Индивидуальность как способ духовной жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 09:41, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определить место духовности в структуре человеческой индивидуальности, выявить природу основополагающих свойств человека с точки зрения как классических, так и новейших отечественных и зарубежных исследований, объединенных антропоцентрической парадигмой в социально-философскую антропологию.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
 Изучить литературу по проблеме вопроса.
 Рассмотреть особенности понятий «индивидуальность», «личность». «духовность» с точки зрения научных дисциплин, изучающих человека.
 Раскрыть связь понятий «индивидуальность» и «духовность» через способ человеческого бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.54 Кб (Скачать файл)

Личностное субъективное бытие протекает в нескольких измерениях 
(мирах): виртуальном, душевном и духовном. Сутью виртуальных процессов являются внеэмоциональная «технологическая» переработка информации путём придачи смысла и достраивания недостающих деталей. Душевный мир - это мир экзистенциальных переживаний, а духовный мир - это акты трансцендирования и свободно конструирующей и направляющей себя активности, основанной на создании составных смыслов и общечеловеческих нравственных ценностей мир, то внутренний мир человека - это единство виртуальности, душевного и духовного миров.

Внутренний мир - это целостный мир индивидуальной человеческой 
субъективности как особой формы бытия, неразложенное единство процессов внутренней жизни индивида в их бытийном проявлении, это индивидуальное сосредоточие бытия, содержательно выраженное в сознании и пронизанное душевными переживаниями.

Стержнем духовности, её сущностным ядром является нравственность. Переход к духовному уровню бытия - это акт сознательного свободного выбора личности, но основным законом духовного бытия является подчинение должному. Утверждение духа возможно только путём осознания необходимости единения, согласованности и кооперирования всех членов сообщества, в чём проявляется действие универсальных законов мироздания, а в условиях социума обобщённо выражено в нравственных ценностях.

Духовность, имманентно заключая в себе нравственность, выполняет функцию упорядочивания социального бытия и способствует саморазвитию индивидуальности личности.

Духовность способна к целенаправленному самосовершенствованию, основанному на осмысливании цели своей жизни. Смысл жизни определяется её конечностью, поэтому именно смерть придаёт жизни определенность существования, выстраивает цели бытия и порождает его смысл.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Духовность выступает как способ самоидентификации, индивидуализации человека, тем самым она предстает и как констатация некоей границы, отделяющей данного человека от всего прочего, данного Я от всего, что не-Я. Другими словами, духовность - это внутреннее пространство личности, вместе с тем барьер, отделяющий Я от всего, находящегося по ту сторону данного барьера.

Но самоидентификация человека раскрывает его не только как субъект отношений «человек - общество». Если человек осознает себя как некоторое Я, то и это Я, поскольку оно осознается, становится для него предметом анализа, самооценки, как положительной, так и отрицательной. Посредством саморефлексии человек превращает себя в субъекта определенного отношения, с одной стороны, и объекта этого отношения, с другой. Осознавая себя, духовно самоидентифицируясь, человек как бы раздваивается. Превращая себя в объект собственного отношения, раздваиваясь, дистанцируясь от самого себя и сознательно преобразовывая, человек получает один из важнейших факторов прогресса. Эта фундаментальная особенность существования и развития человека определяется философской мыслью как квинтэссенция человеческого существования. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность».[10] Таким образом, человек живет не просто по своей генетико-природной программе, всей своей жизнедеятельностью человек сам себя целенаправленно преобразует, переделывает, совершенствует, развивает. Этот импульс самосозидания, самосотворения индивидуальности лежит в основе человеческой природы, в основе человеческой духовности.

Духовность человека есть своего рода управляющая подсистема всей человеческой жизнедеятельности, ее высший ценностно-смысловой императив.

Понятно, что смысло-ценностное самоутверждение, индивидуальность человека как фундаментальная черта человеческого бытия неразрывно связаны с духовностью, творчеством, свободой. Как в индивидуальности проявляются эти качества, так и индивидуальность в свою очередь реализуется через них. В понятиях дух, духовность фиксируется особый уровень человеческого бытия, связанный со способностью человеческого сознания создавать свой особый внутренний мир, свободный от жесткой зависимости по отношению к эмпирическим обстоятельствам человеческого существования. Поэтому человек как существо духовное есть не просто эмпирический индивид, тождественный объекту, всецело определяемому причинностью природного, социального и собственно психологического характера, а субъект, личность, индивидуальность способная свободно определять себя изнутри.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Блонский П.П. Современная философия. Между идеализмом и наукой. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011, с.192.
  2. Глущенко Н.С. Индивидуальность  как выражение природно-социального в человеке. Автореферат. - Барнаул: БГП, 2006
  3. История этических учений. Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова.с.355
  4. Машков В.Н. Дифференциальная психология человека: Учебное пособие для вузов. - СПб: ПИТЕР, 2008
  5. Панарин А.С. Философия политики М., 1996. С 200]
  6. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. Проблема индивидуализации и социально-философский смысл. - М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1984, с.29
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: ШКОЛА ПРЕСС, 2002, с.352.
  8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: ЮРАЙТ, 2010, с.224.

 

INTERNET источники

  1. http://finbe.ru/. Что же такое индивидуальность человека?
  2. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bar/ Духовность человека как сфера его сущности, Барулин В. С.

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск - 2013

 

 


Информация о работе Индивидуальность как способ духовной жизни человека