Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:48, доклад
Философа, у которого спустя 23 века после смерти остаются последователи, нельзя назвать заурядным. Платоном вдохновлялись мудрецы античности и отцы церкви, средневековые теологи и философы Возрождения, великие мыслители Западной Европы и русские философы — от Посидония и Оригена до Чаадаева и Хайдеггера. Отец идеализма оказал огромное влияние на всю нашу философию и даже на нашу современную культуру. Тем, кто помнит фильм «Матрица», уже не покажется странным платоновский миф о пещере.
Введение.
Философа, у которого спустя 23 века после
смерти остаются последователи, нельзя
назвать заурядным. Платоном вдохновлялись
мудрецы античности и отцы церкви, средневековые
теологи и философы Возрождения, великие
мыслители Западной Европы и русские
философы — от Посидония и Оригена до Чаадаева
и Хайдеггера. Отец идеализма оказал огромное
влияние на всю нашу философию и даже на нашу
современную культуру. Тем, кто помнит
фильм «Матрица», уже не покажется странным
платоновский миф о пещере.
Человек стремится познать мир. Но как
познать то, что постоянно меняет свой
облик? Как дойти до сути изменчивых вещей?
Платон дает свой ответ на этот вечный
вопрос. Он говорит о двух мирах: изменчивом
чувственном и умопостигаемом мире идей,
существующем вне времени и пространства.
Именно в познании мира идей Платон видит
единственный путь к пониманию мира и его
законов. Этот путь пролегает не вовне,
а в самом человеке. Развитие добродетелей:
мужества, мудрости, умеренности, справедливости —
позволяет душе подниматься к миру идей,
схватывая суть вещей. Сила же, ведущая
нас по этому пути, — Эрос Птерос, любовь,
дающая крылья.
Учение Платона об идеальном государстве
до сих пор является камнем преткновения
для философов. Утопия это или реальность?
Далекий призрак тоталитаризма или высшая
и лучшая форма правления? За два тысячелетия
было несколько попыток воплотить эту
идею...
Жизнь Платона
Платон родился в 427г. до н.э. При рождении он был назван Аристоклом.
Платоном назвал его учитель гимнастики впоследствии то ли за широту плеч,
то ли за широту лба. “Платон” означает широкий. При рождении Платона ходили
слухи, что он рожден не от своего отца, а от бога Аполлона. Тем самым ему
приписывались особые дарования без тени оскорбления отца. Платон в
молодости увлекался поэзией. Сохранились некоторые отрывки из его
поэтических произведений.
В двадцать лет, когда Платон воспринял влияние Сократа, он бросил
поэтическое сочинительство и решил посвятить себя философии. С этого
времени он стал одним из восторженных слушателей и учеников Сократа. После
Казни учителя в 399г. до н.э. Платон с другими учениками Сократа покинул
Афины из соображений безопасности. Сократа обвиняли в атеизме и в
развращении молодежи. Развращением власти называли попытки Сократа поднять
авторитет истины выше авторитета богов и законов.
Платон вернулся в Афины лишь через десять с лишним лет. К этому времени
относится его первая поездка к Дионисию Старшему в Сицилию. Он надеялся
повлиять на него посредством приобщения его к философии. Однако, Платон
вскоре был разочарован. В Седьмом письме он пишет об этой поездке: “Как
только я сюда приехал, мне очень
не понравилась здешняя
италийскими и сиракузскими пирами, где доедаются дважды в день, а
бражничают всю ночь, и во всем остальном ведут себя соответственно: от
такой жизни мудрецом не станешь и умеренности не научишься. Какой нрав
выдержит подобное житье?” (326в.) Более того, Платон попал в немилость и
решил уехать из Сицилии на корабле спартанского посла Поллида. Он не знал,
что Дионисий тайно приказал послу убить Платона в открытом море или продать
его в рабство. Как сообщает Диоген Лаэртский, это распоряжение тирана было
сделано не без злорадства. Дионисий притворно заявил, что Платон ведь не
понесет никакого ущерба, т.к. будучи человеком справедливым, он и в рабстве
будет испытывать счастье. Поллид не решился убить всеми почитаемого
философа, но тем не менее, боясь ослушаться Дионисия, продал его в рабство
на острове Эгине. Некий Анникерид, житель Эгины, отправлялся на состязание
колесниц в Элиду. Когда он перед отъездом случайно повстречал Поллида и
узнал в готовом для продажи невольнике известного философа Платона, он
сразу же купил его за 30 мин. Он купил его только для того, чтобы
немедленно отпустить на свободу. И этим, как говорят, стяжал гораздо
большую славу, чем в состязании колесниц. Ведь никто и не узнал бы о нем,
если бы он не выкупил Платона.
Второй раз Платон ездил в Сицилию к Дионисию Младшему для претворения в
жизнь своего проекта государства. Говорят, что тиран обещал помочь ему в
этом деле, но не помог. В третий раз Платон ездил для примирения Дионисия
Младшего с Дионом, но и на этот раз безрезультатно.
Жизнь Платона умеренной в пределах Академии. Он не участвовал в
политической жизни государства, соблюдая идеологическую осторожность.
Судьбы Анаксагора, Протагора, Продика, Сократа свидетельствуют об
опасности, которая подстерегала любого ученого, философа и софиста в
Афинах, где господствовала государственная идеология, основанная на
мифологии и вере в богов. Власти проявляли враждебность ко всем тем, кто
вызывал сомнение в существовании богов. Известно, в частности, что во время
судебного процесса над Анаксагором поэт Диопейт внес законопроект, считать
государственными
явления. Это предложение было принято.
Спустя 33 года после казни Сократа, в 366 г. до н. э. когда
военачальник Хабрий был обвинен в сдаче крепости Оропа фиванцам, как
свидетельствует Диоген Лаэртский, один только Платон заступился за Хабрия.
И когда он вместе с Хабрией шел на акрополь, сикофант Кребил обратился к
нему: "Ты заступаешься за другого и не знаешь, что тебя самого вдет
Сократова цикута?" Платон ответил: "Я встречался с опасностями, сражаясь за
отечество, не отступлю и теперь, отстаивая долг дружбы". Сикофант -
доносчик, нанятый государством. Платон постоянно чувствовал эту опасность и
соблюдал осторожность также в личной переписке. Например, во Втором письме
к Дионисию Младшему -тирану Сицилии Платон пишет: "Ты говоришь, что тобой
недостаточно воспринято учение о природе первопричины. Я должен ответить
тебе иносказательно, дабы, если эта табличка испытает какие-либо
превратности на суше и море, тот, кому она попадет в руки, ее бы не понял".
Даже в личной переписке Платон пользовался не только различными формами
иносказания, но и различными условными знаками - словами для различения
серьезных писем от несерьезных. В частности, в Седьмом письме он
напоминает: "Относительно знака, какие письма я посылаю тебе всерьез, а
какие нет, я думаю, ты помнишь, однако прими это особенно к сведению и будь
к этому внимателен. Ведь меня заставляют писать тебе многие, которым
нелегко напрямик отказать. Итак, в серьезных письмах вначале упоминается
бог, боги же в несерьезных"(363в).
После возвращения в Афины Платон купил участок земли в роще бога
Академа и в 387г. до н. э. основал школу, названную Академией. На входной
двери в школу была надпись: "Не геометр да не войди". Он строго изолировал
свою школу от горожан, и по выражению Т. Гомперца, он как бы окружил ее
рвом и окопом. Известно только, что внутри школы преподавание велось устно.
Из соображений безопасности ничего не записывалось. Отбор учеников
производился с
учеником долгое время был Аристотель из города Стагиры. Он учился в
Академии 17 лет, затем открыл свою школу - Лицей (или Ликей). Говорят, что
отношения между Платоном и Аристотелем к концу жизни Платона, стали
натянутыми. Платон называл Аристотеля Полом ("Пол" - по-гречески -
жеребенок). Известно, что жеребенок, досыта насосавшись молока, лягает свою
матку. Платон тем самым намекал на неблагодарность Аристотеля, который стал
замечательным ученым и философом благодаря именно ему. Став самостоятельным
мыслителем, Аристотель раскритиковал некоторые воззрения Платона.
Аристотелю приписывается
истина дороже". Говорят, что Аристотель не пришел к умирающему Платону и
даже попортил его книги. Поводом к охлаждению взаимоотношений послужило то
обстоятельство, что Платон не одобрял его манеры держать себя и одеваться.
Аристотель слишком придавал значение одежде и обуви, стриг волосы и любил
покрасоваться своими многочисленными кольцами. В его лице было что-то
надменное, а многословие, в свою очередь, изобличало суетность нрава. Не
приходится говорить, что эти качества, не свойственны истинному философу.
Поэтому Платон не допускал к себе Аристотеля, предпочитая ему Ксенократа,
Спевзиппа, Амикла и других, кого отличал всяческим образом, в частности,
разрешением принимать участие в своих философских беседах.
Академия просуществовала около девяти веков - до 529г., когда
византийский император
рассадниками ложной мудрости. Главой школы был Платон, который еще при
жизни назначил своим преемником Спевзиппа - сына своей сестры Потоны.
Основная часть философии
Мир идей (эйдосов) существует вне времени
и пространства. В этом мире есть определенная
иерархия, на вершине которой стоит идея
Блага, из которой проистекают все остальные.
Благо тождественно абсолютной Красоте,
но в то же время это Начало всех начал и Творец
Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается
как Солнце, идеи символизируются теми
существами и предметами, которые проходят
перед пещерой, а сама пещера — образ материального
мира с его иллюзиями.
Идея (эйдос) любой вещи или существа —
это самое глубокое, сокровенное и существенное
в нем. У человека роль идеи выполняет его
бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают
качествами постоянства, единства и чистоты,
а вещи — изменчивости, множественности
и искаженности.
Душа человека представляется у Платона
в образе колесницы с всадником и двумя
лошадьми, белой и черной. Возница символизирует
разумное начало в человеке, а кони: белый —
благородные, высшие качества души, черный —
страсти, желания и инстинктивное начало.
Когда человек пребывает в ином мире, он (возница)
получает возможность вместе с богами
созерцать вечные истины. Когда же человек
вновь рождается в мире материальном, то знание
этих истин остается в его душе как воспоминание.
Поэтому, согласно философии Платона,
единственный для человека способ знать —
это припоминать, находить в вещах чувственного
мира «отблески» идей. Когда же человеку
удается увидеть следы идей — через красоту,
любовь или справедливые дела — то, по словам
Платона, крылья души, когда-то утерянные ею,
вновь начинают расти.
Отсюда — важность учения Платона о Красоте,
о необходимости искать ее в природе, людях,
искусстве или прекрасно устроенных законах,
потому что, когда душа постепенно восходит
от созерцания красоты физической к красоте
наук и искусств, далее — к красоте нравов
и обычаев, — это наилучший способ для души
подняться по «золотой лестнице» к миру
идей.
Второй силой, не менее преобразующей человека
и способной поднять его до мира богов,
является Любовь. Вообще, сам философ напоминает
Эрота: от также стремится достичь блага,
он и не мудр и не невежественен, но является
посредником между одним и другим, он не обладает
красотой и благом и именно поэтому стремится
к ним.
И философия, и любовь дают возможность
рождения чего-то прекрасного: от создания
прекрасных вещей до прекрасных законов
и справедливых идей.
Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры»
к свету идей, поскольку способность видеть
свет духовного Солнца (то есть созерцать
истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению,
мы смотрим не в том направлении.
В «Государстве» Платон также дает нам
учение об основных частях человеческой
души, каждая из которых имеет свои добродетели:
разумная часть души имеет в качестве добродетели
мудрость, вожделеющее начало (страстное
начало души) — умеренность и воздержанность,
а яростный дух (который может быть союзником
как первого, так и второго) — мужество
и способность подчиняться разуму. Все
вместе эти добродетели составляют справедливость.
Платон проводит параллели между частями
души и типами людей в государстве и называет
справедливостью в государстве, когда
каждый человек находится на своем месте
и делает то, к чему более всего способен.
Особое место в «Государстве» Платон уделяет
стражам (воинам) и их воспитанию, которое
должно сочетать в себе две части: мусическую
и гимнастическую. Гимнастическое воспитание
позволяет подчинить страсти разумному
началу и развить в себе качество воли.
А мусическое — позволяет смягчить яростный
дух и подчинить его законам ритма и гармонии.