Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:51, контрольная работа
Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой, что и будет предметом нашего дальнейшего анализа.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Социальная природа духовной жизни общества………………………4
2. Содержание духовной жизни общества………………………………..7
3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………………22
Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания.
Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.
Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.
Общественное сознание - целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание - феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего бытия и исторической миссии.
Общественное сознание обладает определенной структурой, в которой выделяют различные уровни (обыденное и теоретическое, идеология и общественная психология) и формы сознания (философское, религиозное, моральное, эстетическое, правовое, политическое , научное).
Сознание
как отражение и активно-
Вместе
с тем общественное сознание есть
не количественная сумма индивидуальных
сознаний, а их качественно новое
состояние - внутри себя и по-особому
структурированная идеально-
Обыденное сознание - низший уровень общественного сознания, характеризующийся жизненно-практическим, несистематизированным и вместе с тем целостным миропониманием. Обыденное сознание чаще всего стихийно, вместе с тем близко к непосредственной действительности жизни, которая в нем отражена достаточно полно, с конкретными деталями и смысловыми нюансами. Поэтому обыденное сознание - тот источник, из которого черпают свое содержание и вдохновение философия, искусство, науки, и вместе с тем первичная форма понимания обществом социального и природного мира.
Обыденное сознание носит исторический характер. Так, обыденное сознание античности или Средневековья было далеко от научных представлений, современное же его содержание уже не является наивно-мифологическим отражением мира, напротив, оно насыщено научными знаниями, хотя и преобразует их в некую целостность с помощью средств, не сводимых к научным. Вместе с тем и в современном обыденном сознании немало мифов, утопий, иллюзий, предрассудков, которые, возможно, помогают жить их носителям, но в то же время имеют мало общего с окружающей реальностью.[2, c.648]
Теоретическое сознание - уровень общественного сознания, характеризующийся рациональным осмыслением социальной жизни в ее целостности, закономерностях и существенных связях. Теоретическое сознание выступает как система логически связанных положений. Носителями его являются не все люди, а ученые, способные научно судить об исследуемых явлениях и объектах в рамках своих областей, за пределами которых они размышляют на уровне обыденного сознания - «здравого смысла», а то и просто на уровне мифов и предрассудков..
Общественная психология представляет собой совокупность присущих людям и социальным группам и общностям чувств , настроений, нравов, традиций, стремлений, целей, идеалов, а также потребностей, интересов, убеждений, верований, социальных установок. Она выступает как определенный настрой чувств и умов, в котором сочетается понимание происходящих в обществе процессов и духовно-эмоциональное отношение к ним.
Основными
функциями общественной психологии
являются ценностно-ориентирующая
и мотивационно-побудительная. Отсюда
следует, что социальные и политические
институты, государство прежде всего,
должны учитывать особенности
Идеология
представляет собой теоретическое
выражение объективных
Если
общественная психология формируется
стихийно, то идеология создается
ее авторами вполне сознательно. В роли
идеологов выступают мыслители,
теоретики, политики. Благодаря различным
системам и механизмам - образования,
воспитания, средствам массовой информации
- идеология целенаправленно
Формы общественного сознания - способы самосознания общества и духовно-практического освоения окружающего мира. Их можно также определить как социально необходимые способы построения объективных мыслительных форм, вырабатываемые в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению мира. Они историчны по своему содержанию, как историчны порождающие их общественные связи и отношения.[ 4, c.438]
Основными формами общественного сознания , как уже отмечалось, являются философия, религия, мораль, искусство, право, политика, наука. Каждая из них отражает определенный аспект социальной жизни и воспроизводит его духовно. Критериями различения форм общественного сознания являются:
-
объекты отражения (окружающий
мир в его целостности;
-
способы отражения
- роль и значение в жизни общества, определяемые функциями каждой из форм общественного сознания.
Все
формы общественного сознания взаимосвязаны
и взаимодействуют между собой,
как и те области бытия, которые
они отражают. Тем самым общественное
сознание выступает как целостность,
воспроизводящая целостность
В зависимости от эпохи, характера общества, вызовов времени и стоящих задач на первый план могут выходить те или иные элементы общественного сознания - общественная психология или идеология, обыденное или теоретическое сознание, а также религия, наука, мораль, искусство, право, философия или политическое сознание.
Особенностью
религиозного сознания является стремление
людей освоить окружающий мир
посредством обращения к высшим
измерениям человеческого духа, в
категориях трансцендентного, запредельного,
сверхъестественного, т.е. выходящего
за рамки ограниченного
Искусство
представляет собой форму общественного
сознания и практически-духовного
постижения мира, отличительный признак
которого состоит в художественно-
Мораль есть гуманистическое измерение и заданность истории, поскольку реализует потребность людей в человечности, придающей самоценное значение каждой личности и объединяющей их всех благосклонным отношением друг к другу. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общества. [4,c.449]Ее принципы имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поддерживая и санкционируя тем самым определенные общественные устои (или, напротив, требуя их изменения). Нравственная норма - не правило внешней целесообразности, а императивное требование, которому человек должен следовать в своей деятельности и поведении. Авторитет в морали не зависит от официальных полномочий, власти и общественного положения, но является авторитетом духовным, т.е. обусловленным его же моральными качествами и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования. Высшей формой моральной регуляции является саморегуляция, позволяющая предъявлять требования и к другим.
Роль
сознания в сфере моральной регуляции
выражается в том, что нравственная
санкция (одобрение или порицание)
имеет идеально-духовный характер;
она выступает не в форме действенно-
Правовое
сознание представляет собой совокупность
взглядов, идей, выражающих отношение
людей и социальных общностей
к праву, законности, правосудию, их
представление о правомерном
или неправомерном. Фактором, оказывающим
решающее влияние на содержание этих
знаний и оценок, является интерес
творцов и носителей
Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей, теоретических систем, отражающих коренные интересы социальных общностей, их отношение друг к другу по поводу политического устройства общества, государства, власти, политических институтов и процессов. Предметное содержание политического сознания реализуется в разветвленной системе категорий - политические «убеждения» , «ориентации», «установки», «культура», «общественное мнение» и т.п. Наука как форма общественного сознания существует в виде системы эмпирического и теоретического знания. Ее отличает стремление к производству нового, логичного, максимально обобщенного, объективного, закономерного, доказательного знания. Наука ориентирована на критерии разума и рациональна по своей природе и используемым механизмам и средствам. Развитие ее находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний, но и в изменении всей ее структуры. На каждом историческом этапе научное познание использует определенную совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий, принципов, схем объяснения, т.е. стиль мышления. Возможность использования достижений науки не только в конструктивных, но и деструктивных целях порождают противоречивые формы ее мировоззренческой оценки, от сциентизма до антисциентизма.
3. Охарактеризуйте
Итак попробуем провести параллели между материальным и духовным производством. Центральным звеном материального производства является труд (трудовая деятельность). "Труд включает в себя следующие простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или сам труд, 2) предмет труда, 3) средства труда, 4) результат труда." (Философский словарь, Москва 1986, стр. 490). Особо отметим, что Энгельс подчеркивал: "Труд начинается с изготовления орудий" (Собрание сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса, изд. 2, т. 20, с. 491)
Переводя
понятие труда в сферу познания
(идеального производства) можно сказать,
что познание (мышление) человека - это
трудовая деятельность, что собственно
с обыденной точки зрения как
бы вполне естественно о чем говорит
существование и широкое
Прежде всего, познание, мышление (умственный труд) определяется как целесообразная человеческая деятельность. И физический труд и познание (в дальнейшем для простоты изложения будем использовать термин "познание" вместо термина "умственный труд") - процессы сознательные. И то и другое имеет своим результатом некоторый конечный продукт: в одном случае - продукт труда в другом - знание (или какой-то другой результат умственного труда .[5,6]
Во-первых, этот процесс происходит скрыто внутри головы человека т.е. выражаясь общепринятым языком он происходит в области идеального, субъективного.
Во-вторых, и орудия и предметы познавательного труда должны обязательно также перейти в голову человека, субъективироваться. Однако они при этом субъективны лишь по своему местоположению, по форме, тогда как по содержанию они адекватны (насколько конечно позволяет линейность процесса перевода из материальной в идеальную сферу) объективной реальности из которой они взяты.
В-третьих, приложение орудий познания для преобразования предметов познания скрыто не только от окружающих, от внешнего наблюдателя, но зачастую и от самого познающего субъекта. Разве размышляющий о чем-либо осознает как он применяет законы логики для преобразования своих мыслей. Конечно он может вслед за этим проанализировать процесс своего мышления с логической точки зрения, но при этом логические законы и категории будут уже не в роли орудий а в роли предметов познания. И анализ этот будет в качестве орудий познания проводиться теми же законами логики, но их применение будет опять ускользать от сознания (логику можно обрабатывать с помощью логики как молоток можно обрабатывать с помощью молотка). Выше сказанное особенно относится к трудовым умственным процессам, когда в ход пускается большое количество орудий познания.