Сущность является причиной
не только реально существующего, но и
будущего бытия. В рамках этой парадигмы
Аристотель определяет четыре причины,
детерминирующие бытие:
- сущность и суть бытия,
благодаря чему вещь такова, какова
она есть;
- материя и субстрат
— это то, из чего все возникает;
- движущая причина, означающая
принцип движения;
- достижение поставленной
цели и блага как закономерный
результат деятельности.
Идеи Аристотеля о познании
существенным образом переплетаются с
его логическим учением и диалектикой
и дополняются ими. В области познания
Аристотель не только признавал значение
диалога, спора, дискуссии в достижении
истины, но и выдвинул новые принципы и
идеи о познании и, в частности, учение
о знании правдоподобном и вероятностном
или диалектическом, ведущем к знанию
достоверному, или аподиктическому. Согласно
Аристотелю, диалектике доступно вероятностное
и правдоподобное знание, а истинное знание,
построенное на необходимо истинных положениях,
присуще только аподиктическому знанию.
Разумеется, “аподиктическое” и “диалектическое”
не противопоставляются друг другу, они
связаны между собой.
Диалектические знания, опирающиеся
на чувственное восприятие, исходящее
из опыта и движущееся в области несовместимых
противоположностей, дает только вероятностное
знание, то есть более или менее правдоподобное
мнение о предмете исследования. Чтобы
придать этому знанию большую степень
достоверности, следует сопоставлять
различные мнения, суждения, существующие
или выдвигаемые по выявлении сущности
познаваемого явления. Однако, несмотря
на все эти приемы, получить таким путем
достоверное знание невозможно. Истинное
знание, согласно Аристотелю, достигается
не с помощью чувственного восприятия
или путем опыта, а благодаря деятельности
ума, который обладает необходимыми способностями
для достижения истины. Эти качества ума
присущи человеку не от рождения. Они существуют
у него потенциально. Чтобы эти способности
проявились, необходимо целенаправленно
собрать факты, сконцентрировать ум на
исследование сущности этих фактов и лишь
тогда станет возможным истинное знание.
Так как из способностей мыслить, обладая
которыми, мы познаем истину, — считает
Аристотель — одними всегда постигается
истина, а другие ведут также к ошибкам
(например, мнение и рассуждение), истину
же всегда дают наука и ум, то и никакой
другой род (познания), кроме ума, не является
более точным, чем наука.
К теории познания Аристотеля
вплотную примыкает его логика. Хотя логика
у Аристотеля по содержанию имеет формальный
характер, она является многопрофильной,
так как включает в себя учение о бытии
и учение об истине и познании. Поиск истины
осуществляется через силлогизмы (умозаключения)
с использованием индукции и дедукции.
Существенным элементом поисков истины
выступают десять категорий Аристотеля
(сущность, количество, качество, отношение,
место, время, положение, состояние, действие,
страдание), которые он рассматривает
как тесно взаимосвязанные друг с другом,
подвижные и текучие. Вот один из примеров,
показывающих, как с помощью логического
анализа можно познать истину. Из двух
силлогизмов: “все люди смертны” и “Сократ
есть человек”, можно сделать вывод, что
“Сократ смертен”.
Нельзя не отметить
вклад Аристотеля в классификацию
наук. До Аристотеля хотя уже
и существовали различные науки,
но они были разрозненные отдаленны
друг от' друга, не определена
была их направленность. Естественно,
это создавало определенные трудности
и в их изучении, и в определении
их предмета, и в области применения.
Аристотель был первым, кто провел
как бы инвентаризацию имеющихся
наук и определил их направленность.
Существовавшие науки он разделил
на три группы: теоретические, куда
вошли физика, математика и философия;
практические или нормативные, в
рамках которых политика является
одной из главнейших; поэтические
науки, которые регулируют производство
различных предметов.
В области социальной философии
Аристотель выдвинул также глубокие идеи,
что дает основание рассматривать его
как мыслителя, стоявшего у истоков наших
современных представлений об обществе,
государстве, семьи, человеке, праве, равенстве.
Происхождение общественной
жизни, формирование государства Аристотель
объясняет не божественными, а земными
причинами. Согласно Аристотелю, государство
возникает естественным путем для удовлетворения
жизненных потребностей и целью его существования
является достижение блага людей. Государство
выступает как высшая форма общения между
людьми, благодаря чему все другие формы
человеческих отношений достигают совершенства
и завершения.
Форму государственного правления
Аристотель характеризует как политическую
систему, олицетворяемую верховной властью
в государстве. В зависимости от числа
властвующих (один, немногие, большинство)
определяется форма государства. При этом
существуют как правильные, так и неправильные
формы правления. Критерием правильных
форм правления является их служение общим
государственным интересам, неправильных
— стремление к личному благу, выгоде.
Тремя правильными формами государства
являются монархическое правление (царская
власть), аристократия и политика (полития
— это правление большинства, объединяющее
в себя лучшие стороны аристократии и
демократии). Ошибочными, неправильными
являются тирания, олигархия, демократия.
В свою очередь, каждая форма имеет несколько
разновидностей.
Основную причину возмущения
людей, приводящих порой к смене форм правления,
в том числе, в результате государственных
переворотов, Аристотель видит в отсутствии
в государстве равенства. Именно ради
достижения равенства осуществляются
перевороты и восстания.
В вопросе о земле Аристотель
считает, что должны существовать две
формы собственности на землю: одна предполагает
общее пользование землей государством,
другая — частное владение гражданами,
которые должны на дружественных началах
предоставлять выращенные продукты в
общее пользование других граждан.
Законодательство в государстве
— это неотъемлемая часть политики. Законодатели
должны это учитывать всегда с тем, чтобы
умело и адекватно отражать в законах
своеобразие данного государственного
строя и тем самым способствовать сохранению
и укреплению существующей системы отношений.
Аристотель фактически подвел
итог развитию классической древнегреческой
философии. Он создал весьма дифференцированную
систему знаний, освоение которой продолжается
и поныне.
Заключение.
Если рассматривать философию
древнего мира в целом, следует оценить
огромное значение античной философии.
Духовная цивилизация Запада оказалась
более открытой изменениям, поискам истины
в различных направлениях, в том числе
атеистическом, интеллектуальном, практическом.
В целом же философия древнего мира оказала
огромное влияние на последующую философскую
мысль, культуру, развитие человеческой
цивилизации.
Происходит переход от преимущественного
изучения природы к рассмотрению человека,
его жизни во всех многообразных проявлениях,
возникает субъективистско-антропологическая
тенденция в философии.
Родоначальниками этой тенденции
являются софисты и Сократ. Строго говоря,
именно с их деятельностью начинается
переход от философии как любви к мудрости
вообще, как «первонауки» к философии
в подлинном смысле этого слова - это осмысление,
переживание мыслителем своего места,
своей роли, своего предназначения в бытие.
Следовательно, начиная с Сократа, философия
впервые формулирует основной мировоззренческий
вопрос как вопрос об отношении субъекта
к объекту, духа к природе, мышления к бытию.
В философии Сократа человек становится
единственным бытием.
При написании реферата, я узнала:
о жизни, о философских исканиях и о несправедливой,
но достойной смерти великого человека
- Сократа. изучая данный вопрос, я задумалась
о многих вещах, которые раньше не приходили
мне в голову, например о том, а каково
же мое место в этом мире, живу ли я по правилу
- что тело существует для души, а не наоборот,
ведь часто мы забываем о духовной пище,
пытаясь «насытить» свое тело. Всё о чем
говорит Сократ актуально и в наше время,
возможно, что-то внешне изменилось, но
суть осталась та же. Если бы люди больше
задумывались о душе, наверно и не было
бы столько зла в нашем мире.
Мы кратко рассмотрели историю
античной философии. В заключении следует
сказать, что античная философия, в которой
содержались зачатки основных видов философского
мировоззрения, разрабатывавшиеся во
все последующие века, - это не «музей древностей»,
а живая картина становления теоретической
мысли, полная смелых оригинальных идей.
Это великое торжество разума. Вот почему
она никогда не потеряет своего высокого
значения в глазах мыслящего человечества.
Она явилась настоящей общественной силой
античного мира, а затем и всемирно-исторического
развития философской культуры и каждое
новое поколение, получая высшее образование,
призвано окунуться в этот вечно свежий
поток юной, впервые себя опознавшей философской
мысли. Античная философия вызывает живой
интерес у каждого любознательного человека,
которого волнуют философские вопросы.
Многие проблемы, над которыми размышляли
античные философы, не утратили своей
актуальности и поныне. Изучение античной
философии не только обогащает нас ценной
информацией о результатах размышлений
выдающихся мыслителей, но и способствует
развитию более утонченного философского
мышления у тех, кто с любовью и рвением
углубляется в их творения.
Библиография
- А.Г. Спиркин « Философия» ,Москва
Издательство « Гарларики»
2003
2. А.А.Радугин «Философия»,
Москва 1999. Издательство «Центр»;
3. Интернет.
4. Асмус В.Ф. Античная Философия.
- М.. 1976
5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи
А.А. Платон и Аристотель. - М.. 1993
6. В.С. Нерсесянц «Сократ». 1977г. М. :
«Наука».
7. П.С.Гуревич « Мир философии»
,Москва Издательство
политической литературы
1991.
8. Философия. Учебникпод
ред. В. П. Кохановского. Р/Д, Феникс, 1998
9. Философия. Учебник под
ред. В. Н. Лазаренко, М. 1998.
10. Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Философия:
учебно-
методический комплекс. — Новосибирск:
ГОУ ВПО НГПУ, 2006.
11. Смирнов И.Н., Титов В.Ф.
Философия. М., 1996.
1 Аристотель. Соч. в 4 томах. Т.
1, М ., 1976, С. 327.
2
Платон Федр// Сочинения.в.3.т.М., 1970. Т.2.с.185
3 Платон. Собр. соч. в 4 томах.
Т; 2, М ., 1993, С. 187.
4 http://www.libo.ru