Западничество и Славянофильство в русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:53, реферат

Краткое описание

Философская мысль XIX века в России характеризуется определенной двойственностью. Это ее свойство особенно ярко выразилось в середине века, когда российское общество стояло на пороге больших перемен. Общественность страны «глубоко задумалась над тем, что замыслил Творец о России, что есть Россия и какова ее судьба». Многие представители интеллигенции этого периода, осознавали, что накопившиеся в стране противоречия требовали их разрешения, но как, каким образом и на основе чего это делать – все эти вопросы являлись объектами их постоянных споров.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………..2
2. Западничество…………………………………………………………4
3.Славянофильство……………………………………………………....11
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.43 Кб (Скачать файл)

Заключение

Подводя итог рассуждениям на тему западничества и славянофильства, прежде всего, следует отметить внешнюю  схожесть в процессе развития этих двух философских течений России XIX века.

Представители и западничества  и славянофильства – это в  основном выходцы из одной и той  же социальной среды, составлявшие элиту  русского общества на тот период времени. В эпоху Николая I эта элита  перешла исключительно к теоретической  борьбе, поскольку реакционность  государственной машины России не позволяла  им сделать иного выбора.

Споры в области теории стали особенно интенсивными в то время, когда страна находилась на пороге больших изменений, как в экономике, в политике, так и в духовной сфере жизни общества. Западники  и славянофилы были схожи в  том, что необходимость изменений  назрела, но мнения их до диаметрально противоположного расходились в выборе вектора этих изменений.

Возможно, однако, что не имеет смысла в четко разделять  философскую элиту на приверженцев западного пути и на исповедующих идеи возврата к традициям допетровской эпохи. Граница между ними условна, поскольку многие представители, как  славянофильства, так и западничества  на протяжении своей жизни меняли свои взгляды и если не становились  апологетами противоположных для  них ранее идей, то, по крайней  мере, с ними сближались. Примерами  тому могут служить и приверженность Киреевского идеям западничества  в молодые годы и участие Аксакова в «западническом кружке» Н.В. Станкевича и кризис воззрений Герцена, который, конечно не стал славянофилом, но уже  и не являлся убежденным западником на склоне лет. Изменение взглядов –  это общая черта двух течений  и не только в смысле основных объектов противоречий, но и в смысле условий  развития, как западничества, так  и славянофильства.

И те и другие в молодости  увлекались трудами немецкой классической философии, а затем отвергали  многие постулаты, например таких ее представителей, как Гегеля и Шеллинга. Разница заключалась в том, что  западники рассматривали их философию, как отправную точку для создания своих собственных концепций, а  славянофилы пользовались ею для  обоснования преимуществ русских  традиций над западными.

Общим для данных философских  течений является обращение к  вопросам религии. Западничество видело безусловные плюсы в католицизме  и протестантизме, отмечали их роль в прогрессе европейской цивилизации, в создании свободного, самостоятельного, автономного человека. Белинский  утверждал примат личности над обществом  в истории. Славянофильство напротив утверждало тезис о чуждости западной религии на русской почве, о разрушительности для российского общества свободы  в западном ее понимании и о  необходимой для поступательного  развития – соборности людей их тесной общности. Считая Россию самобытной страной, отличной от запада и усматривая пользу для страны в характерных  для допетровской эпохи традициях  лишь немногие из славянофилов слепо  желали возврата к тенденциям свойственным русскому народу до Петра. В большей  своей массе они хотели использования  исконно русских традиций на почве  современности с ее достижениями и выгодами.

В свою очередь западничество  также не хотело перенесения западного  лекала на русское общество. Западники, прежде всего, хотели приспособить к  России безусловные в некоторых областях преимущества западного мира, но не как не сделать Россию Западом. В этих положениях и заключается сближение западнических и славянофильских позиций.

С течением времени и без  того размытая разделительная линия  между этими философскими движениями исчезнет, что приведет к появлению  такого феномена русской философии, как например народничество, которое  вырастет из славянофильства, но будет  сочетать в себе не мало достижений философии Запада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1) Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989г

2) Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М.: «Наука» 1956г. Т. 12

3) Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М., АСТ, 2006г.

4) Бердяев Н. А. Русская идея. М., АСТ,2007г.

5) Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003г.

6) Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954г. Т. 3

7) Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2001г.

8)История русской философии  / Под ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 2002г.

9) Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984г.

10) Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1994г.

 


Информация о работе Западничество и Славянофильство в русской философии