Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 03:43, реферат
Существенное влияние на культуру Индии оказали многочисленные
завоеватели этого субконтинента; первыми из них считаются арии,
центральноазиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с
1500 по 1200г. До н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие
ближневосточные корни с греками, так как их верования обычно перекликаются
с представлениями эллинов.
Есть свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. До н.э.,
в долине реки Инд существовала Хараппская цивилизация(археологическая
культура бронзового века в Индии и Пакистане, названа по находкам в
Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на
формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших
дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних
богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую
технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в
развитие более поздних философских и религиозных взглядов.
Введение………………………………………………………….2
Этапы развития………………………………………………….3
Онтология древнеиндийской философии……………………4
Гносеология древнеиндийской философии…………………4
Некоторые ключевые концепции………………………………4
Ортодоксальные философские школы……………………….7
1.Ньяя/Вайшешика……………………………………………….7
2.Санкхья…………………………………………………………..8
3.Йога……………………………………………………………….9
4.Миманса………………………………………………………...10
5.Веданта………………………………………………………….10
Оппозиционные учения индийской философии……………11
1.Локаята………………………………………………………….11
2.Буддизм…………………………………………………………12
3.Джайнизм……………………………………………………….14
7. Созерцание объекта.
8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания).
Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы
реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль
источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования
постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение
Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной
подготовки йога.
4. МИМАНСА.
Последователи мимансы
придавали большое значение ведическим гимнам, текстам некоторых «Брахман» и
Упанишад». Это религиозно-философское учение подразделяется на две школы:
1. Пурва – миманса (ранняя) – особое внимание направлено на
соблюдение общественного и религиозного долга (дхармы) в свете ведийских
учений; иногда это направление называют дхарма – мимансой.
2. Уттара – миманса (более позднее учение) – основой является
концепция Брахмана как Первопричины всего сущего; внимание уделяется скорее
исследованию природы реальности, а не управляющим принципам; иногда эту
школу именуют брахма – мимансой.
Уттара – мимансу также называют ведантой, последней из шести
рассматриваемых философских систем. Отметим, что термин «ранняя» следует
понимать не в хронологическом порядке , а в свете того, что система
веданты несколько переосмыслила некоторые базовые принципы, обозначенные в
ведийской литературе. Заметим, что истоки обеих школ не совсем ясны.
Принято считать, что учение было впервые изложено в «Миманса-сутрах»,
Джаймини, жившим в 3 в.н.э. Однако задолго до написания этого трактата
учение передавалось из уст в уста. Наиболее известна поздняя интерпретация
сделанная бхашьей (комментарий к сутре) в период между 3 и 4 вв.н.э.
Отправной точкой учения является предпосылка о том, что имеют смысл только
те утверждения, которые предписывают условия действия причины. Суть такого
заявления заключается в том, что «Веды» рассматриваются как истина в
конечной инстанции. Познаваемы лишь события (факты) личной жизни, что же
касается вечных понятий , то они непостижимы, потому что не поддаются
описанию и идентификации. Таким образом, знания, изложенные в «Ведах»
существуют вне рамок условного мира.
Теория познания мимансы исходит из посылки вечности и непреложности
ведийских знаний: познание самоочевидно и тождественно самосознанию. Иными
словами, голые факты не отражают истинного знания. Итак, налицо явный
дуализм позиции. Разум существует вне связи с объектами изучения, а знание
не является производным от осмысления результатов эмпирического процесса,
но незыблемым и непреложным. Коль скоро извечная истина не может быть
выявлена с
помощью фактических
она отображена в «Ведах». Можно сказать , что вклад этой школы в индуизм
состоит в утверждении незыблемости соблюдения законов Дхармы. «Веды» как
основной источник непреходящего знания должны вновь и вновь
переосмысливаться и комментироваться в свете практического применения. Все
что выходит за рамки предписаний, представляет очевидную угрозу отягощения
кармы и соответственно,
умножения страданий в будущем.
5.ВЕДАНТА.
Философская система веданта (буквально – завершение вед) и поныне
пользуется большой популярностью . Ключевым понятием считается Брахман –
конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного
созерцания и углубленной медитации. Аргументация веданты сводится к
следующему:
? Брахман бескачествен
(не являясь частью
не это);
? только обусловленность подразумевает конкретное понятие и качественные
характеристики;
? соответственно, Брахман непостижим в рамках условных понятий.
Согласно веданте, Брахман воплощается в физические формы, но при этом
остается неизменен, является Первопричиной всего сущего, но поскольку он
вечен и неделим, не может рассматриваться в свете причинно-следственных
связей.
Веданта является религиозно – философской системой, объединяющей множество
учений, которые , в свою очередь отличаются богатством идей (порой
противоречивых) и воззрений. Следует помнить, что основные идеи являются
творческим осмыслением «Упанишад». Помимо рукотворных источников знания,
веданта признает
заповеди и личные умозаключения.
ОППОЗИЦИОННЫЕ УЧЕНИЯ
Рассмотренные ранее
ведийской традиции.
Все остальные – включая
которых речь пойдет далее - развивались самостоятельно. Как правило
территориально
эти учения ассоциируются с северо-
соответствующими
современным провинциям Западная Бенгалия
и Бихар.
1. ЛОКАЯТА.
Материалистическое учение локаята отрицает существование
внечувственных субстанций и загробной жизни, другими словами, иных миров,
кроме феноменального. Вера в подобные явления считается плодом фантазии.
Коль скоро логическое осмысление непроявленных объектов невозможно, а
умозаключение не является достоверным источником знания, безусловное
доказательство существования духовных категорий несостоятельно.
Умозаключение становится весомым доказательством лишь тогда, когда
подтверждается хотя бы возможностью чувственного восприятия обЪекта.
Однако, как указывал Вернер, истинность (или ложность) исходной посылки
материализма (то что не видимо - не существует) сама по себе недоказуема, а
является своего рода метафизическим постулатом. Иначе говоря, все зависит
от интерпретации эмпирических данных.
Школа
локаята рассматривает
элементов, составляющих человека, подобно тому как , пьянящее свойство
алкогольного напитка является результатом ферментации первоначальных
компонентов.
Существовало несколько направлений локаяты, одно их которых
рассматривало Эго как совокупность материальных компонентов, поглощаемых во
время еды (созвучно высказыванию «вы становитесь таким, какова ваша пища»),
другое акцентировало внимание на чувственном восприятии, третье
отождествляло сознание с жизненными силами. Еще одно направление этой школы
признает существование в человеке разумного начала, хотя последнее
считается таким же смертным, как и физическое тело.
Этические нормы учения основаны на конечности земного существования:
человек должен получить максимум удовольствия от жизни, а величайшим
наслаждением является обладание прекрасной женщиной. Жертвенность и
изучение «Вед» считаются бессмысленным времяпровождением глупцов и
импотентов. С дугой стороны последователи локаяты учат тому, что личное
удовольствие не должно причинять страданий другим людям. В этом смысле
жертвоприношения
животных и агрессивные действия
считаются неприемлимыми.
2. БУДДИЗМ.
В 6 в.до н.э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной
из трех философских теорий:
? ортодоксальным индуизмом, основанный на ведийских знаниях и строгом
соблюдении ритуалов и предписаний;
? аскетической практикой и медитацией , которую проповедовали независимые
духовные учителя (отшельники – шраманы),;
? материалистической и гедонистической философией школы локаята.
Эта эпоха характеризовалась развитием торговли, оттоком населения в города
и, как результат, ослаблением внутриклановых связей и племенных традиций.
Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха
Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной
Индии. Названный в последствии Буддой (буквально пробужденный,
просветленный). Прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет,
отшельник, мудрец) после чего «прозрел» (527 г. До н.э.)и передал свои
духовные достижения людям.
Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними:
«путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и
морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений,
страданий, физического и морального изнеможения). Средний путь – путь
знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления,
самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая
благодать.
Ключевые концепции буддизма
Пратитья Самутпада. Представляет фундаментальную концепцию буддийской
философии и может быть переведен трояко.
?зависимое начало;
?обусловленное воспроизводство;
?взаимосвязь.
Общий смысл концепции можно передать следующими словами: «Сущностным
является то, что возникает; то что погибает, перестает быть таковым». Т.е.
при определенных условиях объект проявляется, а с изменением этих условий –
исчезает. Предусматривает три признака проявления вселенной.
- Анигга. Все в мире подвержено постоянному процессу перемен.