Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:53, реферат
Философская мысль XIX века в России характеризуется определенной двойственностью. Это ее свойство особенно ярко выразилось в середине века, когда российское общество стояло на пороге больших перемен. Общественность страны «глубоко задумалась над тем, что замыслил Творец о России, что есть Россия и какова ее судьба». Многие представители интеллигенции этого периода, осознавали, что накопившиеся в стране противоречия требовали их разрешения, но как, каким образом и на основе чего это делать – все эти вопросы являлись объектами их постоянных споров.
1.Введение………………………………………………………………..2
2. Западничество…………………………………………………………4
3.Славянофильство……………………………………………………....11
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы
Бакунин, конечно, не оригинален
в своих суждениях, поскольку
мнение о превосходстве естественного
течения вещей над абстрактной
рефлексией была уже не нова. Жизнь
(революционная борьба) и революционная
(анархическая) идеология были для
него действительно «первичней»
любых самых глубоких и основательных
научных и философских
Александр Иванович Герцен (1812-1870), как и большинство российских западников-радикалов, прошел в своем духовном развитии через период увлечения гегельянством. В молодости он испытал также влияние Шеллинга, романтиков, французских просветителей (в особенности Вольтера) и социалистов (Сен-Симона). Особенно отчетливо влияние Гегеля просматривается в его работах посвященных именно философской тематике. Так, в цикле статей «Дилетантизм в науке» (1842- 1843) Герцен обосновывал и интерпретировал гегелевскую диалектику как инструмент познания и революционного преобразования мира («алгебры революции») . В этом он созвучен с ранними представлениями Бакунина. Будущее развитие человечества, по убеждению автора, должно привести к революционному «снятию» антагонистических противоречий в обществе. На смену оторванным от реальной жизни научным и философским теориям придет научно-философское знание, неразрывно связанное с действительностью. Более того, итогом развития окажется слияние духа и материи. Центральной творческой силой «всемирного реалистического биения пульса жизни», «вечного движения» выступает, по Герцену, человек как «всеобщий разум» этого универсального процесса.
Эти идеи Герцена получают
новое развитие в его сочинении
философского характера – «Письмах
об изучении природы» (1845- 1846). Высоко оценивая
диалектический метод Гегеля, он в
то же время критиковал философский
идеализм и утверждал, что «логическое
развитие идеи идет теми же фазами, как
развитие природы и истории; оно
повторяет движение земной планеты»
. В этой работе Герцен вполне в духе
гегельянства обосновывал последовательный
историоцентризм («ни человечества,
ни природы нельзя понять мимо исторического
бытия»), а в понимании смысла
истории придерживался
Это во многом объясняется тем, что «в лице западничества Герцен соприкасается со славянофильством».
Оценки европейской
Возникнув и развиваясь в
русле западнической идеологии,
либеральное направление
Тем не менее, либеральная традиция в России существовала. Среди деятелей отечественной культуры середины XIX века были и те, кого по праву можно назвать именно либеральными мыслителями. К их числу относится известный русский правовед и историк К. Д. Кавелин.
Константин Дмитриевич Кавелин
(1818-1885), увлекавшийся в юности гегельянством
и с почтением относившийся к
славянофилам (в особенности к
Хомякову), под влиянием Белинского,
а позднее Герцена и
Решающую роль в понимании
истории Кавелин отводил
2. Славянофильство
Славянофильство – неотъемлемая
органическая часть русской общественной
мысли и культуры XIX века. Представители
этого философского течения также,
как и представители западников
занимались, по словам Н.Бердяева: «все
той же темой о Европе и России»
. «Славянофилы были богатыми русскими
помещиками, просвещенными, гуманными,
свободолюбивыми, но очень вкорененными
в почву, очень связанные бытом
и ограниченные этим бытом» . Постоянный
и резкий критик славянофилов В. Г. Белинский
писал: «…Явление славянофильства
есть факт, замечательный до известной
степени, как протест против безусловной
подражательности и как свидетельство
потребности русского общества в
самостоятельном развитии» . Членами
славянофильского кружка так и не
было создано сколько-нибудь законченной
философской системы. А. С. Хомяков,
братья К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. Киреевский,
Ю. Ф. Самарин – в первую очередь
культурные и общественные деятели,
и славянофильство имело мало
общего с философскими школами и
направлениями западного
Признанным лидером в среде славянофильства, которого уважали и признавали даже его оппоненты – западники является Алексей Степанович Хомяков.
Алексей Степанович Хомяков
(1804-1860) родился в Москве в старинной
дворянской семье. В 1822 году выдержал при
Московском университете экзамен на
степень кандидата
Взгляды Хомякова тесно связаны
с его богословскими идеями, и
в первую очередь с учением
о церкви. «Он был, прежде всего, универсалистом
в своей вере», как писал о
нем Н.Бердяев. Под церковью славянофил
понимал духовную связь, рожденную
даром благодати и «соборно»
объединяющую множество верующих «в
любви и истине». В истории
подлинный идеал церковной
Хомяков последователен в
своей теоцентричности, основу, которой
составляет идея божественного разума,
как первоначала всего сущего:
«И мир явлений возникает из свободной
воли» . Собственно, его вариант учения
о бытии – это в первую очередь
опыт философского воспроизведения
интеллектуальной традиции совокупности
теологических, философских и политико-
Славянофильская философия истории представлена в основном в «Семирамиде» Хомякова. В этой работе лидер славянофилов делает попытку целостного рассмотрения всемирной истории, пытается определить ее смысл. Критически оценивая итоги истолкования исторического развития в немецком рационализме (прежде всего у Гегеля), Хомяков в то же время считал не имеющим смысла возвращение к опыту традиционно нефилософской историографии. Альтернативой гегелевской модели исторического развития и разнообразным вариантам европоцентристских историографических схем в «Семирамиде» становится образ исторической жизни, принципиально лишенной постоянного культурного, географического и этнического центра. Связь же в «истории» Хомякова поддерживается взаимодействием двух полярных духовных начал: «иранского» и «кушитского», действующих отчасти в реальных, отчасти в символических культурно-этнических ареалах. Придавая древнему миру мифологические очертания, славянофил в определенной мере был близок к Ф. Шеллингу. Н. А. Бердяев справедливо отметил в свое время: «…Мифология и есть древняя история… история религии и… есть содержание первобытной истории, – эту мысль Хомяков разделяет с Шеллингом» . Самые различные этносы становятся участниками всемирной истории, развивая свои культуры под знаком либо «иранства» как символа свободы духа, либо «кушитства», которое символизирует преобладание вещественной необходимости, то есть не отрицание духа, но «отрицание его свободы в проявлении». Фактически, по Хомякову, это два основных типа человеческого восприятия мира, два возможных для человека, в его историческом существовании, варианта метафизической позиции. Существенно, что деление человечества на «иранство» и «кушитство» в «Семирамиде» вообще относительно, а не абсолютно. Христианство же в историософии Хомякова не столько высший тип «иранского» сознания, сколько уже его преодоление. Неоднократно в книге признается и культурно-историческое значение достижений народов, представляющих «кушитский» тип. Идея абсолютизации каких-либо национально-религиозных форм исторической жизни вообще отвергается в «Семирамиде»: «История уже не знает чистых племен. История не знает также чистых религий» .
Сталкивая в своей историософии
«свободу духа» («иранство») и «вещественный»,
фетишистский взгляд, обозначенный символическим
именем «кушитства», Хомяков на почве
древней истории и мифологии
продолжал ключевой для славянофилов
спор с рационализмом, лишившим, по
их мнению, западный мир внутреннего
духовно-нравственного
Другим ярчайшим представителем
славянофильства является Иван Васильевич
Киреевский (1806-1856). По мнению Н.Бердяева
он «был наиболее романтиком из славянофилов»
. Подобно Хомякову он так же связывал
отрицательный опыт западного развития,
прежде всего с рационализмом. Оценивая
попытки преодоления
В религиозной антропологии
Киреевского главенствующее место
занимает идея цельности духовной жизни.
Именно «цельное мышление» позволяет
личности и обществу («Все, что есть
существенного в душе человека, –
утверждал мыслитель, – вырастает
в нем только общественно») избежать
ложного выбора между невежеством,
которое ведет к «уклонению разума
и сердца от истинных убеждений», и
«отделенным логическим мышлением»,
способным отвлечь человека от всего
в мире, кроме его собственной
«физической личности» . Вторая опасность
для современного человека, если он
не достигнет целостности
Информация о работе Западничество и Славянофильство в русской философии