Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:41, доклад
_Диалекгику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Принципы диалектики
___С примерами диалектического мышления мы уже знакомы по изложению в историко-философском разделе учебника идей Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. Обобщенно совокупность разработанных ими принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне:
• всеобщая взаимосвязь всех явлений;
• всеобщность движения и развития;
• источник развития — становление и разрешение противоречий;
В немецкой классической философии
Немецкий классический идеализм рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту, — иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.
Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».
Диалектика марксизма
Основные статьи: Марксизм, Диалектический материализм, Материалистическая диалектика
Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову. Именно поэтому следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма.
Маркс понимает философию как науку и пытается построить её по научному методу. Сознание Марксом понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Диалектика же выступает в качестве закона развития этой материи.
Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля:[2]
Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.
Последователями Маркса, главным образом, советскими, была создана особая философская школа — диалектический материализм. В диалектическом материализме диалектика Гегеля была воспринята в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики»:
Диалектика в советской и российской философии
В советское время единственной допустимой формой диалектики считалась материалистическая диалектика, и к попыткам неортодоксального ее развития относились с подозрением. После распада СССР диалектика в значительной степени потеряла своё распространение, хотя ряд авторов продолжает оценивать её позитивно. Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции, были Г. С. Батищев, А. Ф. Лосев, З. М. Оруджев, Э. В. Ильенков, В. А. Вазюлин и другие.
Диалектика сегодня
Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Так, в синергетике подробно разработаны закономерности перехода от количественных изменений к качественным.
Критика гегелевской диалектики и диалектики марксизма
Шопенгауэр
Гегелевскую диалектику и философию активно критиковал его современник Артур Шопенгауэр, знавший Гегеля лично:[3]
|
Гегель, назначенный властями сверху в качестве дипломированного Великого философа, был глупый, скучный, противный, безграмотный шарлатан, который достиг вершин наглости в наскребании и преподнесении безумнейшей мистифицирующей чепухи. Эта чепуха была шумно объявлена бессмертной мудростью корыстными последователями и с готовностью принята всеми дураками, которые, таким образом, соединились в столь совершенный хор восхищения, который вряд ли когда-либо звучал ранее. Широчайшее поле духовного влияния, предоставленное Гегелю власть предержащими, позволило ему добиться успеха в деле интеллектуального разложения целого поколения. |
|
Поппер
Критику диалектики гегелевского типа дает Карл Поппер в статье «Что такое диалектика?». По мнению К. Поппера, диалектика — это эмпирическая, описательная теория, которая устанавливает, что некоторые события или исторические процессы происходят определенным типичным образом — в соответствии с диалектической триадой. Диалектическое развитие можно объяснить, показав, что оно происходит в соответствии с методом проб и ошибок, а диалектика является частным случаем метода проб и ошибок. К. Поппер отвергает претензии диалектиков на то, что их философская теория является фундаментальной теорией, аналогичной логике, то есть общей теорией вывода, применимой всегда и везде.
Диалектики делают неверный вывод, что нет нужды избегать противоречий. К. Поппер обвиняет сторонников диалектики в покушении на закон исключения противоречия формальной логики, который гласит, что два противоречащих друг другу высказывания не могут быть истинными одновременно. А из допущения двух противоречащих высказываний можно вывести любое высказывание, что делает этот метод бессмысленным.
Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, ведь критика, в сущности, сводится к выявлению противоречия в теории. Расплывчатое утверждение диалектиков, что противоречия неизбежны и что избавляться от них даже нежелательно, ведет к опасному заблуждению, поскольку так называемая плодотворность противоречий, есть просто результат нашего решения не мириться с ними (следуя закону исключения противоречия). Оно опасно, поскольку мнение, что от противоречий избавляться не следует или невозможно избавиться, с необходимостью приводит к концу и науки и критики, то есть к концу рациональности. Смирение с противоречиями и критикой, по мнению Поппера, есть не что иное как «железобетонный» догматизм.
К. Поппер отмечает, что в диалектике
неправильно употребляются
Законы диалектики
1. Основные законы диалектики
1.1 Закон взаимного перехода количественных
и качественных изменений
1.2 Закон единства и борьбы
противоположностей
1.3 Закон отрицания отрицания
Список использованных источников
1. Основные законы диалектики
1.1 Закон взаимного перехода количественных
и качественных изменений
Диалектика - теория и метод осмысления
новых граней бытия, конкретных ситуаций,
проблем. Диалектика постигает окружающее
через диалог мысли и действия, через анализ
и синтез взаимоисключающих и взаимополагающих
мнений и точек зрения. Диалектика учит
мудрости, учит избегать ошибок. В своем
внутреннем основании диалектика едина,
в проявлениях, формах и способах применения
- разнообразна и многомерна. В исходных
установках и целях она относительно устойчива,
в конкретных приложениях и воплощениях
- изменчива, постоянно совершенствуется
(последнее видно, хотя бы, на примере обогащения
диалектики идеями синергетики).
Закон взаимного перехода количественных
и качественных изменений показывает,
как осуществляются связи и происходит
развитие, каков их механизм. Содержание
действия этого закона раскрывается через
категории: «качество», «количество»,
«свойство», «мера», «скачок».
Человек издавна пытался выявить природу
качественных и количественных характеристик
в строении и динамике мироздания. Пифагорейцы
утверждали, что числа, выражающие количественные
соотношения, являются элементами всех
вещей, придают гармонию сферам Солнечной
системы. Отличие друг от друга неодинаковых
вещей и процессов, т.е. их качественное
своеобразие, пытались объяснить Фалес,
Анаксимен и Гераклит. Аристотель ввел
категории качества и количества для определения
фундаментальных свойств природы и познания.
Качеству он приписывал следующие контексты:
свойства и состояния, как преходящие,
так и стабильные, присущие вещи и явлению
в процессе их существования; внешний
облик вещи. Количество Аристотель рассматривал
с точки зрения «множества» и «величины»,
«равенства» либо «неравенства».
В средневековье утверждалось представление
о «скрытых» качествах как вечных и неизменных
«формах», предопределяющих свойства
предметов. В Новое время Бойль, Ньютон,
Гоббс, Локк, Спиноза и другие естествоиспытатели
и философы продолжили разработку теории
качеств, подразделяя их на первичные
и вторичные, объективные и субъективные.
В философской и научной мысли нередким
был разрыв количества и качества: сведение
качества к количеству (Демокрит, Гассенди,
Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных
изменений на якобы навсегда данные качественные
различия (теория преформизма в биологии,
теория геологических катастроф Кювье
и т.п.). В целом же, в философии утвердился
взгляд о взаимозависимости качества
и количества. Гегель распознавал качество
как внутреннюю определенность бытия,
а количество как его внешнюю определенность.
Качество есть обнаружение определенности
объекта (процесса) через совокупность
его признаков. Существование качества
возможно на основе дискретности как принципа
структурной организации материи. Качество
выражает то общее, что характерно для
однородных объектов или процессов, и
одновременно фиксирует, что нечто обладает
спецификой, благодаря которой оно есть
данное конкретное образование. Наиболее
крупные «блоки» качественных различий
- между основными видами материи и соответствующими
им формами движения.
Качество предметов обнаруживается через
их свойства, т.е. «грани» предмета, обусловливающие
его различие или сходство с другими предметами
и проявляющиеся во взаимодействии с ними.
При изменении условий отдельные свойства
предметов меняются или исчезают совсем.
Различают актуальные (реализованные)
и потенциальные, носящие скрытый характер,
свойства.
Количество - философская категория, которая
характеризует темпы протекания процессов,
подвижность и изменчивость вещей, степень
развития либо интенсивности свойств
объектов или процессов. Количество измеримо
либо вычислимо средствами математического
знания. Провозглашенный Галилеем (1564
- 1642) принцип количественного подхода
к явлениям выступает методологическим
фундаментом точного естествознания,
предпосылкой научно-технического прогресса.
Д.И. Менделеев считал, что наука начинается
там, где начинается измерение. ^Процесс
математизации особенно усилился с развитием
ЭВМ. Чем сложнее явление (в области политики,
нравственности, эстетического восприятия
мира и пр.), тем труднее подвергнуть его
изучению количественными методами. Ф.
Энгельс в «Диалектике природы» подчеркивал,
что в биологии и в истории общества, в
отличие от точных наук, количества не
могут быть четко измерены и прослежены.
Аналогично рассуждают некоторые современные
авторы, которые утверждают, что такие
феномены и процессы, как «национально-культурные
традиции, верования, подсознательное...
зачастую... не вкладываются... в количественно
исчисляемые статистические столбцы или
математические формулы» И все же, объективно
количественная сторона у сложных объектов
имеется, хотя она не выражается в точных
количественных параметрах. О культурных
традициях у того или иного этноса, вероятно,
можно опосредованно, приблизительно
судить, например, по числу людей, придерживающихся
определенных ритуалов, о религиозной
вере - по количеству людей, соблюдающих
посты, о нравственности человека - по
числу его добрых поступков и т.д. Названные
количественные ориентиры, конечно, дополняются
и другими показателями. Количественные
отношения, помимо измерений, также улавливаются
использованием сравнений (выше, интенсивнее
и т.п.).
В процессе развития количественные изменения
на известной ступени переходят в качественные
различия (например, переходы воды из одного
агрегатного состояния в другое в соответствии
с изменением температуры, давления и
других факторов, превращения одних химических
элементов в другие в зависимости от изменения
величины заряда ядра атома), а новые качества
порождают новые возможности и интервалы
количественных изменений.
Качество и количество - это противоположные
и в то же время неразрывно связанные между
собой характеристики предметов, что выражается
понятием меры. Ничего слишком, все хорошо,
что в меру, утверждал Хилон. Пользуйся
мерой, настаивал Фалес. Платон видел в
тезисе «ничего сверх меры» синоним мудрости.
Гегель определил меру как единство качественного
количества. Мера возникает благодаря
двойному переходу (качества в количество,
количества в качество). Мера - такой интервал
количественных изменений, в пределах
которого сохраняется качественная определенность
предмета. Во многих явлениях (особенно
социальных и духовных) положение границ
интервала является нечетким и трудноопределяемым.
Мир и его фрагменты характеризуются единством
относительной исчерпаемости и неисчерпаемости
(бесконечности), а развитие есть единство
непрерывности (изменений в границах меры)
и прерывности (изменения самой меры).
Гегель установил, что действительное
целое есть результат вместе со своим
становлением74. Ф. Энгельс указывал, что
существенным моментом развития является
опосредование противоположностей, когда
«все различия сливаются в промежуточных
ступенях, все противоположности переходят
друг в друга через посредство промежуточных
членов»75. Промежуточность есть свидетельство
объективной текучести вещей, вечного
становления всего сущего. Между старым
и новым качеством находится переходное
состояние вещи, объекта. Оно представляет
собой нечто специфически единое, целостное,
системное по отношению к обоим смыкающимся
полюсам (старому и новому качествам).
Одновременно оно неустойчиво, внутренне
раздвоено происходящим обострением борьбы
нового и старого. Для переходного состояния
характерна ситуация относительного равновесия
противоположных полюсов. В рамках переходного
периода противоположности существуют
одновременно, взаимодействуя как две
структуры в одном «организме», системе
(так, по поводу экономики переходного
периода Ленин писал, что «в данном строе
есть элементы, частички, кусочки и капитализма,
и социализма»76). В переходных состояниях
социума «сталкиваются» традиции и новации,
остатки прошлого и потенции будущего.
Человек, вовлеченный в ситуации переходности,
сомневающийся, колеблющийся, вынужденный
в условиях неустойчивости и неопределенности
принимать рискованные решения, стоит
перед необходимостью участвовать порой
в рассогласованной деятельности, которая
порождает асинхронность в его внутреннем
мире и оценивается им как кризис.
Переходное состояние, вероятно, ведет
к двояким последствиям. Первое связано
с экспансией нового, когда из двух качеств
новое развивается далее под возрастающим
влиянием имманентных закономерностей,
что позволяет переломить инерцию старой
системы и дать начало новому качеству.
Происходит самоотрицание старого качества
в силу исчерпания его ресурсов новым
качеством. Применительно к социальной
жизни в современном переходном состоянии
общества в СНГ напрашивается сценарий
утверждения продуктивного неокапитализма
или гуманно-демократического социализма
(ведь рабство, феодализм и «дикий капитализм»
- пройденные человечеством ступени, а
«государственный социализм» неперспективен).
Во втором варианте последствий переходное
состояние ведет к разнообразию реальности,
превосходящей возможности любой отдельно
взятой системы, к «синтезу» старого и
нового качеств. В социуме это приведет
к синтезу труда и капитала, к наполнению
капитализма позитивными параметрами
социализма, а социализма - положительными
чертами капитализма. Появляются страны,
в которых существует социализм с капиталистическими
элементами (Китай, Вьетнам и др.) и капитализм
с чертами социализма (Швеция, Норвегия
и др.).
В общественной жизни переходные состояния
объективны. Вместе с тем здесь велика
роль субъективного фактора, ибо выбор
вариантов и форм переходов в значительной
степени зависит от интересов и энергии
социальных и этнических общностей, политических
партий.
Механизм бифуркаций делает понятным,
«как может чисто количественный рост
приводить к качественно новому выбору»77.
В первом приближении в одном из аспектов
закон взаимного перехода количественных
и качественных изменений с позиций синергетики
может быть выражен в законе бифуркаций.
Корреляции способны возникать спонтанно
в результате комбинирования внутренних
взаимодействий в системе с внешними взаимодействиями
системы со средой.
Скачок — переход количественных изменений
в качественные или переход из одного
качественного состояния в другое (в результате
превышения меры). Скачок означает: перерыв
постепенности, непрерывности количественных
изменений прежнего явления; превращение
в противоположность, «насыщенность»
противоречиями и их разрешение; момент
развития с удержанием положительного
содержания отрицаемого («снятие»). Примеры
скачков: образование звезд и планет, появление
жизни на Земле, формирование новых видов
растений и животных, человека и его сознания,
смена типов цивилизаций и формаций, социальные
революции. Скачки осуществляются как
в форме «взрыва», так и растянуто во времени.
Применительно к обществу формируется
взгляд, что прогрессивная эволюция, замедленная
или ускоренная в зависимости от обстоятельств,
без внешнего насилия, составляет ведущую
тенденцию развития. Но в целом развитие
сущего носит эволюционно-скачкообразный
характер.
Итак, рассматриваемый закон диалектики
устанавливает, что количественные изменения
на известной ступени скачком переходят
в качественные различия с возникновением
обладающего новой мерой свойств предмета.
Вновь образованное качество, имея новые
количественные параметры, делает возможным
новый виток развития.
1.2 Закон единства и борьбы противоположностей
Закон единства и борьбы противоположностей
выявляет источник развития и связей всех
природных, социальных и духовных объектов,
раскрывается через категории: «противоположность»,
«противоречие», «единство», «борьба противоположностей»,
«тождество», «различие».
Объекты бытия представляют собой определенную
целостность со своими противоположностями.
Уже в древности утверждалось, что все
существующее в мире есть результат столкновения
противоположных сил: доброго и злого
начал (в египетском мифе о борьбе Осириса
и Гора); Инь и Ян (в китайской мифологии)
- взаимодействия добра и зла, красоты
и безобразия, мужчины и женщины, солнца
и луны, небес и земли, наслаждения и страдания
и т.д.
Наличие противоположностей в объектах
и их отражение в сознании нашло свое выражение
в апориях и антиномиях. Аристотель характеризовал
апории как равнозначность противоположных
заключений. Антиномии, по Канту, - это
противоположения, которые могут быть
аргументированы с одинаковой степенью
логической доказательности. Это: 1) мир
имеет начало во времени и пространстве;
мир безграничен; 2) все в мире состоит
из простого; нет ничего простого, все
сложно; 3) в мире существует свобода; никакой
свободы нет, все совершается по законам
природы; 4) Бог есть необходимость, первопричина
мира; Бога в мире нет. Примером казуистического
вопроса у Канта явился также следующий:
самоубийство аморально; самоубийство
воина, не желающего попасть в плен, оправданно.
Примерами преобразования антиномий в
диалектические выводы могут быть афоризм
Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю»,
вывод Гегеля о том, что движущееся тело
одновременно находится и не находится
в одном и том же месте, вывод Маркса, характеризующий
возникновение капитала (в обращении и
в то же время не в обращении).
Фиксация противоположных черт бытия
на уровне обыденного сознания (белое
— черное, правое — левое, верх — низ,
красивое - безобразное и т.д.) еще не позволяет
постичь сущность диалектической противоречивости
мира и его фрагментов. В научном познании
мира и человека выделяются ключевые противоположности
(основные стороны, тенденции, силы предмета,
явления, процесса), взаимодействие которых
выражает глубинную суть предметов и является
источником развития. В неорганической
природе - это отношение вещества и поля,
частиц и античастиц, положительных и
отрицательных зарядов, притяжения и отталкивания,
действия и противодействия, соединения
и диссоциации атомов и др. В живой природе
- ассимиляция и диссимиляция, наследственность
и изменчивость, возбуждение и торможение
в физиологических процессах и т.д. В обществе
противоречия выражаются между производительными
силами и производственными отношениями,
базисом и надстройкой, целеполаганием
и стихийностью и пр. В математике, с количественной
стороны отражающей мир, противоположностями
выступают плюс и минус, возведение в степень
и извлечение корня, дифференцирование
и интегрирование. В познании взаимодействуют
анализ и синтез, индукция и дедукция,
чувства и мышления. Тот или иной природный,
социальный или духовный объект или процесс
представляет собой не только взаимоотношение
двух противоположностей, а целостную
систему с присущей ей гаммой взаимосвязанных
противоположностей.
Нередко исходная реальность раздваивается
на самое себя и собственную противоположность.
Так, природа как бессознательно осуществляющийся
процесс на определенном этапе породила
из себя свою противоположность - общество,
т.е. сферу человеческой жизнедеятельности,
осуществляемой с участием сознания.
Часто противоположности взаимопогружены
друг в друга. Это проявляется в противоречиях,
возникающих при поисках оптимального
сочетания свободы личности и потребностей
общества, материальных и культурно-моральных
стимулов к труду, жизненно необходимых
и творческих мотивов деятельности, конкурентности
и коллективистской солидарности, социального
равенства и различий в доходах и т.п.
Подвижное отношение между противоположностями
есть диалектическое противоречие. Противоречие
в своем изначальном смысле означает рассогласование
в речи, высказываниях о некотором предмете
пары суждений, из которых одно отрицает
другое, что является результатом нечеткости,
нелогичности. Многие философы допускали
противоречия в качестве феномена мышления,
возникающего из-за нарушения требований
формальной логики, отвергая противоречивость
бытия. Противоречия в силу всеобщности
развития присущи не только познанию,
но и всем формам бытия мира.
Социальные противоречия имеют субъект-субъектный
(между людьми, различными их общностями)
и субъект- объектный характер (по поводу
таких объектов, как техника, собственность,
власть и т.д.). Диалектика требует мыслить
и на базе ценностей (оценок) действовать,
разрешая противоречия, в соответствии
с всеобщими закономерностями материального
и духовного бытия.
Противоречивое отношение между противоположными
сторонами, тенденциями, взятое в движении,
есть борьба противоположностей, их «взаимоотрицание».
Применительно к обществу борьба может
быть в буквальном смысле (социальных,
политических сил за свои интересы). В
целом же слово «борьба» употребляется
метафорически.
Начальный этап развертывания взаимодействия
противоположных сторон единого обозначает
категория «тождество». Относительное
тождество перерастает в несовпадение,
несовместимость и, наконец, во взаимоисключение
противоположностей. Гегель определил
следующие этапы взаимодействия сторон
целого - тождество, различие, противоположность
и собственно противоречие. К. Маркс на
примере развертывания стоимостного отношения
дополнительно поместил этап двойного
существования. Переходное состояние
объекта и есть его двойное существование.
Этапы взаимодействия сторон целого вызывают
состояние гармонии, дисгармонии и конфликта
противоположностей.
В состоянии гармонии каждая из сторон
содействует более полному раскрытию
возможностей другой стороны и системы
в целом. Увеличивается пластичность,
надежность системы. Дисгармония связана
с расшатыванием общих структур, с развитием
одной стороны за счет другой. Она характеризуется
появлением, углублением и обострением
взаимоотношений между противоположностями,
преобладанием разнонаправленности и
взаимоотрицания. Конфликт (в широком
смысле столкновение, противостояние
сторон) как высшая ступень противоречия
свидетельствует о несовместимости противоположностей
в рамках того или иного объекта или процесса
и ведет к отмиранию старого и возникновению
нового объекта или процесса, к синтезу
позитивных элементов старого и нового
качеств.
В истории философии нередко преувеличивается
значение то ли единства, то ли борьбы
противоположностей. Абсолютизация борьбы
противоположностей выражена в формуле
Гераклита: «Война - отец всех вещей». Преувеличение
единства противоположностей просматривается
в позитивистской теории равновесия (XIX
в.), в структурно-функциональном анализе
(XX в.), где общество представлено как стабильная
система, стремящаяся самоподдерживать
состояние социального порядка и гармонии.
Точка зрения, обращающая внимание на
единство противоположностей, исходит
из принципа дополнительности. Д. Бруно
писал: «Одна противоположность является
началом другой... Уничтожение есть не
что иное, как возникновение, и возникновение
есть не что иное, как уничтожение: любовь
есть ненависть; ненависть есть любовь».
В лоне русской философии и культуры XIX
— начала XX в. обосновывалась концепция
всечеловеческого единства, объединения
народов мира в нерасчлененное целое (П.Я.
Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев,
Н.А. Бердяев и др.). На базе духовного единения
людей, общности их идеалов и ценностей
развивалась идея соборности (А.С. Хомяков,
Е.Н. и С.Н. Трубецкие), где подчеркивалась
значимость человеческого коллективизма.
Под эту идею есть солидный опыт вечевого
народного собрания, общинного самоуправления,
казачьего круга, земства.
Одним из проявлений принципа дополнительности
выступает содействие противоположностей.
Например, в результате действия закона
всемирного тяготения планеты Солнечной
системы притягиваются Солнцем. Вращение
планет в то же время совершается в силу
действия центробежных сил. Взаимодействие
(содействие, взаимодополнение) центростремительных
и центробежных сил создает определенное
равновесие. Или, живой организм сохраняет
себя, пока находится в пределах меры,
где ассимиляция и диссимиляция сбалансированы,
дополняют друг друга.
Наука XX в. обнаружила, что элементарные
частицы есть одновременно волны. В них
выражено сочетание (взаимодополнение)
сосредоточенности в точке (частица) и
протяженности в пространстве (волна).
В социуме принцип дополнительности выражается
через консенсус, консолидацию, компромисс,
конвергенцию, что нацеливает на нахождение
взаимоуравновешенности, определенного
баланса противоположных сил.
Вместе с тем недопустимо преувеличивать
единство противоположностей (как и их
борьбу). Помимо линии на достижение «симфонии»
(консенсуса) противоположностей, тенденция
их какофонии отнюдь не исчезла, а в ряде
моментов дифференциация интересов (за
рынки сбыта, ресурсы Земли) усиливает
антагонизм регионов, государств, народов.
Интеграционные процессы поднимают значение
единства противоположностей (нарастает
взаимозависимость в едином целостном
мире), а сохраняющиеся дифференционные
импульсы - борьбы противоположностей.
Итак, наряду с принципом дополнительности
действует принцип оппозиции, которые
сосуществуют.
Классическая диалектика гласит, что борьба
противоположностей абсолютна, а единство
относительно. Между тем, в борьбе противоположностей
выражен стимул к изменению системы, а
в единстве заключена основа ее устойчивости.
Изменчивость и устойчивость бытия и его
фрагментов одинаково объективны и значимы.
Поэтому, как показал предыдущий анализ,
резко разводить моменты «единства» и
«борьбы» противоположностей ошибочно.
В рамках синергетики закон единства и
борьбы противоположностей в одном из
аспектов проявляется во взаимодействии
конкуренции и кооперации. Внутреннее
взаимодействие между элементами системы
представляет собой столкновение причин,
часть из которых находится в состоянии
конкуренции (деятельности в различных,
даже противоположных направлениях), а
другая — кооперации (деятельности в одном
направлении). Конечный результат развития
(отбора) определяется равнодействующей
всех взаимодействующих причин.
Результат развития (отбора) обладает
свойствами интеграции (объединения) и
ветвистости (дифференциации, многообразия).
Если в биологическом отборе идет борьба
за приспособление, существование организмов
в среде, то в социальном с его объективной
и субъективной (общезначимые желания
людей) составляющими — за преобразование,
трансформацию человека и социума. В социальном
отборе присутствуют естественная (природная)
и социальная (общественная) стороны, которые,
переплетаясь, взаимодействуя, определяют
развитие и связи общества. В социуме проявляются
две противоположные тенденции:
1) стремление социальных систем к устойчивости;
2) стремление к изменчивости (нарушение
равновесия).
В целом, закон взаимопроникновения противоположностей
вскрывает в развитии импульс, побудительную
силу, указывает, что основой изменений
является борьба противоположностей,
а основой относительной стабильности
— единство сторон, тенденций того или
иного процесса, явления.
1.3 Закон отрицания отрицания
Рассматриваемый закон характеризует
направление и форму развития, поступательность
и преемственность, относительную повторяемость
определенных моментов старого. Основополагающей
для данного закона является категория
диалектического отрицания.
Ряд философских направлений упрощенно
рассматривает отрицание: как движение
вспять, разрушение; имеющее место лишь
в мышлении, особенно в негативных эмоциональных
состояниях сознания, либо лишь в социальных
процессах.
Реально отрицание носит всеобщий характер.
«Для диалектической философии, — отмечал
Ф. Энгельс, - нет ничего раз и навсегда
установленного, безусловного, святого.
На всем и во всем видит она печать неизбежного
падения, и ничто не может устоять перед
ней, кроме непрерывного процесса возникновения
и уничтожения».
Противоречивость явлений предполагает
скачкообразный переход от одного качества
к другому, что со стороны взаимоотношения
старого и нового выступает процессом
отрицания. Воздействие на предмет (например,
размалывание зерна) может привести к
гибели этого предмета, что, однако, не
означает остановки развития, ведь полученный
от размалывания продукт, употребляемый
в пищу, способствует развитию человека
или животного. Любое действие представляет
собой не изолированный акт, а находится
в системе объективных взаимосвязей вещей.
Например, хищники, истребляя менее приспособленных
особей, содействуют их естественному
отбору, т.е. прекращение индивидуального
развития отдельных особей сопровождается
в целом совершенствованием вида. «Отрицательное,
- писал Гегель, - равным образом и положительно...,
противоречащее себе не переходит в...
ничто...»
В обществе не всякое отрицание - диалектическое,
существует и метафизическое. Метафизичность
отрицания проявляется в преувеличении
момента разрушения (уничтожение храмов,
исторических памятников), при абсолютизации
одной из сторон противоречия. Например,
попытки создать государственный социализм
как антикапитализм привели к подавлению
рынка, следствием чего стала «затратная»
экономика, имитация труда и общественной
активности, в целом - застой в разных сферах
жизни. Ненаучно также стремление формировать
«чистый» капитализм без привнесения
положительных моментов социализма. Как
отмечают некоторые исследователи, Запад
умело вплел в рыночную ткань элементы
мобилизационного механизма, в особенности
в военной и научно-технической областях.
Метафизическое отрицание признает лишь
внешнее отрицание, абсолютизирует уничтожение,
рассматривает соотношение старого и
нового по принципу «или-или». Диалектическое
отрицание исходит из внутренней природы
самоотрицания и одновременно учитывает
внешние факторы отрицания (применительно
к обществу), характеризует отрицание
как момент связи и развития с удержанием
положительного, соотносит старое и новое
по принципу «и-и». Диалектическое отрицание
применительно к обществу включает в себя
триединый процесс: деструкции (разрушения,
преодоления прежнего), кумуляции (его
частичного сохранения, преемственности,
трансляции) и конструкции (созидания
нового).
Названные моменты отрицания представлены
как идеал, цель и в определенной степени
как реальная практика в обновлении общества
в СНГ, особенно в Беларуси. Разрушается
командно-административная система, используются
некоторые позитивные элементы прошлого,
опыт проводимых ранее преобразований,
профессионализм кадров, традиции патриотизма
и т.д. Конструктивное начало означает
соединение внедрения передовых технологий
с новым механизмом хозяйствования, экономических
мотивов деятельности с социальными и
экологическими регуляторами, правового
государства с человеческим творчеством
и т.д. Главное направление модернизации
общества лежит в созидании: обеспечение
правовых механизмов перехода к социально
ориентированной рыночной экономике;
формирование политических партий и движений,
способных выражать интересы различных
слоев населения; укрепление и расширение
амортизаторов, облегчающих вхождение
масс в рыночную экономику; обретение
идеала, в основе которого - гражданское
согласие.
Деструкция обеспечивает почву для следующей
фазы того или иного процесса. Без кумуляции
процесс всякий раз возвращался бы к исходной
точке. Нарастание же процесса требует
конструкции.
Поиски наглядной модели развития вели
многие философы. Наиболее известно образное
описание развития в форме раскручивающейся
по вертикали спирали, которое давали
Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Последний о содержании
закона отрицания отрицания писал: «Развитие,
как бы повторяющее пройденные уже ступени,
но повторяющее их иначе, на более высокой
базе («отрицание отрицания»), развитие...
по спирали, а не по прямой линии», «...повторение
в высшей стадии известных черт, свойств...
низшей и... возврат якобы к старому».
Спиралевидная форма развития означает
сочетание цикличности (циклов формирования
и гибели, обновления и старения и т.д.),
относительной повторяемости и поступательности.
Преемственность, сохранение старого
в новом и поступательность выражаются
в следующем.
Старое качество продолжает существовать
наряду с новым, более высоким по своему
типу, как необходимое условие его бытия.
Так, появление живых организмов не исключает
неживую природу, животный мир не предполагает
гибель растительности.
Непосредственное сохранение низших форм
организации материи в высших. Например,
в живой клетке главным является обмен
веществ, но сохраняют значение физические
и химические закономерности.
Отрицание отрицания осуществляется как
трансформация, переход от одной стадии
эволюции вещи, какой-либо системы к другой
при сохранении самой ее основы. Примеры:
стадии в развитии человека от эмбрионального
существования детеныша до старости; ступени
в развитии орудий труда: костяные, каменные,
металлические, инструменты, машины и
т.д.
Сохранение приобретений предшествующего
периода в «снятом», т.е. преобразованном,
виде. Гегель писал, что снятие имеет двоякий
смысл: означает сберечь, сохранить и вместе
с тем прекратить, положить конец. С точки
зрения диалектического материализма
отрицание-синтез означает «прибавление».
Например, для античного искусства был
характерен культ человеческого тела,
в нем доминировало земное начало. Средневековое
искусство отрицает этот эстетический
идеал, возвеличивает духовное начало
в человеке. Искусство эпохи Возрождения
восстанавливает античный идеал (повторение
в высшей стадии некоторых черт низших),
но в обогащенной форме, учитывающей и
внешнюю красоту тела, и внутреннюю одухотворенность
человека (отрицание-синтез). Другой пример:
практика показывает, что к успеху ведет
на определенном промежуточном, достаточно
длительном отрезке истории образование
не одной (общественной либо частной),
а системы всех выработанных историей
форм, где совмещены частная, акционерная,
кооперативная, коллективная, государственная,
или общенародная, фор-' мы собственности.
Сосуществуя и взаимодействуя, эти формы
подавляют друг у друга негативные черты
и тенденции и развивают позитивные. Развитие
науки есть не возврат якобы к старому,
а больше похоже на «ветвящееся древо»
обогащающихся и усложняющихся знаний
- ветвей в множащихся направлениях.
Помимо многоступенчатой цепочки отрицаний
(трансформация), общий ритм развития может
быть представлен, по Гегелю, в схеме триады
«тезис-антитезис-синтез» (пример: почка-цветок-плод).
Зачатки представлений о тройственном
цикле развития наметились еще у Платона
и Прокла. На этот счет приведем другие
примеры из истории философии. Это взгляд
Руссо на историю: первоначальное равенство
- порча, вызванная неравенством, - установление
равенства на более высокой ступени (в
современной интерпретации - равенство
всех людей перед законом в правовом государстве,
но отнюдь не равенство в способностях
людей. - В. К.). Или ячменное зерно, попавшее
на благоприятную почву, переходит в стебель
и далее в колос с множеством изменившихся
в большей или меньшей степени зерен (Энгельс).
Гегель предупреждал, что принцип триад
- поверхностная, лишь внешняя сторона
способа познания, однако сам часто злоупотреблял
схематизмом триад. Необходимо в познании
выводить закон отрицания отрицания из
самих явлений, находить его в них (если
он там имеется), а не навязывать его (в
форме схем, априорий) любому развивающемуся
предмету.
С позиций синергетики закон отрицания
отрицания в первом приближении может
быть выражен в законе чередования порядка
и хаоса. Когда структура того или иного
объекта, имеющего начало и конец, в основном
определяется и наступает насыщение информацией,
спираль принимает как бы форму сходящейся.
При этом уменьшается неопределенность
и возрастает уровень организации объекта.
В синергетике порядок и беспорядок - две
стороны одного и того же мира, причем
беспорядок выступает как первичное состояние,
из которого в любой, непредсказуемой
заранее точке может возникнуть нечто
новое. В точках бифуркации возможны самые
различные флуктуации (колебания) процесса.
В социуме бифуркационный скачок может
направить систему в любом направлении.
Поэтому возрастает значение ответственного
и обоснованного выбора людьми своих действий,
так как в современном обществе малые
воздействия на входе (например, на некоторые
региональные, национальные или религиозные
явления) могут вызвать сколь угодно сильный
отклик (результат) на выходе. Следовательно,
необходимо обязательное осмысление последствий
вмешательства человека в характер развития
социальных процессов. Когда тот или иной,
во многом случайный, выбор (социальная
мутация) произойдет и утвердится новый
порядок, тогда на передний план выходит
необходимость событий.
Исходя из теорий цивилизационных кризисов
П.А. Сорокина, экономических циклов Н.Д.
Кондратьева, циклов развития мировой
культуры О. Шпенглера и А. Тойнби, кризис
стал интерпретироваться не как отрицание
предшествующей стадии развития, а как
движущая сила и форма проявления самого
этого развития, различные фазы которого
выражают преемственность мирового процесса.
Кризис в обществе рассматривается также
как революционная ситуация, когда возникает
несоответствие старой социальной структуры
(главным образом формы власти и собственности)
новым социальным элементам (новые люди
и новые корпорации), что порождает в общественном
сознании представления о возможных вариантах
иного структурирования общества.
Реализуясь во взаимодействии противоположностей
и переходе количественных и качественных
изменений, развитие содержит в себе преодоление
старого, преемственность и утверждение
нового, что определяется законом отрицания
отрицания.