Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:42, контрольная работа
Время жизни Диогена, как философа относится к досократовской
философии. Школа киников, к которой относился и Диоген, представляла собой
течение в греческой философии исповедывающее отрицание всего материально –
ценного в жизни т.е.: богатства, удовольствий, моральных канонов и т.д.
Диоген был самым ярым сторонником такого стиля жизни из всех участников
данного течения.
Введение…………………………………………………………..………………….…………3
1 Диоген Синопский и школа киников …………………………..……………..…...……4
Заключение…………………………………………………………………….…………....…11
Список использованных источников………………………..……………………………….13
собака;
. его собственноручные сочинения: «О любви»; «Государство» («Политая»);
«Эдип»; «Фиест». (Трагедия);
Александр Македонский, беседуя с 70-летним Диогеном в Коринфе, в
пригородной кипарисовой роще Кранеоне, сказал, что он, Александр, великий
царь. Диоген довольно беззастенчиво, если не прямо нахально, ответил ему:
«А я — собака Диоген».
- Ищу человека, а не негодяя.
/Такой ответ Диоген дал, когда его, озабоченно что-то разыскивающего днем с
зажженным фонарем, спросили о том, что он делает./
Александр Македонский о Диогене:
- Если бы я не был царем, я хотел бы быть Диогеном.
Антон Павлович Чехов о Диогене:
- Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и
полное презрение к глупой суете мира — вот, блага, которых никогда не знал
человек. И вы можете обладать ими, хотя бы вы жили за тремя решетками.
Диоген жил в бочке однако же был счастливее всех царей земных.
Однажды Диоген
держал речь на городской
его слова с большим удовольствием. Как вдруг он оборвал свою речь, сел на
землю и на глазах у всех испражнился. Все сразу же отшатнулись от него,
называя кто полоумным, а кто бесстыдником.
Однажды некий «прыгун» сказал Диогену:
— Как жаль, Диоген, что ты, с такой закалкой, никогда не участвовал в
Олимпийских состязаниях. Наверняка ты был бы первым!
— Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские.
— В каких же это? — не понял «прыгун».
И, укоризненно качнув головой, сказал Диоген:
. Вы же знаете: я состязаюсь в борьбе с пороками.
Одна из притч Диогена:
. Один владелец несметных богатств, — неторопливо начал Диоген, — созвал на
пир гостей со всех земель, всех народов и языков, всякого звания, пола и
возраста. Будучи щедрым, он выставил перед гостями обильные угощения и
каждого оделил тем, что ему всего полезнее. Приглашенные наслаждались и
благодарили хозяина. Но вот нашелся среди них один, кому показалось мало
того, что назначалось ему, и он стал захватывать то, что назначалось для
его соседей, даже не подумав, что отнимает в том числе у слабых и хворых
и даже малых детей. И стал он отнятое хапать и пихать себе в рот до тех
пор, пока желудок не извергнул все это обратно!.. Так вот, щедрый
владелец богатств — это природа, гости на ее пиру — все люди и народы
мира, а алчный — это богатей, которые отнимают у всех, кто слабее их!
Диоген умер 13.06.323 г. д.н.э., съев сырого осьминога и заболев
холерой; но есть и такая версия, что смерть наступила «от задержки
дыхания».
Соотечественники
воздвигли Диогену много
из них, на родине философа в г. Синопе, вырезали эпитафию:
Время точит и камень, и бронзу,
Но слова твои, Диоген, жить будут вечно!
Ведь ты учил
нас благу довольствоваться
И наметил пути
продвижения к счастливой
Многие киники, как и Диоген, жили подаяниями, но в этой своей бедности
были, следуя и подражая Диогену, довольно остроумны. Один из них, Телес
(III в. до н. э.), говорил богачу: «Ты даешь щедро, а я принимаю
мужественно, не пресмыкаясь, не роняя своего достоинства и не ворча».
В качестве более односторонней формы этой стоической моральной
философии следует рассматривать кинизм, который снова выходит на сцену в
начале христианской эры. Чем больше научные составные части стоической
философии отступали на задний план перед ее практическими требованиями, тем
ближе она подходила к кинизму, из которого некогда вышла; и чем хуже
становились, начиная с последнего века римской республики, нравственные и
политические условия жизни, тем настоятельнее должна была казаться
потребность противодействовать развращенности и бедствиям времени в резкой,
но успешной форме древних киников. Тень этих киников вызвал уже Варрон в
своих «Менипповых сатирах», чтобы как можно резче сказать правду своим
современникам; письма Диогена, по-видимому, уже ставили своей прямой целью
настоящее возрождение кинической школы. Но различить эту школу мы можем
лишь в эпоху Сенеки, который среди киников своего времени чрезвычайно
восхваляет Деметрия. Из позднейших киников самые выдающиеся суть: Эномай из
Гадары при Адриане; Демонакс, который умер в почти столетнем возрасте в 160
г. после Р. X. в Афинах; Перегрин, который позднее назывался Протеем и
который публично сжег себя в 165 г. в Олимпии, и его ученик Феаген. Однако
эта школа, интересная в культурно-историческом отношении, имеет для
истории науки лишь косвенное значение как показатель распространенных
настроений. Кинизм, который даже у лучших своих представителей не был
свободен от некоторых злоупотреблений, для многих служил только поводом к
праздной бродяжнической жизни, к непристойному поведению, к удовлетворению
тщеславия через посредство хвастливых выходок, возбуждавших сенсацию. Ни от
одного из этих позднейших киников до нас не дошло ни одной новой мысли.
Деметрий, а также, несмотря на свои эксцентричности, Перегрин (которого
Геллий, Noct. Att. XII, 11, прославляет, называя его vir gravis et
constans) высказывают те нравственные принципы, которые уже давно сделались
общим достоянием через посредство стоицизма; Демонакс, который в
качестве философа был эклектическим сократиком, пользовался всеобщим
уважением за свой мягкий, любезный, человеколюбивый характер; Эномай в
отрывках своего «Изобличенного обманщика» резко нападает на оракулов и в
связи с этим защищает свободу воли против стоиков. В качестве проповедников
морали эти лица и их
единомышленники оказали
сомнения, благотворное влияние на образ мыслей и настроение своей эпохи.
Однако ни один из них не прославился какими-либо научными заслугами. Но
именно потому, что этот позднейший кинизм был скорее образом жизни, чем
научным мировоззрением, его почти не коснулась смена философских систем; он
пережил все школы, за исключением неоплатонической, сохранился доV века и
имел еще отдельных приверженцев даже вVI веке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
1. Глушак Философия. - Киев.: Культура и жизнь, 1999.- 348 с.
2. Канке В.А. Философия. - Киев.: Культура и жизнь 1997. - 288 с.
3. Кохановский Философия. – Ростов-на-Дону.:, 1996. - 313 с.