Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:16, контрольная работа
Древнегреческая философия возникла не в собственной Греции, не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира - в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками и развивших раньше, чем это произошло в самой Греции, рабовладельческую промышленность, торговлю и выросшую на их основе духовную культуру. Последняя создавалась не только гением высокоодаренного народа, но, как уже сказано выше, была обусловлена также и его связями со странами более древних восточных цивилизаций Вавилона, Финикии и Египта.
Введение………………………………………………………………………стр.3
Милетская школа……………………………………………………………..стр.4
Фалес…………………………………………………………………………..стр.5
Анаксимандр………………………………………………………………….стр.7
Анаксимен……………………………………………………………………стр.11
Заключение…………………………………………………………………..стр.17
Список литературы………………………………………………………….стр.19
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Милетская школа……………………………………………………………..
Фалес…………………………………………………………………
Анаксимандр…………………………………………………
Анаксимен………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение:
Древнегреческая
философия возникла не в собственной
Греции, не на Балканском полуострове,
а на восточной окраине греческого
мира - в ионийских городах западного
побережья Малой Азии, основанных
греками и развивших раньше, чем
это произошло в самой Греции,
рабовладельческую
Первые материалистические учения на грани VII-VI веков до н. э. возникли в Милете - крупнейшем в VI в. до н. э. из всех малоазиатских греческих городов. С конца VII до конца VI в. до н. э. здесь жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Направленность
их интересов определялась в первую
очередь характером мифологии, традиционных
языческих верований и культов.
Греческая же мифология была религией
природы, и одним из важнейших
вопросов в ней был вопрос о
происхождении мира. Но между мифологией
и философией было существенное различие.
Миф повествовал о том, кто
родил все сущее, а философия
спрашивала, из чего оно произошло.
В "Теогонии" Гесиода читаем, что
раньше всего возник Хаос, затем
Земля, Тартар (подземное царство) и
Эрос - любовное влечение, Хаос породил
Ночь и Мрак, от их любовного союза
возникли День и Эфир. Все три
первых милетских философа сочетали
философское исследование, а также
зачатки научного исследования с
запросами и задачами разносторонней
практической деятельности. Поэтому
они оказались одновременно создателями
первых в Древней Греции астрономических,
математических, физических и биологических
понятий и догадок, конструкторами
первых простейших научных приборов,
а также авторами первых основанных
на наблюдении предсказаний астрономических
и метеорологических явлений.
Милетская школа.
Милетская
школа, первая наивно-материалистическая
школа древнегреческой
Зарождение античной науки. Несмотря на наличие в предфилософские времена в Элладе различных специальных знаний, древнегреческая наука возникает одновременно с философией. Однако античная традиция единодушна в том, что первые античные философы прошли предварительное обучение в Египте и частично в Вавилонии, где они усвоили достижения ближневосточной протонауки. Согласно известному мифу, сама Европа - финикиянка, похищенная Зевсом. Брат Европы Кадм, оказавшись в Греции в поисках сестры, не только основал Фивы, но и принес грекам финикийский алфавит.
Милетская
школа известна как первая философская
школа. В ней впервые сознательно
был поставлен вопрос о первоосновах
всего сущего. И хотя философия
в этот период представляет, собственно,
совокупность всех видов и форм познания
(как теоретического, так и практического),
главный интерес всех представителей
милетской школы охватывает определенный
круг проблем. На первом месте здесь
стоит вопрос о сущности мира. И
хотя отдельные представители
Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до н. э. Происходил он из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета, а также его выгодному положению и торговым контактам. Милет поддерживал торговые связи с Египтом, Персией и Индией. Сам Фалес очень много путешествовал и собирал все доступные сведения, и знания. Интересовался, в частности, астрономией, геометрией и арифметикой. Вавилонское образование дало ему возможность познакомиться с работами халдейских ученых. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.
Фалес,
занимавшийся, помимо философских размышлений,
астрономией и геометрией, гидроинженер
и толковый политик, считался одним
из умнейших людей Древней Греции.
Его имя неизменно упоминалось
в списке семи величайших мудрецов
древности, он «первым был назван
мудрецом». Однако заслуга Фалеса не
только в том, что он сам по себе
был замечательным человеком, получившим
заслуженное признание среди
своих современников и
Интересной является мысль, относящаяся к разделению "небесной сферы". Согласно Фалесу, она делится на пять полос, из которых одна называется арктической (она постоянно видима), вторая полоса - летняя тропическая, третья - равноденствия, четвертая - зимняя тропическая и пятая - антарктическая (постоянно невидимая).
Во время своих странствий в Вавилон и Египет он знакомится с местным сравнительно развитым земледелием, которое способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем согласно большинство античных авторов, знания не только перенимал, но и попытался упорядочить их в определенную систему. Он сформулировал ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны. До сих пор известна так называемая формула Фалеса: «Все углы над гипотенузой (в случае вписанного в окружность треугольника, гипотенуза которого проходит через центр окружности) являются прямыми».
Значительны и его знания, касающиеся отношений прямоугольных треугольников. Он определил условия подобия треугольников, имеющих общую сторону и два угла, прилегающие к ней. Ему приписывается также положение о подобных углах при пересечении двух прямых.
Разносторонние интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось ранее, появляется уже в до-философской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Учитывая математические успехи Фалеса, можно полагать, что к определению воды как основы всего сущего он подошел, исходя из «материального разнообразия путем метода абстракции».
В праоснове Фалеса, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. В этом противоречивом понимании развития можно увидеть определенную тягу к диалектической интерпретации действительности.
С
философскими и астрономическими взглядами
Фалеса тесно связаны его мысли,
которые в наше время называют
геологическими и географическими.
О Земле Фалес полагал, что
она имеет форму диска. С пониманием
воды как первоосновы связан его
взгляд на то, что Земля плавает
в бесконечной воде. Она имеет
поры и отверстия. Землетрясения
он объяснял как колебания Земли
на взволнованной водет
Как видно, стихийно-материалистические взгляды Фалеса были тесно связаны с развитием античной науки, в частности математики и астрономии. Фалес, однако, не избегал и практической жизни. Диоген Лаэртский говорил о нем: «Можно думать, что и в государственных делах он был наилучшим советчиком» . О его практичности свидетельствует и следующий текста «...желая показать, что разбогатеть совсем не трудно, он однажды в предвиденье большого урожая оливок взял внаем все маслодавильни и этим нажил много денег» . Как мы увидим далее, использование связи науки и практики характерно не только для Фалеса и милетской школы, но и для всего дальнейшего античного материализма (и не только античного).
Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 до н. э.). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Судя по всему, был он учеником Фалеса.
По
сохранившимся фрагментам можно
судить, что, подобно Фалесу, он прежде
всего изучал природу. У него можно
найти мысли, которые углубляют
и развивают взгляды Фалеса, в
частности в области
Не отрицая по существу учения Фалеса, его основного взгляда на мир, Анаксимандр в то же время считал, что вода, будучи промежуточным только между твердым и парообразным состояниями, не могла служить основой всего сущего, поскольку каждая вещь происходит "из своих собственных начал". Например, горячее и холодное - из теплого, белое и черное - из серого и т.п. Так что у каждого состояния, у каждой пары противоположностей должно быть свое, особое начало, особое промежуточное. Но в таком случае должно было быть и начало всех начал - первоначало, которое порождает мир в целом. И оно не может быть ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей, воздухом, огнем), но это должна быть какая-то другая беспредельная природа, которая в одинаковой степени присуща всем стихиям. Эту бесконечную, активную, содержащую в себе противоположности среду Анаксимандр называет “apeiron“ (апейрон). Именно в ней, по мысли философа, заключается причина всеобщего возникновения и уничтожения.
Можно предположить, что Анаксимандр представлял себе некую от точки к точке изменяющуюся материальную среду, наподобие перехода от белого цвета к черному. Это позволяло философу взглянуть на нее с промежуточной позиции и увидеть противоположности как избыток и недостаток. Причем, посмотрев на каждую из противоположных сторон в отдельности с позиций их промежуточного, Анаксимандр мог увидеть новые противоположности и так без конца. Видимо такой взгляд и позволил Анаксимандру предположить, что апейрон включает в себя все виды противоположностей, которые порождают все тела "посредством различий в плотности и разреженности первоэлемента", что в свою очередь является основанием для рождения и гибели миров-небосводов, которое испокон веку повторяется по кругу.