Диалектика как метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:32, реферат

Краткое описание

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Содержание

Введение
Эволюция термина
Мир объективной диалектики
Исторические формы диалектики
Диалектический метод Маркса
Диалектика как теория
Концепция развития
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диалектика как метод.docx

— 45.31 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем в XX столетии стали все более четко просматриваться и другие, не связанные с процессуальностью аспекты многогранного понятия диалектики. Шаг за шагом прояснялось то обстоятельство, что категориальные основы диалектики таят в себе новые, еще далеко не раскрывшиеся методологические и концептуальные возможности. Необходимость в реализации этих возможностей диктовалась проблемами и социально-историческими реалиями нашего времени.

Для того, чтобы быть адекватным методологическим инструментом в современных условиях, диалектика как теория должна усвоить и отразить в своем категориальном строе новый социальный опыт, итоги развития в сфере культуры, науки и техники. Она должна была, в частности, чутко и активно реагировать на важнейшие "гносеологические уроки" современной научной революции и на все глубинные изменения в стиле мышления естественных и гуманитарных наук XXI века.

Уже революция в физике на рубеже XIX—XX вв. поставила ученых перед необходимостью философского осмысления диалектики прерывного и непрерывного, волнового и корпускулярного, "синхронного" и "диахронного". Позднее, при формировании квантовой физики на первый план всплыли такие вопросы, как соотношение необходимого и случайного, части и целого, субъективного и объективного.

Проблема абсолютного и относительного стала особенно важной в свете разразившегося концептуального кризиса. Следует, однако, признать, что указанная задача в рамках традиционной материалистической диалектики так и не была последовательно решена. Дело не только в том, что в культурно-историческом опыте XX столетия выявились новые грани и проблемные поля диалектики,—сегодня существует необходимость пересмотреть сами онтологические и логико-гносеологические основы диалектического мышления с учетом тех "методологических уроков", которые преподала нам современная наука. Частично проблемы такого рода были осмыслены в рамках системного подхода, в синергетике, в интервальной диалектике как методологии изучения многомерного мира.

Заключение

 

Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики». На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика».

 В китайской философии  диалектика традиционно связывается  с категориями Ян и Инь. С  точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь  и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга.

 В средние века диалектика  являлась частью семи свободных  искусств и понималась обычно  в широком смысле как способность  вести спор посредством вопросов  и ответов, искусство составлять  силлогизмы, используя вероятностные  и правдоподобные аргументы по  предложенному вопросу, а также  искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

 В утверждении диалектического  взгляда на мир большую роль  сыграла идеалистическая диалектика  немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени  развития идеалистическая диалектика  достигла в философской системе  Гегеля. Одной из форм диалектики  явилась ее марксистская модель  — материалистическая диалектика. Для марксистской диалектики  характерным является объективность  рассмотрения явлений, стремление  постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности  ее многообразных отношений к  другим вещам.

 Диалектическая концепция  развития, в противоположность метафизической, понимает его не как увеличение  и повторение, а как единство  противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Диалектика видит в противоречии источник самодвижения материального мира.

Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи. Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной — результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

 Принципы диалектики  могут быть выражены и конкретизированы  только через ее основные понятия  — категории и законы. Закон  есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений, обусловливающая  их необходимое развитие. Он выражает  определенный порядок причинной  и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. Фундаментальными законами материалистической  диалектики являются: закон единства  и борьбы противоположностей; закон  взаимного перехода количественных  и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

 Законы диалектики  занимают особое место в методологии  познания. Они описывают наиболее  общие, атрибутивные, свойства, как  материального мира, так и информационного  пространства, и потому могут  быть использованы при решении  широкого круга задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

    1. Губин В. А. Философия: актуальные проблемы. М.: РГГУ, 2005. С. 271-275.
    2. Джохадзе, Д. В., Джохадзе, Н. И. История диалектики: Эпоха античности. М.: КомКнига, 2010. С.154-160.
    3. Природа философского знания. Что такое философия? // Материалы «круглого стола» МГУ им. М. В. Ломоносова.  2005. № 2. С. 73―81.
    4. Радугин А.А. Философия. М.: Владос,1995. С.146-152.
    5. Философия/ Под ред. В.Н. Лавриненко. М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005.С.331-333.
    6. Философия / Под ред. Ю.А. Харина. Мн.: ТетраСистемс,2000. С.73-85.

 


Информация о работе Диалектика как метод