Идеи Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:48, доклад

Краткое описание

Философа, у которого спустя 23 века после смерти остаются последователи, нельзя назвать заурядным. Платоном вдохновлялись мудрецы античности и отцы церкви, средневековые теологи и философы Возрождения, великие мыслители Западной Европы и русские философы — от Посидония и Оригена до Чаадаева и Хайдеггера. Отец идеализма оказал огромное влияние на всю нашу философию и даже на нашу современную культуру. Тем, кто помнит фильм «Матрица», уже не покажется странным платоновский миф о пещере.

Вложенные файлы: 1 файл

платон.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Политические взгляды  Платона 

Платон в своих трудах «Государство»  и «Законы» изложил свои взгляды на устройство государств, политические режимы и формы правления. Также Платон описывает идеальное утопическое государство, все остальные государства, по его мнению, являются лишь приближениями к идеалу.

Платоном были впервые выделены следующие формы правления: монархия, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания. Самым правильным и разумным он считает монархию и аристократию. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства.

Мое мнение относительно политических взглядов Платона достаточно противоречиво. Безусловно, невозможно переоценить его вклад в развитие политической мысли того времени, вклад, который впоследствии стал отправной точкой для развития многих учений о государстве и праве во времена эпохи Возрождения; однако сама позиция Платона не может быть воспринята однозначно.

С одной стороны, следует отдать должное его стремлению представить  в качестве главного приоритета для  процветания государства мудрость его правителей: в своих учениях Платон неоднократно говорит о том, что у власти должны стоять люди, избранные благодаря своим достоинствам, которые должны разбираться в философии, и, таким образом, могущие принять правильное решение в какой-либо ситуации и пойти на компромисс в случае затруднений. Для идеального государства Платон исключает возможность того, чтобы страной правили люди, занявшие такое положение благодаря деньгам или воинским заслугам: такому государству в силу превалирования экономических либо милитаристских интересов верхушки общества будет несвойственен баланс, гармония, которые являются залогом справедливости – именно она является главным приоритетом с точки зрения Платона. Также для достижения целей благополучия государства у власти не должен находиться народ, в своей массе не обладающий достаточными познаниями и умениями в области политики, что привело бы к разнообразным беспорядкам и способствовало бы лишь упадку общества, в условиях чего тоже существовали бы препятствия для достижения справедливости.

В целом, концепция идеального государства у Платона представляет собой достаточно развитую и четкую схему, следуя которой со временем можно было бы добиться процветания всех слоев общества и государства в целом.

Однако, с другой стороны, в соответствии с политическими взглядами Платона государство имеет приоритет над человеческой личностью, потому что ее интересами, по мнению Платона, следует пренебречь для целей благополучия государства. Человек должен всегда находиться под контролем власти в силу своей неспособности существовать вне общества, ни в какой сфере его действия не должны руководствоваться его собственными воззрениями – он во всем должен прислушиваться к мнению верхушки общества. На мой взгляд, в том, что Платон недооценивает значение личности, заключается слабость концепции Платона: безусловно, личность играет огромную роль при построении модели справедливого государства и преуменьшение ее значимости неизбежно приведет к превращению идеального государства в один из видов упадочных (тирания, демократия и др.). Чтобы общество было процветающим, необходимо достигнуть баланса интересов отдельного человека и всего государства, так как долгое существование ни одной системы невозможно в состоянии нестабильности, когда наблюдается превалирование ценностей одного слоя общества перед всеми остальными. В «Законах» можно отметить принцип верховенства закона и развитую систему беспристрастного правосудия, однако вместе с этим присутствует и строгая система контроля в государстве, регламентирующая практически каждый шаг. Личность, подверженная тотальному контролю во всех сферах своей жизнедеятельности, в любом случае будет стремиться к освобождению от давления сверху, что рано или поздно приведет к волнениям и существование справедливого общества будет поставлено под угрозу.

Учение Платона как одного из первых философов, уделявших внимание политике, конечно же, достойно пристального внимания и изучения; его концепция сыграла немалую роль в дальнейшем развитии государства, как в Древней Греции, так и за его пределами. Однако, при рассмотрении политических взглядов Платона и его модели справедливого государства в частности, не следует подходить к ним как к безусловному идеалу, к которому следует стремиться, а необходимо всесторонне изучить все плюсы и минусы предлагаемой им системы, чтобы сравнить с более поздними идеями для глубокого и детального понимания полета политической мысли человека.

Мир, с точки зрения Платона, двойствен и состоит  из  идей (эйдосов) и вещей (прагм). Идеи представляют собой не мыслительные    конструкции, но сверхреальность, или образцы вещей, их отвлеченные сущности. В то время как эйдосы являются истинными, вещи в силу своей  материальности  неистинны, поскольку, как указывал Платон, сама их материальность извещает их сущность. Лишь идеи истинны, так как не отвечает своей сущности. 
 
В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей. 
 
По мнению Платона, высказанному им в трактате “Государство”, главной основой идеального государства является справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре, т.е. справедливость, есть соответствие реальной вещи своей идее, ведь государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства), когда  каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью. А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия,  Платон предлагает деление общества на сословия: философов - правителей, воинов - стражей и ремесленников - производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно: разумным, яростным и вожделеющим.  
 
Для Платона идеальный строй - тот, где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому, не представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальную самоценность и полную автономию в поступках. 
 
У него государство и гражданское общество представлены в едином, гомогенном, целостном, нерасчлененном понятии. Можно сказать, что Платон представляет государство как упорядоченную и направленную организацию.    
 
Целью государства, которое Платон считал идеальным, является обеспечение для максимального числа их граждан условий для добродетельной жизни. 
 
Платон выделяет следующие формы правления: царский строй (монархия), аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания. Самым правильным и разумным он считает царский  строй  и  аристократию – это идеальные типы государственного правления.  Остальные формы правления  являются последовательным отклонением от идеального государства.   
 
Аристократия - это правление лучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот, кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона, на роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков.  Наименее подходят люди, руководствующиеся честолюбием, деньгами, почетом. 
 
Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. “Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий”. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей. 
 
Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках ... 
 
Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон, тем не менее, выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно-замкнутого, “самодостаточного” государства. 
 
Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев из третьего сословия. Так возникает  критско-спартанскй  тип  государства,  или тимократия( “тиме” - честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать. 
 
Следующий вид государственного устройства - олигархия - появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой. 
 
Следующей формой государственного правления, является демократия, которая логически вытекает из олигархии. Победа бедняков приводит к установлению демократии - власти народа. Здесь царят своеволие и безналичие. Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность – чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится  на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех форм государства  Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых. 
Диалог “Законы” является последним сочинением Платона. В нем он изображает “второй по достоинству” государственный строй, приближая его к реальной действительности греческих полисов. 
 
Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы. 
 
Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. 
 
Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми  пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут  приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены. 
 
Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят  в другой класс. Все вместе граждане образуют правящую верхушку. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяется в обязанность служба в  войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах, жертвоприношения... 
 
В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда. Вместе с признанием рабства у 
 
Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному  труду.   В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя. 
 
Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы  по  большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. 
 
Аристотель,  величайший  из  древнегреческих   философов,   ученик   и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н.  э.  в  Стагире-городе на   северо-западном   побережье   Эгейского   моря. 
 
Аристотель подчеркивает, что понятие государства определяется разнообразно и что существует много форм государства с различными политическими устройствами. «Политика» Аристотеля начинается словами: «Всякое  государство  представляет  собой  некоторую  форму  общежития». Но общежитие – это род, государство лишь один, хотя и главный, вид общежития; «государство  есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством». Он считает, что исторически развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него  –  к государству (городу, полису). Однако логически первично государство, ибо оно представляет энтелехию общества. В государстве сохраняются следующие отношения: семейные (муж и жена, родители и дети, господин и рабы) и государственные (властвующий и подвластные). Эта внеисторическая «природная» структура общественных отношений увековечивает отношения господства и подчинения, конкретно – отношения рабовладельческого общества. 
 
«Политическое устройство есть тот порядок, который лежит в основании распределения государственных властей и определяет собою как верховную власть в государстве, так и норму всякого в нем общежития». Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную власть, административную и судебную. 
 
      Государство состоит из разных людей, знатоков своего дела, ибо «один человек наилучшим образом может исполнить только одно дело». Далее государство состоит из семей, которые также различаются друг от друга. 
 
Аристотель выделяет также в государстве благородных и  неблагородных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов (но  рабы не часть государства). Государство состоит из граждан, оно есть ничто иное, как масса граждан. Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении. Это абсолютное понятие гражданина. Кроме того, граждане несут военную службу и служат богам. Итак, граждане – это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая. 
 
В отличие от Платона Аристотель различает идеальную, «абсолютно наилучшую», форму государственного устройства и «ту, которая возможна в действительности, которая более удобна и более общая для всех государств». 
 
Аристотелева критика социально-этического идеала Платона касается  как частных, так и принципиальных вопросов. Аристотель усматривает  много затруднений в осуществлении замысла Платона о передаче способных детей землевладельцев и ремесленников в среду воинов, а тем более не способных детей воинов  –  в среду третьего сословия и т.д. Принципиальные же возражения сводились к трем: Платон переступил пределы должного единства,  стремясь упразднить всякое многообразие. Но для государства требуется не  единство как таковое, но единство в многообразии, причем «единство менее  сжатое предпочтительнее единства более сжатого». 
 
Аристотель прекрасно понимает, что положение человека в обществе определяется собственностью. Поэтому он критикует Платона, который в своей утопии  уничтожает частную собственность у высших классов, специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения  владением, и т.д. Таким образом, он отстаивает частную собственность, которая представлялась ему, да и действительно была в его время единственно возможной и прогрессивной, обеспечивая своим развитием преодоление последних  пережитков общинного социального устройства.Сохранение установившегося строя  зависит от того, насколько государство сможет обеспечить превосходство своих сторонников над теми, кто не желает сохранения существующего порядка. Отсюда  учение Аристотеля о формах государственного устройства. Он делит формы государственного устройства по двум основаниям: количество правящих,   конкретизируемое соответственно имущественному признаку, и цель (моральная значимость) правления. С точки зрения последней, формы государственного   устройства делятся на «правильные», при которых  власть имущие имеют в виду  общую пользу, и «неправильные», где имеется в виду только собственная польза. По количеству правящих–один правитель, правление богатого меньшинства и правление бедного большинства. В результате получается три «правильных»  формы правления (монархия, аристократия, полития) и три «неправильных»  (тирания,  олигархия и демократия). 
 
Итак, делает вывод Аристотель, «все мысли Платона, хотя чрезвычайно изысканы и остроумны, оригинальны и глубоки, но при всем том трудно сказать, чтобы были верны»; то есть платоновский идеал невозможен.

 

«Государство» и его  экономические основы у Платона

Этика - учение о нравственности, и  политика - учение о государстве у Платона тесно связаны: государство подобно человеку, а человек - государству, справедливость в человеке и в государстве одинакова. Поэтому человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве. «Образец совершенного государства» и «прообраз человека» - таков предмет этико-политического учения Платона.

При всей своей страсти к определениям платоновский Сократ не может дать определения государства - он ограничивается лишь указанием на то, что это «совместное поселение». Больше мы узнаём о происхождении государства. Согласно мнению Платона, государство возникает вследствие многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного разделения труда, при котором удовлетворить различные потребности человека легче, чем если бы каждый выращивал хлеб, изготовлял одежду, обувь и т.д., так как лучше работает тот, кто владеет каким-либо одним искусством и не отвлекается на другие работы.

Необходимость государственной организации  вытекает из повседневных интересов людей. «Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждаются…Оно возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд… Мы берём себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом с той мыслью, что этот обмен будет им ко благу» - говорил Платон.

Поэтому в государстве должны быть и земледельцы, и строители, и ремесленники, которые снабжали бы земледельцев и строителей орудиями труда, и купцы, и торговцы и, наконец, воины, чтобы защищать государство от внутренних и внешних врагов. Платоновская мысль о роли разделения труда при происхождении государства была прогрессивной, хотя она, разумеется, вовсе не вскрывала истинную сущность и истинную причину происхождения государства, которое возникает, как трактует ряд теорий, при распадении общества на антагонистические классы.

Но свою верную догадку о роли разделения труда Платон использовал  в своих антиэгалитарных целях, дабы утверждать, что разделение труда  возможно и выгодно именно потому, что люди от природы предназначены  к выполнению какой-либо одной трудовой операции: одни предназначены по своим природным задаткам к земледелию, другие - к ткачеству, третьи - к домостроению, и т. д. - и тем, к чему человек предназначен природой, «он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое». При этом наличие задатков к тому или иному виду трудовой деятельности исключает, по Платону, способности к воинскому мастерству, к управлению и к умственному труду, вершина которой - в деятельности философа. «Толпе не присуще быть философом».

Платон, в сущности, определял государство как особую форму поселения людей, которая возникает из необходимости взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защите населения и его территории, поддержания порядка внутри самого поселения. Таким образом, государство и общество, у Платона пока еще не различаются.

Государство может существовать длительное время, в том случае, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Платон уделил особое внимание деньгам, но, скорее всего, так и не понял  их сущности. Платон отрицательно относился к функции денег в качестве сокровища. Деньги имеют две функции: меры стоимости и средства обращения. Они должны служить только для обмена. Платон требовал запретить куплю-продажу в кредит, т.е. выступал против использования денег как средства платежа.

Как подчеркивал К. Маркс, Платон в  своем «Государстве» хочет «насильно  удержать деньги в рамках простого средства обращения и меры [стоимости], чтобы не дать им стать деньгами как таковыми». Лишь тогда государство  сохранит свою устойчивость, когда  оно будет ориентироваться на натуральное хозяйство. Фактически Платон воспроизвел с известными поправками архаическую структуру экономики Спарты с сохранением рабства.

Платон считал, что горожан надо наделять земельными наделами, но их имущество  не должно быть чрезмерным. Если стоимость имущества превысит стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству. Запрещаются также ссуды под проценты. Закон должен устанавливать пределы колебания цен. Именно в таком государстве, где выполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных.

Платон с осуждением относится  к существующим формам государства. Он правильно отмечает, что в этих государствах существует имущественное  неравенство, делающее из одного государства  «два враждебных друг другу государства: одно - бедняков, другое - богачей», и тем самым ослабляющее его. Однако Платон вовсе не против неравенства, и его критика государства направлена, прежде всего, против демократии, которую Платон как идеолог античной аристократии ненавидит. Демократия, как известно, строится на принципе приоритета большинства над меньшинством, а Платон это большинство изображает резко отрицательно, говоря о «безумии большинства».

Он с презрением высказывается  о гражданах демократического государства, которые «густой толпой заседают в народных собраниях, либо в судах, или в театрах, в военных лагерях, наконец, на каких-нибудь общих сходках и с превеликим шумом частью отвергают, частью одобряют чьи-либо выступления или действия, переходя меру и в том, и в другом». Он дает сатирический образ демократа - «разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрел себе новый плащ» и «собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью».

В демократическом государстве благом почитается свобода, там «только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе». Эта «жажда свободы», «свободы в неразбавленном виде» приводит к тому, что там тех, кто послушен властям, смешивают с грязью как добровольных рабов, отец боится своих детей, учитель - школьников, старшие - младших, мужчины - женщин, люди - животных. В таком государстве «лошади и ослы привыкли… выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги».

Типичный человек демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден, однако наглость там  называется просвещенностью, разнузданность - свободою, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством. Демократическое государство легко вырождается в тираническое, ибо чрезмерная свобода и для одного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. Такова критика Платоном рабовладельческой демократии. Многое он подметил там верного, однако собственный социальный идеал Платона еще хуже. Впрочем, Платон осуждает не только демократию, он ненавидит также тиранию, отрицательно относится и к олигархии - власти богатых, и к тимократии - власти военных. Этим четырем извращенным видам государственного устройства Платон противопоставляет свой образец совершенного государства, который он называет также «прекрасным городом» (в историко-философской традиции такое государство Платона принято называть «идеальным государством Платона»).

По Платону, все существующие виды государственного устройства - извращения того, что должно быть, не потому, что  они основываются на социальном неравенстве, а потому, что их социальное неравенство  не соответствует природному неравенству  людей, потому что власть военных, богатых, большинства, власть тирана противоестественна. Платон строит свою модель социального неравенства, которую он основывает на своем учении о структуре души.

Подобно тому, как в душе три  части, так и в государстве  должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; яростной части, добродетель которой в мужестве, - сословие воинов (стражей); низменной, вожделеющей части души - сословие земледельцев и ремесленников.

Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих  правителей-философов, мужественно  мужеством своих стражей, рассудительно  повиновением худшей части государства  его лучшей части и справедливо, поскольку в таком государстве все служат ему как некоей целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела, а «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость». Иначе говоря, «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое». Итак, в идеальном государстве три сословия. Но, строго говоря, их два, поскольку философы-правители выходят из сословия воинов-стражей, поэтому Платон иногда говорит просто о стражах, подразумевая и философов.

Информация о работе Идеи Платона