Историческое развитие социальной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой, занимающейся исследованием и обоснованием жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных формациях. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований – человеческие отношения во всех их формах проявления. Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества.

Содержание

Введение 3
1.Позитивистская социальная философия О. Конта 4
2.Суть органической теории общества Г. Спенсера 9
3.Какова роль современного позитивизма и постпозитивизма, во многом исходящих из идей О. Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Философия КР2.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Как и Конт, Спенсер  ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности развития в обществе. Социальное равновесие, по мнению Спенсера, это результат приспособительных действий людей, достижения гармонии их интересов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и социальных институтов и выступает как фактор стабильности в обществе.

Спенсер считал, что политика и политические деятели должны способствовать появлению такого баланса в обществе. Распаду общества предшествует его  упадок. Этот процесс совершается под действием внутренних и внешних причин. Распадение общества начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию и т.д. Происходит уменьшение экономической и политической интеграции.

Говоря о капиталистическом  укладе экономики, Спенсер утверждал, что капитализм лишен внутренних противоречий и является самым совершенным  и гармоническим строем. Классовую  борьбу пролетариата против буржуазии  Спенсер объявлял нарушением равновесия и на этом основании выступал против стачечного движения английских рабочих. Спенсер с ненавистью высказывался о социализме.

 

Какова роль современного позитивизма и постпозитивизма, во многом исходящих из идей О.Конта  и Г.Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности?

Не вызывает никаких  сомнений тот факт в истории философии, что большое влияние на все  последующее развитие научной и  философской мысли оказал позитивизм, возникший в Европе в XIX в.

Философским кредо позитивизма  стало признание абсолютного значения опыта, практики в поисках истины. Творческой основой этих исканий была вера в научную постижимость бытия, преклонение перед методами и завоеваниями науки. «Философствующие физики» претендовали на создание «научной философии». Утверждалось, что научная философия должна строиться по подобию эмпирических наук, ибо только путем изучения природных, естественных закономерностей можно получить объективное знание о мире. Таким образом, в XIX в. естествознание заявило о себе в философском плане.

В качестве причины появления  позитивизма можно считать бурный прогресс естественных наук на рубеже XIX—XX столетий и доминирование в  области методологии спекулятивных  философских воззрений, которые  по своим принципам не соответствовали  конкретным целям и задачам естествоиспытателей. Философские вопросы, считают позитивисты, — это псевдовопросы, не имеющие никакой познавательной ценности; единственным источником истинного действительного знания объявляются частные науки и научные дисциплины.

В своей классификации наук Конт несомненно привел всю область положительных знаний в правильный, стройный порядок. Преимущества этой классификации можно видеть уже из того, что новые, введенные ею разграничения, обозначаемые терминами биология, социология, сделались общеупотребительными у учёных.

В первой половине XX столетия на Западе, прежде всего в Европе и Америке, быстро развивалась эмпирическая социология. Она представляет собой  современное проявление социологического позитивизма, начало которому положили О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Однако в отличие от своих предшественников представители современной эмпирической социологии отказались от исследования фундаментальных проблем социальной философии, в том числе от изучения общества как целостного социального организма, законов его развития. Они сосредоточили свое внимание на отдельных явлениях общественной жизни. Четко прослеживается установка на то, чтобы превратить социологию в точную и по сути прикладную научную дисциплину.

Видное место в современной  социальной философии занимает так называемый структурно-функциональный анализ. Среди его многочисленных представителей выделяются американские социологи Т.Парсонс (1902—1979) и Р.Мертон (род. 1910). Оба они признают важную роль социально-философской теории в объяснении общественных явлений. Р.Мертон разработал «теорию среднего ранга (или уровня)». Последняя выступает как совокупность некоторых теоретических обобщений на основе эмпирических данных. Обобщенным выражением теорий среднего уровня могла бы стать, по Мертону, общая социальная теория функционирования общества.

Представители структурно-функционального  анализа рассматривают общество как целостный социальный организм, части которого функционально связаны  друг с другом и со всем обществом. Они анализируют общество с помощью таких понятий, как «система», «элементы», «структура», «функция», «дисфункция», «равновесие», «стабильность», «гармония» и т.п.

В рамках структурно-функционального  анализа явлений общественной жизни  исследуются как факторы, способствующие равновесию и стабильности общества, так и те, которые мешают этому. В ряду других ставятся вопросы о нормах и ценностях, способствующих функционированию общества, а также об отклонениях от них, характеризуемых как «дисфункции».

Широко исследуется  «отклоняющееся поведение» как противоречащее принятым социальным нормам, в том числе нравственным и правовым. К такому поведению относятся преступность, наркомания, алкоголизм и т.д. Дисфункциональной может оказаться деятельность тех или иных социально-политических институтов, если она нарушает стабильность общества, ведет к деформации и разрушениям. Все это является предметом внимания социологии структурно-функционального анализа.

Для социологии современного позитивизма (О.Нейрат, С.Чейз п др.) характерно отрицание объективных общественных закономерностей и враждебное отношение к материалистическому пониманию истории; исследование общественной жизни сводится к поверхностному описанию отдельных фактов или сторон жизни; противоречия капитализма объявляются следствием неправильного употребления языка. В связи с этим в одних случаях предлагается заменить существующие языки искусственными символическими языками, построенными на принципах математической логики, и других — английским языком, который, по мнению неопозитивистов, должен стать единым языком человечества.

Последний этап в развитии позитивизма, начало которому было положено сравнительно недавно, в 60-х годах, представлен  постпозитивизмом. Его появление  на свет было связано с кризисными явлениями в лингвистической философии. Представители постпозитивизма в отличие от своих предшественников сосредоточили свое внимание не на языке логике науки, а на более общих проблемах ее развития: на анализе структуры научных теорий и их функциях, на процедурах проверки подтверждения и опровержения теорий, законов и гипотез, на вопросах истории науки и закономерностях ее развития. Наиболее видные представители постпозитивизма (Т.С.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд) в своих работах высказали целый ряд оригинальных положений относительно закономерностей развития науки.

За последние годы особое распространение позитивизма  в его наиболее крайней форме  получил в США, где наблюдается  тенденция к соединению семантической  формы позитивизма с прагматизмом в общую эклектическую систему.

Борьба против позитивизма имеет важное значение для дальнейшего успешного развития диалектико-материалистического мировоззрения и наук о природе и обществе, для высвобождения сознания людей из-под влияния буржуазной идеологии.

Заключение

Социальная  философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20—40-х годов XIX века. В то время ее обширная проблематика была представлена, прежде всего, в работах французского философа Огюста Конта, а затем и его последователя Герберта Спенсера. Параллельно развивалось и другое направление социальной философии со своей проблематикой. Оно было представлено в трудах немецких мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса. 

Анализируя общий вклад  О. Конта и Г. Спенсера, важное место занимает объективный анализ содержания их теорий, роли их взглядов в общем контексте философского развития общества. И если мы на ситуацию посмотрим под этим углом зрения, то нетрудно убедиться, что социологические идеи О. Конта и Г. Спенсера — это именно социально-философские идеи. Ибо какая еще другая отрасль духовной культуры рассматривает вопросы об обществе в целом, о субстанциональных основах общества, об общих законах функционирования и развития общества? Так что творчество О. Конта и Г. Спенсера наряду с тем, что оно придало импульс развитию социологического знания, явилось и важной составной частью социальной философии XIX в.

Более того считается, что  разработки О. Конта и Г. Спенсера об обществе, его основах являются важным дополнением того глубинного переворота во взглядах на общество, который связан с именами Г. Гегеля и К. Маркса. О. Конт и Г. Спенсер продвинули дальше, конкретизировали понимание структуры общества, обосновали дифференциацию на статику и динамику общества, выявили его важные духовные механизмы, заставили более внимательно посмотреть на аналогию живых организмов и общества. Конечно, далеко не все их идеи бесспорны, но даже то обстоятельство, что вот уже более века они не сходят с философско-исторической арены, свидетельствует о большом запасе рационального в этих идеях.

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  2. Философия. В вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003.
  3. Кохановский В.П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. С. 305-307.
  4. Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. в 2 тт., т. 1. – СПб., 1898.
  5. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001.



Информация о работе Историческое развитие социальной философии