Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:54, реферат
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Австрии, во Фрейнберге, в семье мелкого торговца. З. Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Его отец придерживался либерально-просветительских взглядов и еще до рождения сына перестал посещать синагогу, а впоследствии и вовсе отказался от культовых и бытовых предписаний иудаизма. З. Фрейд получил типичное для выходца из мелкобуржуазной еврейской семьи образование: частная школа, гимназия, университет.
В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идей европейского рационализма и естественнонаучного эмпиризма.
Введение………………………………………………………………… 6
Мир………………………………………………………………………. 7
Человек…………………………………………………………………... 8
Общество………………………………………………………………...10
Истина…………………………………………………………………….12
Государство……………………………………………………………....3
Бог…………………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………….17
Список используемой литературы………………………………………18
Министерство образования и
ФГБОУ ВПО
«Уральская государственная
архитектурно-художественная
Кафедра Социальных наук
Реферат
По философии на тему:
З. Фрейд. «Будущее одной иллюзии.
Религия в культуре»
Руководитель: проф. Мосорова Н. Н
Выполнил: Погосян А. Г.
Екатеринбург 2013
Оглавление
Словарь терминов……………………………………………………….
Краткая аннотация……………………………………………………… 4
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………18
Словарь терминов
Невроз
- (новолат. neurosis, происходит от др.-греч. νεῦρον — нерв; синонимы — психоневро́з,
Иллюзия - (лат. illusio — заблуждение, обман) — искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию. Иллюзии могут возникать у психически здоровых людей (физические, физиологические иллюзии, метаморфопсии).
Инстинкт - (от лат. instinctus — побуждение), совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения
Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории
Социализация - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.
Бессознательное - совокупность психических проце
Сублимация - защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.
Истина - универсалия культуры субъект-объектного ряда, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления — с другой.
Религия - (лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога, божества. Р. предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Р. отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней).
Культура - форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Социальное бытие не существует само по себе, безотносительно к его воспроизводству людьми; в этом, собственно, и состоит его отличие от природы.
Аннотация
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Австрии, во Фрейнберге, в семье мелкого торговца. З. Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Его отец придерживался либерально-просветительских взглядов и еще до рождения сына перестал посещать синагогу, а впоследствии и вовсе отказался от культовых и бытовых предписаний иудаизма. З. Фрейд получил типичное для выходца из мелкобуржуазной еврейской семьи образование: частная школа, гимназия, университет.
В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идей европейского рационализма и естественнонаучного эмпиризма. Он свято верил во всемогущество человеческого разума и конечную победу научного мировоззрения. Религия же в его представлении была главным источником человеческих заблуждений, врагом просвещения и прогресса. Изучение естественных наук, несомненно, оказало очень важное влияние на его развитие. Знакомство с теорией эволюции органического мира Чарльза Роберта Дарвина (1809-82), который впервыепоставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, произвело настоящий переворот в сознании Фрейда.
Фрейд решил посвятить себя науке,
по его словам, он испытывал в
тот период "непреодолимую потребность
разобраться в загадках окружающего
мира и по возможности сделать
что-либо для их решения". Но осуществлению
его честолюбивых замыслов препятствовала
государственная политика буржуазной
Австро-Венгрии, ограничивавшая сферу
деятельности евреев коммерцией, юриспруденцией
и медициной. Путь в науку был закрыт, и
Фрейд был вынужден выбрать медицину,
как область более близкую к естествознанию.
В 1873 году он поступил на медицинский факультет
Венского университета и через 8 лет получил
степень доктора медицинских наук. Учебные
занятия Фрейд совмещал с работой в Институте
физиологии при университете, руководимым
Эрнстом Брюкке (1819-92.). Сотрудничество
с этим выдающимся ученым существенно
укрепило научно-рационалистический склад
мышления Фрейда и заложило фундамент
для дальнейшей научной работы в области
материалистической теории неврозов естественнонаучного
материализма.
В 1874-1875 гг. он прослушал цикл лекций немецкого
философа-идеалиста Франца Брентано (1838-1917).
Его учение о психических актах как направленных
действиях души, его полемика с английским
психиатром Г. Модели по проблемам бессознательного
вызвали живой интерес Фрейда.
После 1881 года Фрейд открыл врачебный
кабинет и занялся лечением психоневрозов.
В 1885 году, пройдя по конкурсу на место
приват-доцента неврологии Венского университета,
он получил возможность ехать на стажировку
в Париж, во всемирно известную клинику,
возглавляемую Жан Мартеном Шарко (1825-93),
по мнению которого причины функциональных
психических расстройств следует искать
не в анатомии, а в психологии. Эта мысль
глубоко запала в сознание Фрейда. Через
несколько лет, продолжая без особого
успеха испытывать различные фармакологические
и физиотерапевтические средства лечения
больных, Фрейд натолкнулся на книгу, ученика
Шарко - доктора И. Бернгейма (1837-1919) "Внушение
и его применение в качестве терапии",
в которой описывались результаты лечения
невротиков методом гипнотического внушения.
В возрасте 36 лет он становится профессором
Венского университета и вскоре окончательно
встает на путь разработки психоанализа.
Его творческую эволюцию в области психоанализа
можно условно разделить на три периода:
- ранний период (1895-1905)
- период 1-ой психоаналитической системы
(1905-20)
- период 2-ой психоаналитической системы
(1920-39)
До самой своей смерти, наступившей в 1939 г., Фрейд занимался активной научной деятельность, опубликовав за это время много научных статей и монографий.
Зигмунд Фрейд не считал себя философом.
Однако «сумма психологической информации»,
собранной им эмпирическим путем, постепенно
складывалась в научную дисциплину
мировоззренческого характера. Ему
казалось, что его открытия приложимы
к различным областям общественной жизни
– культуре, религии, искусству. Такая
экспансия психоаналитического метода
уже не обеспечивалась чисто научным мышлением.
Фрейд вступал в сферу догадок, предположений,
интуиции. Иначе говоря, невольно становился
философом.
Задаваясь вопросом о том, что и почему
ограничивает человека в проявлении его
врожденных биологических инстинктов,
Фрейд обращается к истокам культуры,
к возникновению религиозных верований.
Обнаруженные закономерности влияния
внешней среды на мышление, поведение,
деятельность человека позволили Фрейду
дать свою трактовку таким важнейшим вопросам
как генезис и предназначение культуры,
соотношение природных и культурных начал
в структуре личности, истоки нравственности
и т.д.
Понятие «культура» содержит целый
комплекс значений, так и не обретших
законченного бесспорного определения.
Очевидно лишь, что механизм культуры
есть путь отвлечения от природы. Чем
дальше развивается человечество, тем
основательнее его отрыв от органической
основы жизни. Таким образом, Фрейд
рассматривал культуру в этом узком
смысле как систему ограничений
и запретов («культурных запретов»),
которые вытесняют известные
влечения человека в сферу бессознательного,
упорядочивают отношения людей
между собой, распределяет достигаемые
материальные блага. Он видел параллелизм
онтогенетического и
Введение
Необходимость проанализировать привычную
для автора культуру и прогнозировать
ее будущее на основе исследования прошлого
и настоящего. Люди меньше анализируют
именно современность, и для того, чтобы
она могла служить основанием для суждений
о будущем, ей необходимо превратиться
в прошлое. К тому же трудно судить обо всех
областях человеческой деятельности,слишком
это широкая сфера. Итак, автор обосновывает
сужение сферы своего исследования.
Человеческая культура предстает перед
человеком в двух измерениях: во-первых,
это накопленные человечеством знания
и умения, позволяющие людям овладеть силами
природы и взять у нее блага, необходимые
для удовлетворения человеческих потребностей,
во-вторых — все институты , необходимые
для упорядочениячеловеческих отношений,
в частности для распределения имеющихся
благ. Оба эти измерения пов * язани: на отношения
между людьми оказывает большое влияние
количество благ, блага могут быть об *
ектом отношений. Кроме того, каждый человек
виртуально является врагом культуры,
хотя она является общей задачей всего
человечества. Следовательно, все усилия
культуры направлены не только на распределение
благ,но и защиты их от враждебных устремлений
индивидов. Все, созданное человеком, может
быть использовано против нее же.
Итак, складывается впечатление, что культура —
то-то, нав * связано меньшинством, сумевшим
сосредоточить в своих руках власть. Источники
неудовлетворенности людей культурой
неисчерпаемы, и, если бы они были уничтожены,
наступил бы золотой век — но на практикекаждая
культура должна быть построена на принуждении
и запрете. Неизвестно, после отмены запретов
и ограничений большая часть индивидов
будет поддерживать тот уровень физических
усилий, необходимый для материального
обеспечения общества — значит, Фрейд
отрицает основную идею коммунизма. Жаль,
что коммунисты не умели читать.
Основной фактороценки человеческой культуры —
именно это стремление человека к реализации
деструктивных начал в своей психике. Невозможно
обойтись без преобладания меньшинства
над массами, потому массы является недальновидные
и немобильные, они не любят отказываться
от своих поездов. Люди не имеют спонтанной
любви к труду, и аргументы разума бессильны
против их страстей. Коммунистическиеидеи,
чьи контраргументы предполагает Фрейд
в данной проблеме, опираются на «новый
вид людей», но автору очень сомнительным
представляется возможность достичь на практике
такой реорганизации культуры. Этот эксперимент
(в данном случае имеется в виду именно
СССР) в основе своей — просто замечательный,
но «через свою незавершенность не подлежит
рассмотрению, для которогопредоставляет
материал наша давно устоявшаяся культура
».
Итог: Фрейд предлагает рассматривать
общество, в котором культура создана для
уяремлення индивида, который в свою очередь
является ее врагом и противником — то общество,
которое имело место в современной ему
Западной Европе.
Фрейд делает обобщение своих мыслей:
"жизнь в этом мире служит некоей
высшей цели, которую, правда, нелегко
угадать, но которая, несомненно, означает
совершенствование
Беспомощность ребенка имеет
продолжение в беспомощности
взрослого... психоаналитическая мотивировка
формирования религии дополняет
его очевидную мотивировку
Информация о работе З. Фрейд. «Будущее одной иллюзии. Религия в культуре»