Ограничение власти монарха, устроение
государственного управления в интересах
большинства возможно, по Аквинату, путем
передачи верховной власти церкви:
«..жить, следуя добродетели, не является
конечной целью объединенного множества,
цель - посредством добродетельной жизни
достичь небесного блаженства. (…) Привести
к этой цели - назначение не земной, а божественной
власти. Такого рода власть принадлежит
Тому, Кто является не только человеком,
но и Богом, а именно Господу нашему Иисусу
Христу. (…) Итак, служение Его царству, поскольку духовное отделено
от земного, вручено не земным правителям,
а священникам и особенно высшему священнику, наследнику
Петра, наместнику Христа Папе Римскому,
которому все цари христианского мира
должны подчиняться, как самому Господу
Иисусу Христу. Ведь те, кому принадлежит
забота о предшествующих целях, должны
подчиняться тому, кому принадлежит забота
о конечной цели, и признавать его власть.»
Представления Фомы Аквинского о государстве – попытка развить христианскую доктрину
государства на базе аристотелевской
«Политики».
Воспроизводя аристотелевскую классификацию
форм государства (монархия, аристократия,
полития; тирания, олигархия, демократия), Фома придает значение лишь некоторым из этих
форм. Основным признаком государственной
власти является право издания законов.
В правильных формах существует законность
(господство справедливости) и признается общее благо; в неправильных
– наоборот.
Аквинат перенял от Аристотеля мысль
о том, что человек по природе есть «животное
общительное и политическое». В людях
изначально заложено стремление объединиться
и жить в государстве, ибо индивид в одиночку
удовлетворить свои потребности не может.
По этой естественной причине и возникает
государство.
Цель государства –
«общее благо», обеспечение условий для
достойной, разумной жизни. По мнению Аквината,
реализация данной цели предполагает,
что «… царю, сведущему в законе Божием,
прежде всего следует заняться тем, чтобы
подчиненное ему множество жило благой
жизнью, а эта забота состоит из трех частей:
во-первых, чтобы он установил в подчиненном
множестве благую жизнь; во-вторых, чтобы
установленное сохранял; в-третьих, чтобы
его улучшал.»
Право
Попечение государя в том, чтобы
своими законами и предписаниями, наказаниями
и наградами он удерживал подчиненных
себе людей от греха и побуждал к доблестным
делам, восприняв пример Бога, давшего
людям закон, воздающего тем, кто его соблюдает,
вознаграждение, а тем, кто преступает,
- наказание
О правлении государей. Фома
Аквинат. XIII в.
В христианстве основную социальную
функцию выполняет содержащиеся в нем
нравственные, этические и моральные предписания.
Стержень христианской этики - проблема
должного. Должным выступает определенный
вид отношения индивида к людям, человеческим
институтам в целом. Эти нормы являются
законом самого Бога.
Аквинат разработал особую теорию
закона. Взяв у Аристотеля деление законов
на естественные и положительные, Фома Аквинский дополнил его дроблением
на законы человеческие и Божественные.
Из сочетания этих двух классификаций
выводятся четыре вида законов: вечный
(Божественный естественный), божественный
(Божественный положительный), естественный
(человеческий естественный), человеческий
(человеческий положительный). Все законы
имеют иерархическую структуру.
Вечным законом Фома называет «сам Божественный
разум, управляющий миром»; этот закон
лежит в основе всего мирового порядка,
природы и общества. Вечный закон заключен
в Боге, тождествен ему; он существует
сам по себе, и от него производны иные
виды законов
К Божественным, или откровенным,
законам, Фома относил Библию. Человеческий
(человеческий положительный) закон не
способен полностью истребить зло, и из-за
несовершенства человеческого разума
люди сами не могут прийти к единому представлению
о правде; помочь им достичь его и призвана
Библия
Естественный закон трактуется как отражение вечного
закона человеческим разумом; к нему относятся
законы общежития, стремление к самосохранению
и продолжению рода. Естественный закон
обязывает искать истину и уважать достоинство
людей.
Человеческий закон, под которым Фома разумел действовавшее
феодальное право, он рассматривал как
выражение требований естественного закона,
их конкретизацию и подкрепление их принуждением,
санкцией. Необходимость человеческого
закона обосновывалась тем, что люди вследствие
грехопадения имеют извращенную волю,
свобода которой сводится к возможности
творить зло; для обеспечения незыблемости
требований естественного закона необходимо
принуждение людей к добродетели путем
применения силы и страха наказания. Нормы
человеческого закона могут быть в разных
странах весьма несхожими. То, в чем они
оказываются одинаковыми, образует «право
народов». Специфическое в них интегрируется
в «право граждан» каждого отдельного государства .
Легко заметить, что эти рассуждения Аквината
повторяют конструкции римских юристов.
Практически суть этой концепции
сводится к тому, что предписания действующего
закона в конечном счете вытекают из воли и разума
Бога; потому нарушение феодального закона
не только влечет принуждение и наказание,
но и является тяжким грехом.
Однако очень важно учесть, что Фома Аквинский отрицал
значение человеческого (позитивного)
закона именно как закона за теми актами
светской власти, которые противоречили
предписаниям закона естественного. Для него не
являлись законами установления, шедшие
вразрез с потребностями самосохранения,
семейной жизни и воспитания, поиска истины
и достойного людей общения.
На фундаменте этики Аквинат
построил и концепцию права. Для него оно
было, прежде всего, сферой правды, справедливости.
Вслед за римскими юристами он считал
справедливостью постоянное стремление
воздавать каждому свое. Действие, воплощающее
подобное стремление и уравненное с другим
действием, есть право. Уравнивание двух
этих действий, происходящее на основе
их внутренней природы, дает естественное
право. Если уравнивание совершается в
соответствии с человеческими установлениями,
то имеет место право позитивное. Как в
своей теории закона, так и в концепции
права Фома настойчиво проводил мысль:
правовым (вернее, позитивно-правовым)
человеческое установление является только
тогда, когда оно не противоречит естественному
праву.