своим неизбежным следствием  оправдание существующей социальной  действительности как разумной.

Уверовав в фундаментальность  и силу своего философского метода, Гегель слишком высокомерно относился  к представителям современного ему  естествознания и математики, пользовавшихся успешно другими методами, обвиняя  их в теоретической незрелости и  метафизичности. Высокомерная философия  всегда превращается в идеологию  и тем самым выносит себе смертный приговор. Каждая философская система  обладает ценностью только для ее создателя и она не может претендовать на значимость для всех.

Одной из главных проблем  самоопределения философии в  учении о сознании и бытии является вопрос о том, где кончается философское  содержание этих понятий и начинается не-философское и, в частности, научное  их понимание. Правильным ответом на этот вопрос представляется следующий: там, где кончается внутренний рефлексивный опыт мышления и начинается внешний  опыт сознания, внешний опыт деятельности мышления. Этот внешний опыт сознания некоей независимой от него реальности («объективной реальности», «вещи в  себе»), которая имеет источник своего содержания в самой себе, функционируя и развиваясь по собственным законам  этого содержания.

Характеризуя в целом  роль диалектики в современной науке, культуре, общественных преобразованиях, необходимо отметить, что ее положения  определяют основные ориентиры научного мировоззрения, действенного мышления, обусловливают формирование научной  картины мира. Они задают эталоны продуктивных подходов в познании, проектировании, преобразовании сложных объектов, предохраняют от ложных путей, тупиков и ошибок.. Овладение диалектикой позволяет более эффективно организовать имеющиеся знания, углубляет видение и понимание действительности, развивает строгость мышления, расширяет научный и культурный кругозор.

Таким образом, диалектический метод – это философская стратегия  истинного познания и эффективной  деятельности. Знание его основ приобщает  мыслящего человека к генеральным  путям осмысления действительности, выработанным многовековым опытом философии.

Информация о работе Диалектика и метафизика