Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:57, реферат
Просвещение – идейно-политическое течение времен перехода общества от феодализма к капитализму. Просвещение отражало интересы нарождавшейся буржуазии и народных масс и сыграло роль идеологической подготовки буржуазных революций. Социально-экономические основы обусловили основные идейные принципы, заключающиеся в критическом отношении к социальной и политической организации феодального общества, а также к его идеологической легитимности. Просветители критиковали феодальный строй абсолютистскую монархию, решительно выступали против крепостничества, обосновали необходимость установления новых общественных порядков, которые способствовали бы улучшению жизненных условий народных масс, обеспечивали их право на образование и культуру. Резкой критике подвергали они религиозные догматы, схоластику, отстаивали светский характер общественной жизни.
Введение 3
1. Идеология Европейского Просвещения. Общие черты
и особенности. 4
1.2. Просветительские идеи английских мыслителей 5
1.3. Немецкое Просвещение 9
1.4. Итальянское Просвещение 8
2. Деятели французского Просвещения 11
Заключение 20
Список литературы 21
Понятие «общая воля» является у Руссо механизмом выявления интересов суверенного народа. Он различает «волю всех» как простую сумму частных интересов и «общую волю» как центр пересечения волеизъявлений граждан. Речь идет о кардинальной политической проблеме – согласование противоречащих интересов индивидов, сословий, общества в целом.
Поскольку суверен образуется лишь из частных лиц, у него не может быть интересов, которые бы противоречили интересам этих лиц: «невозможно, чтобы организм захотел вредить всем своим членам». Суверенитет, по Руссо. Един и неотчуждаем, т.к. его носителем является народ; суверенитет неделим т.к. он является общей волей народа и не может быть в силу этого разделенным между различными частями народа. В этой связи системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства. Следует подчеркнуть, что проблема социальной природе власти и ее принадлежности народу является центральной в политической концепции Руссо.
Политические и правовые идеи Руссо оказали большое влияние на общественное сознание, на последующее развитие теоретических представлений о государстве и праве. [2]
Наряду с концепцией народного суверенитета неоценим вклад Руссо в политическую теорию – постановка социального вопроса, требование социального, а не только юридического равенства. В этом вопросе он шел не в ногу с просветителями и со временем. Близилась эпоха торжества капитализма, а Руссо выступил с явно антикапиталистических позиций. Он призывал к уравнению собственности и к использованию в этих целях авторитета государства и законов.
Влияние идей Руссо, как теоретическое, так и практическое, очень велико. Якобинцы считали его своим учителем и оправдывали свою диктатуру учением Руссо о народном суверенитете и общей воле.
Наконец, еще один важнейший аспект наследия Руссо – приоритет, который он явно отдает интересам целого над правами человека, над личностью. Здесь Руссо развивает платоновскую государственную традицию, а его непосредственным предшественниками явились Гоббс и Спиноза. От Руссо эстафета абсолютизации общей воли переходит к якобинцам и к Марксу в революционном варианте, и к Гегелю в консервативном варианте.
Новаторство ряда идей, противоречивое, но мощное влияние на последующие теории в сочетании с блестящей, темпераментной формой изложения сделали Руссо одним из крупнейших представителей мировой политической мысли.[5]
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
Разработка модели государства будущего – одна из основных тем политико-правовых учений эпохи Просвещения.
В политических учениях того времени господствовала вера в разум, в просвещение и возможность рационального переустройства общества.
Мыслители «века просвещения» считали, что просвещение – это средство или путь к преобразованиям. В этот период было завершено развитие ряда предшествующих политико–правовых концепций, им были приданы классические формы.
Просветительство, как идейное движение представляло собой закономерную ступень в развитии политической идеологии. Движение просветителей возникает на ранних этапах идеологической подготовки перехода к буржуазному строю.
Наиболее интересными и прогрессивными были учения французских просветителей Руссо и Монтескье. Монтескье, сторонник компромисса, призывал правящий класс потесниться и дать возможность третьему сословию занять достойное место в управлении государством – теория разделения властей.
Суть учения Руссо – обоснование и защита принципа и идей народного суверенитета, он остро поставил проблему социального неравенства.
Многие идеи Руссо актуальны для современного этапа развития российского общества.
Главной и общей идеей Просвещения
было низвержение сословно-
Список литературы