Духовная жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой, что и будет предметом нашего дальнейшего анализа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Социальная природа духовной жизни общества………………………4
2. Содержание духовной жизни общества………………………………..7
3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛА.docx

— 43.27 Кб (Скачать файл)

Особым  видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей  с целью усвоения их возможно большим  числом людей. Особая роль здесь принадлежит  учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания.

Духовные  ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых  в контексте «добра и зла», «истины  или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.

Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание - целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание - феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего бытия и исторической миссии.

Общественное  сознание обладает определенной структурой, в которой выделяют различные  уровни (обыденное и теоретическое, идеология и общественная психология) и формы сознания (философское, религиозное, моральное, эстетическое, правовое, политическое , научное).

Сознание  как отражение и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно  оценивать бытие, обнаруживать в  нем скрытый от повседневного  взгляда смысл и осуществлять прогноз, во-вторых, через практическую деятельность влиять на него и преобразовывать  его. Общественное сознание есть результат  совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. .

Вместе  с тем общественное сознание есть не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое  состояние - внутри себя и по-особому  структурированная идеально-объективная  реальность, с требованиями которой  индивид вынужден считаться так  же, как он считается с природными и социальными явлениями. [2, c.650]

Обыденное сознание - низший уровень общественного сознания, характеризующийся жизненно-практическим, несистематизированным и вместе с тем целостным миропониманием. Обыденное сознание чаще всего стихийно, вместе с тем близко к непосредственной действительности жизни, которая в нем отражена достаточно полно, с конкретными деталями и смысловыми нюансами. Поэтому обыденное сознание - тот источник, из которого черпают свое содержание и вдохновение философия, искусство, науки, и вместе с тем первичная форма понимания обществом социального и природного мира.

Обыденное сознание носит исторический характер. Так, обыденное сознание античности или Средневековья было далеко от научных представлений, современное  же его содержание уже не является наивно-мифологическим отражением мира, напротив, оно насыщено научными знаниями, хотя и преобразует их в некую  целостность с помощью средств, не сводимых к научным. Вместе с тем  и в современном обыденном  сознании немало мифов, утопий, иллюзий, предрассудков, которые, возможно, помогают жить их носителям, но в то же время  имеют мало общего с окружающей реальностью.[2, c.648]

Теоретическое сознание - уровень общественного сознания, характеризующийся рациональным осмыслением социальной жизни в ее целостности, закономерностях и существенных связях. Теоретическое сознание выступает как система логически связанных положений. Носителями его являются не все люди, а ученые, способные научно судить об исследуемых явлениях и объектах в рамках своих областей, за пределами которых они размышляют на уровне обыденного сознания - «здравого смысла», а то и просто на уровне мифов и предрассудков..

Общественная  психология представляет собой совокупность присущих людям и социальным группам  и общностям чувств , настроений, нравов, традиций, стремлений, целей, идеалов, а также потребностей, интересов, убеждений, верований, социальных установок. Она выступает как определенный настрой чувств и умов, в котором сочетается понимание происходящих в обществе процессов и духовно-эмоциональное отношение к ним.

Основными функциями общественной психологии являются ценностно-ориентирующая  и мотивационно-побудительная. Отсюда следует, что социальные и политические институты, государство прежде всего, должны учитывать особенности общественной психологии различных групп и  слоев населения, если они хотят  добиться успеха в реализации своих  замыслов.

Идеология представляет собой теоретическое  выражение объективных потребностей и интересов различных социальных групп и общностей, их отношение  к социальной действительности, а  также систему взглядов и установок, отражающих социально-политическую природу общества, его строй и социальную структуру.

Если  общественная психология формируется  стихийно, то идеология создается  ее авторами вполне сознательно. В роли идеологов выступают мыслители, теоретики, политики. Благодаря различным  системам и механизмам - образования, воспитания, средствам массовой информации - идеология целенаправленно внедряется в сознание больших масс людей. На этом пути вполне возможно манипулирование  общественным сознанием.

Формы общественного сознания - способы  самосознания общества и духовно-практического  освоения окружающего мира. Их можно  также определить как социально  необходимые способы построения объективных мыслительных форм, вырабатываемые в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению  мира. Они историчны по своему содержанию, как историчны порождающие их общественные связи и отношения.[ 4, c.438]

Основными формами общественного сознания , как уже отмечалось, являются философия, религия, мораль, искусство, право, политика, наука. Каждая из них отражает определенный аспект социальной жизни и воспроизводит его духовно. Критериями различения форм общественного сознания являются:

- объекты отражения (окружающий  мир в его целостности; сверхприродное; нравственные, эстетические, правовые, политические отношения);

- способы отражения действительности (понятия, образы, нормы, принципы, учения и т.д.);

- роль и значение в жизни  общества, определяемые функциями  каждой из форм общественного  сознания.

Все формы общественного сознания взаимосвязаны  и взаимодействуют между собой, как и те области бытия, которые  они отражают. Тем самым общественное сознание выступает как целостность, воспроизводящая целостность природной  и социальной жизни, обеспеченную органичной связью всех ее сторон. В рамках общественного сознания как целостности взаимодействуют также обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.

В зависимости от эпохи, характера  общества, вызовов времени и стоящих  задач на первый план могут выходить те или иные элементы общественного  сознания - общественная психология или  идеология, обыденное или теоретическое  сознание, а также религия, наука, мораль, искусство, право, философия  или политическое сознание.

Особенностью  религиозного сознания является стремление людей освоить окружающий мир  посредством обращения к высшим измерениям человеческого духа, в  категориях трансцендентного, запредельного, сверхъестественного, т.е. выходящего за рамки ограниченного существования, конечного эмпирического бытия. Развитие научного знания обусловило антропологический поворот религии - обращение ее преимущественно к  внутреннему миру человека, этическим  проблемам. Изменяется характер связи  религиозного сознания с политикой - чаще всего она опосредована идеологическим воздействием, моральной оценкой  политической деятельности. Вместе с  тем носители религиозного сознания нередко занимаются активной политической деятельностью (Ватикан, Иран, фундаменталисты  и т.д.) Отчетливой является тенденция  представить религию в качестве универсального начала, воплощающего общечеловеческий интерес, а также  высшей моральной силы, призванной противостоять мирским «порокам»  и «злу».

Искусство представляет собой форму общественного  сознания и практически-духовного  постижения мира, отличительный признак  которого состоит в художественно-образном освоении действительности. Искусство  воссоздает (образно моделирует) саму человеческую жизнь в ее целостности, служит ее воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой.

Мораль  есть гуманистическое измерение  и заданность истории, поскольку  реализует потребность людей  в человечности, придающей самоценное значение каждой личности и объединяющей их всех благосклонным отношением друг к другу. Мораль регулирует поведение  и сознание человека во всех сферах общества. [4,c.449]Ее принципы имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поддерживая и санкционируя тем самым определенные общественные устои (или, напротив, требуя их изменения). Нравственная норма - не правило внешней целесообразности, а императивное требование, которому человек должен следовать в своей деятельности и поведении. Авторитет в морали не зависит от официальных полномочий, власти и общественного положения, но является авторитетом духовным, т.е. обусловленным его же моральными качествами и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования. Высшей формой моральной регуляции является саморегуляция, позволяющая предъявлять требования и к другим.

Роль  сознания в сфере моральной регуляции  выражается в том, что нравственная санкция (одобрение или порицание) имеет идеально-духовный характер; она выступает не в форме действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а как оценка, которую  человек должен сам осознать, принять  внутренне и соответственно направлять свои действия.

Правовое  сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение  людей и социальных общностей  к праву, законности, правосудию, их представление о правомерном  или неправомерном. Фактором, оказывающим  решающее влияние на содержание этих знаний и оценок, является интерес  творцов и носителей правосознания. Воздействуют на правосознание и  другие формы общественного сознания, прежде всего политическое, моральное, философское, а также сложившаяся  система права. В свою очередь, правосознание  воздействует на существующее право, отставая или опережая его по уровню развития и, соответственно, обрекая его на неуспех или выводя на более высокий  уровень. [2,c.657]

Политическое  сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей, теоретических  систем, отражающих коренные интересы социальных общностей, их отношение  друг к другу по поводу политического  устройства общества, государства, власти, политических институтов и процессов. Предметное содержание политического  сознания реализуется в разветвленной  системе категорий - политические «убеждения» , «ориентации», «установки», «культура», «общественное мнение» и т.п. Наука как форма общественного сознания существует в виде системы эмпирического и теоретического знания. Ее отличает стремление к производству нового, логичного, максимально обобщенного, объективного, закономерного, доказательного знания. Наука ориентирована на критерии разума и рациональна по своей природе и используемым механизмам и средствам. Развитие ее находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний, но и в изменении всей ее структуры. На каждом историческом этапе научное познание использует определенную совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий, принципов, схем объяснения, т.е. стиль мышления. Возможность использования достижений науки не только в конструктивных, но и деструктивных целях порождают противоречивые формы ее мировоззренческой оценки, от сциентизма до антисциентизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Охарактеризуйте взаимоотношения  между материальным и духовным  производством. Объясните, в чем  состоит их сходство и в  чем принципиальное различие

Итак  попробуем провести параллели между  материальным и духовным производством. Центральным звеном материального  производства является труд (трудовая деятельность). "Труд включает в себя следующие простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или сам труд, 2) предмет  труда, 3) средства труда, 4) результат  труда." (Философский словарь, Москва 1986, стр. 490). Особо отметим, что Энгельс  подчеркивал: "Труд начинается с  изготовления орудий" (Собрание сочинений  К.Маркса и Ф.Энгельса, изд. 2, т. 20, с. 491)

Переводя  понятие труда в сферу познания (идеального производства) можно сказать, что познание (мышление) человека - это  трудовая деятельность, что собственно с обыденной точки зрения как  бы вполне естественно о чем говорит  существование и широкое распространение  в языке термина “умственный  труд”.

Прежде  всего, познание, мышление (умственный труд) определяется как целесообразная человеческая деятельность. И физический труд и познание (в дальнейшем для  простоты изложения будем использовать термин "познание" вместо термина "умственный труд") - процессы сознательные. И то и другое имеет своим результатом  некоторый конечный продукт: в одном  случае - продукт труда в другом - знание (или какой-то другой результат  умственного труда .[5,6]

Во-первых, этот процесс происходит скрыто внутри головы человека т.е. выражаясь общепринятым языком он происходит в области идеального, субъективного.

Во-вторых, и орудия и предметы познавательного  труда должны обязательно также  перейти в голову человека, субъективироваться. Однако они при этом субъективны  лишь по своему местоположению, по форме, тогда как по содержанию они адекватны (насколько конечно позволяет  линейность процесса перевода из материальной в идеальную сферу) объективной  реальности из которой они взяты.

В-третьих, приложение орудий познания для преобразования предметов познания скрыто не только от окружающих, от внешнего наблюдателя, но зачастую и от самого познающего субъекта. Разве размышляющий о чем-либо осознает как он применяет законы логики для преобразования своих  мыслей. Конечно он может вслед  за этим проанализировать процесс своего мышления с логической точки зрения, но при этом логические законы и  категории будут уже не в роли орудий а в роли предметов познания. И анализ этот будет в качестве орудий познания проводиться теми же законами логики, но их применение будет  опять ускользать от сознания (логику можно обрабатывать с помощью  логики как молоток можно обрабатывать с помощью молотка). Выше сказанное  особенно относится к трудовым умственным процессам, когда в ход пускается  большое количество орудий познания.

Информация о работе Духовная жизнь общества