Духовная жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой, что и будет предметом нашего дальнейшего анализа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Социальная природа духовной жизни общества………………………4
2. Содержание духовной жизни общества………………………………..7
3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛА.docx

— 43.27 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, важнейшее значение имеет проблема соотношения познания, как специфической  трудовой деятельности с объективной  реальностью, с окружающим человека миром, с материальным производством. 1) Откуда берутся орудия и предметы познавательного труда в голове человека (каким образом они переносятся  в голову)? 2) Что происходит в дальнейшем с результатами познавательного  труда и как они затем объективируются? 3) Проблема возникновения познавательной деятельности. 4) Проблема адекватности знания, полученного в результате процесса познавательного труда, объективной  действительности.

Орудия  и предметы познавательного труда  без сомнения человек берет из окружающей действительности из материального  мира, в процессе его практического  освоения и познавательной деятельности. [5]

Этот  процесс имеет два уровня. Первый уровень познавательной деятельности - это присущие биологическим видам  предшествующим человеку формы отражения  действительности. Это деятельность по восприятию окружающего мира, ориентировочная  деятельность. На этом уровне информация из окружающего мира переводится  на язык условных рефлексов. При этом важно отметить серьезное отличие, заключающееся в том, что любой  законченный условно-рефлекторный акт в животном мире или имеет своим результатом внешнее физическое действие, или условный рефлекс подавляется доминирующими в данный момент условиями (что делает условно-рефлекторный акт незаконченным, не имеющим результата). Действительно на этом уровне человек бессознательно отражает окружающую действительность. Познавательный труд возникает тогда (и это уже второй уровень), когда сформированный средствами первого уровня субъективный образ реального мира (служащий в данном случае предметом умственного труда) начинает целенаправленно обрабатываться при помощи приобретенных ранее и запасенных в памяти орудий познавательной деятельности.

Язык  это одно из самых мощных и универсальных  орудий познавательного труда, позволяющее  осуществить доступ ко всему богатству  умственных орудий созданных человечеством. Поэтому образование новых орудий познавательного труда происходит также в процессе труда, орудие которого как минимум - язык. (Производство орудий производства). Это означает просто то, что для образования орудий адекватных законам и связям отражаемой окружающей действительности, для того чтобы можно было применить их для обработки познавательных предметов труда их необходимо обрабатывать при помощи логических, языковых средств. Почти все что переходит из первого уровня во второй является предметом труда. Но из этого не следует обратное предметы труда могут выходить и из второго уровня. Все зависит от того для каких целей будет применено то, что получено средствами второго уровня, для дальнейшего применения в качестве орудий или предметов труда. Конечно и в зрелом возрасте человек может получать орудия умственного труда только средствами первого уровня однако это происходит все реже и реже. В свете этого можно интерпретировать формирование человека его обучение и воспитание как накопление ими орудий познавательного труда. То есть знания и навыки приобретаемые в ходе деятельности по освоению окружающего мира становятся орудиями для дальнейшего его познания, освоения, преобразования. В практической познавательной и преобразовательной деятельности предметы труда человек постоянно черпает из окружающей действительности из реального мира.

Продукт познавательного труда является либо орудием либо предметом материального производства. Но чтобы объективировать продукт познавательной деятельности необходимо превратить его в физическое действие, иного канала воздействия на окружающую действительность человек не имеет (химическое воздействие не в счет, оно всегда неосознанно и протекает на элементарном уровне). [5]

Духовными, орудиями труда человек может воздействовать не только на неживую и живую природу, но и на социальные условия окружающего его мира. Это происходит посредством преобразования духовных орудий в звуковую речь, печатное слово, средства массовой информации, искусство. Духовные орудия производства, так же как и материальные, имеют свойство в процессе общественной практики накапливаться, развиваться, совершенствоваться. Для этого выработались специальные средства материальной культуры - средства записи (книги и т.п.). Однако для того чтобы зафиксированные в них орудия духовного производства действовали они должны пройти через голову человека, а за тем через его руки. По аналогии с материальным производством можно сказать, что уровень производства идей характеризуется уровнем развития орудий их производства. Еще очень важно отметить, в этой связи, что орудия духовного производства передаются не только средствами духовной культуры, но и через посредство всей окружающей человека действительности, несущей отпечаток воздействия со стороны общества. Важно выявить взаимосвязь материального и духовного производства. А она вытекает из того, что продукт духовного производства выступает в качестве орудия материального производства. Это означает, что развитие духовного производства стимулируется интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к материальному производству опережающими темпами. Этот вывод подтверждает весь ход НТР. [6]

Теперь  есть возможность коротко коснуться  проблемы адекватности знания полученного  в процессе познавательного труда.

Даже  при условии соответствия действительности и орудия и предмета познавательного  труда нет ни какой гарантии того, что продукт этого труда будет  адекватен действительности, правильно  ее отразит (причин для ошибок множество  и на них на всех останавливаться  нет возможности). И проверить  объективность этого вновь возникшего субъективного содержания, нового знания можно лишь одним способом объективировав его и применив его в качестве орудия материального производства на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни  материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т.д. Кроме того, наличие духовной деятельности и  ее продуктов необходимо порождает  особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т.д.).

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются общественная природа самого человека, а также  условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием  объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного  и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и пр. человечество выражает свое отношение к наличной реальности и противопоставляет ей некое  идеальное состояние общества, которое  должно быть установлено. Любой идеал  всегда как бы «приподнят» над  действительностью, содержит в себе цель, желание, надежду, в общем, нечто  должное, а не сущее. Это-то и придает  ему вид идеальной сущности, вроде  бы совершенно ни от чего не зависимой.

Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко  безотносительно к результату. В  материальном производстве такое почти  не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно, - нелепость. А вот искусство  для искусства - вовсе не такая  глупость, как это может показаться на первый: взгляд. Такого рода феномен  самодостаточности деятельности встречается  не так уж редко: различные игры, коллекционирование, спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность  такой деятельности не отрицает ее результата.

 

 

 

                                                Список  литературы

1.Каверин  Б.И. Обществознание : учеб. Пособие  для абитуриентов и студентов  вузов / Б.И. Каверин, П.И. Чижик.  – М. : ЮНИТИ-ДАНА ,2007. – 367 с.

2. Спиркин А.Г. Философия : Учебник  – 2-е изд. – М. : Гардарики, 2003. – 736 с.

3. Философия : Учебник для вузов  /Под ред.проф. В.Н.Лавриненко ,проф. В.П.Ратникова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 584 с.

4.Философия : учебник/ В.Н Лавриненко , Г.И. Иконникова, В.П. Ратникова, В.В.Юдин; Под ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд.,перераб. И доп. – М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 561 с.

5. Материальное производство Википедия // [Электронный ресурс] -

Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE ,свободный. Загл. с экрана

6.Духовное производство Википедия //[Электронный ресурс] Духовное производство: социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. — М.: Наука, 1981 – Режим доступа :

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE ,свободный. Загл.с экрана

 


Информация о работе Духовная жизнь общества