Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:30, контрольная работа
Ее краеугольный камень – принцип разумности бытия, когда разум понимается достаточно абстрактно и широко: не только индивидуальный человеческий, но и надындивидуальный – Мировой Разум,Божественный разум. Этот «камень» покоился на «трех китах». Во-первых, предполагалось,что природа и общество устроены разумно и управляются разумными законами(божественными, природными, духовными). Во-вторых, преобладало убеждение, что,эти законы познаваемы человеком с помощью разума или чувственного опыта,результаты которого все же осмысливает опять таки разум.
Философия Хайдеггера и созданная им необычная своеобразная терминология была сильнейшим толчком для современной мысли. Главная работа Хайдеггера «Бытие и время»(1927).
б).Карл Ясперс (1883 – 1969) – представитель религиозного экзистенциализма.
Ввел в философию понятие «пограничной ситуации» человека: смерть, страдание,сражение, ошибка, вина, болезнь – множество ситуаций создает жизнь каждому, не давая возможности ни обойти их, ни изменить. Пограничная ситуация – это ситуация между жизнью и смертью, когда человек обнаруживает свою конечность, но одновременно открывает трансцендентность (область потустороннего, вне возможного опыта), или божественное. Эта фундаментальная двойственность существования определяет существование как свободу, т.к. в результате пограничной ситуации человек осознает себя и становится самим собой.
Проблемы экзистенциализма были осмыслены Ясперсом в работе «Психология мировоззрений»(1919).
в).Жан-Поль Сартр (1905 – 1980)
Во Франции экзистенциализм тесно связан с историей литературы и политики. Сартр пишет романы: «Тошнота» (1938), «Слова» (1963) и театральные пьесы. После Второй мировой войны Сартр принимает участие в политической борьбе. Его главное экзистенциональное произведение «Бытие и ничто» (1943).
По Сартру у человека существование предшествует сущности. Человек сначала рождается, живет,а уже после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Что ценного в этих абстрактных рассуждениях? Идея о том, что никто (Бог, случай и т.д.) не предписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себя сам. Он выбирает и несет ответственность за выбор.
По Сартру,важнейшее условие жизни человека, ее «стержень» – свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, жизненно важные проблемы). Такое решение Сартр называет экзистенциальным выбором, он определяет судьбу человека на многие годы вперед,переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» -экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, супруга, места работы и т.д.
Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»).Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциальном (судьбоносном) выборе.
г).Альбер Камю (1913 – 1960) – эссеист и романист, развивает тему абсурдности существования: «Миф о Сизифе» (1942), «Чума» (1947), «Бунтующий человек»(1951).
«Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» - вопрошает Камю в «Мифе о Сизифе». К таким мыслям, по его мнению, подталкивает бесчеловечность природного и общественного мира, абсурдность жизни. Камю приводит доказательства абсурдности жизни. Это соприкосновение со смертью, когда ранее важное теряет актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. Человек беспомощен при соприкосновении с окружающим миром, природой, существующей уже многие миллионы лет. Тем не менее, жизнь должна быть прожита. Ее оправдание и смысл Камю находит в свободе, мерилом которой, да и других ценностей, является сам человек. В итоге смысл жизни в самом существовании человека.
4).Феноменология
Главная фигура феноменологии – немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938).
Феноменология есть описание
феноменов, явлений, т.е. того, что непосредственно
дано сознанию.Феноменом в философии называют
явление, данное нам в чувственном опыте,
в отличие от ноумена, постигаемого разумом
и составляющего основу, сущность феномена.
У Гуссерля феноменология есть учение
о созерцании сущности, о сознании, созерцающем
сущность. Важнейшей особенностью этого
сознания является интенциональность(
Интенциональность означает устранение обычного разделения на субъект и объект. Сознание существует только в виде определенного отношения с объектом, оно направлено на объект. Объект не является вещью в себе, он существует только для субъекта,т.е. представляет для него смысл. Не существует сознания вообще, которое«включится» при необходимости заметить, скажем, дерево, не будучи по сути своей уже связанным с этим отдельным явлением. Сознание, напротив, существует как нацеленное на этот объект. Ощущение этого дерева является формой, которую принимает бытие сознания в этот данный момент.
Люди смотрят, но не видят; слышат, но не слушают. Необходимо феноменальное видение. Именно благодаря феноменологическому видению возникают искусство, философские идеи,делаются научные открытия. Все наблюдали, что яблоки падают с деревьев, однако первым увидел этот феномен И. Ньютон. Феномен есть то, что лежит на поверхности, чтобы его выявить не нужно конструировать глубокомысленные теории,строить телескопы, микроскопы и т.п., необходимо просто переориентировать внимание с реальных фактов на реальность для сознания, т.е. значения для разума.Эти значения и образуют феномен как таковой.
5). Герменевтика
Герменевтика есть искусство понимания, интерпретации, толкования. Основные понятия герменевтики – текст, понимание, диалог. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.
Первоначально герменевтика являлась чисто филологической дисциплиной, т.е. техникой прочтения, направленной на понимание классических античных произведений (Гомер)и религиозных текстов (Библия). Филологические действия по толкованию развертываются по строго определенным правилам: лексическое и грамматическое объяснение, критическое исправление ошибок копиистов и т.д., а также аллегорическое и моральное толкование, направленное на оценку характера текста. Это техника восстановления текста или слова, а в более глубоком понимании – восстановление смысла,который считался утраченным или неясным. В этом отношении герменевтика призвана скорее обнаружить истину, уже существующую, чем открыть ее.
Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие),которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. Задачей христианской герменевтики является восстановление смысла,скрытого в Библии. Еще в средние века различали четыре уровня значения,толкование которых должно позволить достичь истинного понимания божественного послания:
- смысл буквальный,или исторический, который записывает первое значение слов и устанавливает фактические данные.
- смысл аллегорический,
- смысл тропологический,или моральный, возникает, как только Библию начинают понимать как «книгу жизни».
- смысл мистический,который отсылает к трансценденции, к потустороннему и записывает это в пласт спасения, который составляет сущность христианского учения.
Важную роль в распространении герменевтического метода в философии сыграл немецкий теолог Фридрих Шлейермахер (1768–1834). Для него герменевтика явилась методом понимания чужой индивидуальности. Внимание направляется не только на текст, но и на самого автора. Прочитать текст – означает поддержать диалог с автором и попытаться определить его намерения, попытаться понять его мысль путем расшифровки произведений, в которых она выражена. Толкование текста имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя,текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, а при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла, и он не будет нуждаться в толковании.
Только в творчестве немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833–1911) герменевтика получает статус метода познания, пригодного для понимания человеческого факта,не сопоставимого с естественными явлениями. Интерпретируемый текст является человеческой реальностью в ее историческом развитии. Примененный к изучению исторического действия, акт герменевтики призван восстановить, так сказать,«изнутри» намерение, которое направляло действующего в момент принятия решения,и тем самым постичь значение этого действия. Дильтей выдвигает следующий постулат: «Богатство нашего опыта позволяет нам представить путем некоторой транспозиции аналогичный опыт, находящийся вне нас, и его понять…» Если мы способны понять другого, это значит, мы имеем возможность представить его внутреннюю жизнь, исходя из нашей жизни.
Значимые понятия герменевтики:
«Герменевтический треугольник» – взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем. Дильтей полагал, что воссоздать прошедшее можно лишь при условии правильной интерпретации текста источников, а для этого важно понять психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не в состоянии адекватно воспроизвести прошлые факты, если не сможет принять во внимание психологию создателя документа.
«Герменевтический круг»:чтобы понимать часть текста, нужно иметь представление о нем как целом, но понимание целого предполагает знание составляющих его частей. Дильтей,анализируя текст в качестве объективации культурно-исторического опыта (жизни),видел в нем круговое отношение между творческим индивидом и духом истории.
6). Позитивизм и постпозитивизм
Термин«позитивизм» возник на базе латинского слова positivus- положительный, и означает действительно наличный, фактический.
Особенностью позитивизма является
направленность сознания на окружающую
нас «позитивную» (положительную)
В истории философии название «позитивизм» закрепилось как обозначение особого философского направления, которое возникло в 1830-е гг. и сохранилось до наших дней. Основным предметом исследования в позитивизме является научное познание,его логика и методология.
Возникновение позитивизма было связано с активным развитием науки – и, прежде всего,естественных наук в Новое время. Последовательное использование новой методологии, в первую очередь экспериментального метода, привело к многочисленным научным открытиям, что позволило создать технику, принципиально изменившую характер производства. В XIXв. многочисленные технические изобретения широко вошли даже в повседневный быт людей, значительно изменив его. Уже в начале XIXв. территорию Европы и Северной Америки покрыли железные дороги, по морям и океанам поплыли пароходы, в середине века были изобретены хронограф и фотография, в конце века появились электрический свет, радио, телефон, кино,автомобили, самолеты и т.д.
Тезис о безграничных возможностях человеческого разума получил в XIXв. новое подтверждение и обоснование. Надежды на улучшение в социальной жизни связываются с развитием науки и техники, которые преобразуют материальную действительность, улучшая условия жизни и деятельности человека. Успехи и достижения в области естественных наук привели к тому, что именно «позитивное»или «фактическое» знание об окружающем нас мире стало особенно высоко цениться.
Позитивисты провозгласили лозунг: «Наука сама по себе философия!» Иными словами, все подлинное (позитивное) знание есть продукт специальных наук и их взаимодействия. Философия не имеет ни своего особого предмета исследований, ни положительного (строгого) метода. Следовательно, традиционная философия(философия как метафизика) не имеет права на существование. Эти идеи,высказанные в начале XIXв., были тепло приняты многими учеными и повлияли на облик всей западной науки.
Позитивизм как философское направление прошел в своем развитии три основные стадии, после чего на смену позитивизму пришел постпозитивизм.
Таблица 2.Позитивизм: периоды развития
Период |
Хронологические рамки |
Философы |
Первый: классический |
1830 – конец XIX в. |
О. Конт, Г. Спенсер, Д. С. Милль |
Второй: эмпириокритицизм, или махизм |
Конец XIX – начало XX в. |
Э. Мах, Р. Авенариус |
Третий: неопозитивизм, или логический позитивизм |
1920 – 1950/60 |
Л. Витгенштейн, Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат |
Постпозитивизм: лингвистическая философия, аналитическая философия |
1960/70 – до настоящего времени |
К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд |
Основоположником позитивизма является французский ученый Огюст Конт (1798 – 1857), он и ввел данный термин. Конт провозгласил целью науки накопление и систематизацию позитивного знания – «научных фактов», т.е. данных наблюдений и экспериментов,относящихся к реальному миру, в котором мы живем. Только на базе этих фактов возможна реконструкция законов природы. Фиксируя в истории науки постоянный рост совокупности научных фактов, Конт указал на принципиальную неполноту и ограниченность,а значит, и относительность наших знаний о мире на любой стадии развития науки.
Конт считал, что предшествующая философия (метафизика) в основном занималась анализом несуществующих в действительности умопостигаемых сущностей, следовательно,это «негативное» знание. «Позитивная» же философия должна стать теорией науки,заниматься логикой и методологией научного исследования.
Конт ввел термин «социология», благодаря ему социология впервые была разработана в определенную научную систему. Практической целью социологии, по Конту, является организация человеческого общества.
Информация о работе Западная неклассическая философия XIX–XXвв