Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:01, контрольная работа
Целью контрольной работы является рассмотреть диалектику как метод познания, как учение о единстве и движении всего сущего.
Введение 3
1. Диалектика как метод познания 4
2. Диалектика как система. Принципы диалектики 7
3. Методы познания диалектики 12
4. Диалектика как учение о единстве и движении всего сущего 14
Заключение 17
Список литературы 18
Классическая наука опиралась на механический детерминизм, согласно которому значение координат и импульсов всех частиц Вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет их состояние в любой прошедший или будущий момент времени. Такой подход означал признание лишь динамических закономерностей. Последние являются формой причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, причем степень возможности появления нового состояния определяется уже не динамическими, а статистическими закономерностями. Статистическая закономерность - это форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет ее последующее состояние не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.
Альтернативой детерминизму выступает индетерминизм - концепция, которая либо отвергает причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер. Сторонники индетерминизма утверждали, что к определенным областям, (например, волевым действиям, процессам, происходящим в микромире) принцип причинной обусловленности неприменим. В действительности же оказался непригодным старый механический детерминизм.
Неотъемлемым элементом диалектики является принцип системности, в соответствии с которым любой процесс или явление следует понимать как целостное образование. Эффект системности обнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное свойство). Другой важной характеристикой системности является иерархичность, субординация - последовательное включение систем низших уровней в системы более высоких уровней. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Системный
способ объединения элементов выражает
их принципиальное единство: благодаря
иерархичному включению систем разных
уровней друг в друга любой
элемент любой системы
Современная
диалектика содержит в себе и другие
принципы. Нет строгого для всех
обязательного перечня
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной связи и развитии, но и научным методом познания, позволяющим вскрывать сущность явлений и процессов.
Любая наука, учебная дисциплина имеют определённый метод. Под методом понимается совокупность принципов, правил, приёмов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, объективно отражающих действительность. Методология - учение о методе, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания материального мира.
Чем совершеннее методы изучения явлений и чем больше таких методов, тем шире возможности науки. Плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы - продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приёмов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономе6рностях.
Теория государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению своего основного предназначения - служить научным ориентиром государственно-правовой практике. Так Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарём, освещающим путь учёному, считая, что даже хромой, идущий с фонарём по дороге, определит того, кто бежит впотьмах без дороги.
Многовековой
мировой опыт государственно-правового
развития вызвал к жизни многочисленные
и многообразные политико-
Методы теории государства и права тесно связаны с её предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы - как, какими способами она это делает. В основе метода лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука - бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооружённая адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.
Теперь
перейдем к материалистической диалектике.
По справедливому замечанию
Построение классической системы диалектики связано с именем немецкого философа Гегеля Г. Как объективный идеалист, Гегель первичной считал мировую идею, разум, вторичным - всё материальное, выражающее эту идею. Духовное в этом случае является творцом окружающего мира. Гегель дал классический анализ философских парных категорий: качества и количества, причины и следствия, случайности и необходимости. Им сформулированы три основных закона диалектики: закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.
Марксизм, восприняв диалектику Гегеля и предшествующие учения материалистов, решил проблему соотношения материи и сознания в пользу первичности материи, бытия. Материя, окружающий мир существуют сами по себе, а не потому, что они отражаются в сознании человека.
Метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов [6, с.67-68]
Существует много категорий диалектики. Сущность, например, это есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Понятие сущности соотносительно с понятием содержания, выражая не всё содержание целиком, а лишь главное, основное в нём. Открытие сущности чего-либо есть проникновение в глубины вещей, в их основные свойства, выявление причин её возникновения и законов функционирования. Сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.
Если сущность — это нечто общее, то явление — единичное, выражающее лишь какой-то момент сущности. Если сущность есть нечто глубинное, то явление — внешнее, более богатое, красочное. Сущность — есть нечто устойчивое и необходимое, а явление — это переходящее, изменчивое, случайное. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне, во взаимодействии со всем иным.
Единичное, особенное,
Объекты действительности обладают
своеобразием, благодаря которому
они отличаются друг от
друга. Поэтому каждый отдельный
объект воспринимается как
нечто единичное. Таким
образом единичное —
Диалектика единичного и общего универсальна, и общее проявляется не иначе как в единичном и через единичное.
Философскими понятиями, с
помощью которых ранее
всего, и притом долгое
время, осмысливалось “
Под частями понимали такие
“ предметы ”, которые в
своей совокупности образуют
новые, более сложные
Тайна целостности, её несводимости
к простой сумме частей
заключается в связи,
Учёт диалектического
Существуют ещё и другие
категории диалектики, как-то:
возможность и
Устойчивые, повторяющиеся связи
тех или иных явлений
называют законами. Признание
универсальной
Диалектика – это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия и развития всего сущего. Диалектика – это способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамическое целое. Объективная диалектика – процессы взаимодействия и развития, царящие во всем мире. Субъективная диалектика – отражение процессов, царящих в мире, в головах людей. Это движение человеческих мыслей и представлений.
Все развитие диалектики должно предостерегать нас против опасностей, неотделимых от философского системосозидания. Оно напоминает нам, что философия не должна быть основанием для каких бы то ни было научных систем и что философам следует быть гораздо скромнее в своих притязаниях. Было бы чрезвычайно полезно, если бы они обратились к исследованию критических методов науки.